Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Еще одним романтиком на земле стало меньше – 7 июля в Санкт-Петербурге на 79-м году жизни скончался поэт и музыкант Юрий Кукин. Имя его ничего не говорит миллионам, но многие знают знаменитую песню "А я еду за туманом". Такова судьба многих авторов известных музыкальных произведений.
Символ поколения
Мало кто, например, помнит, что слова популярного уже которое столетие романса "Очи черные, очи страстные" принадлежат поэту Евгению Гребенке, а музыка – композитору Гердалю. А грустную песню про курьерский поезд Воркута – Ленинград, который мчится "по тундре, по железной дороге", некогда написал Григорий Шурмак. С Юрием Алексеевичем Кукиным произошла, в сущности, такая же история.
Однажды написанная им вещь отделилась от него и стала жить своей жизнью. Более того, она превратилась в символ целого поколения – лириков-шестидесятников. Людей интеллектуального труда, которые ищут в жизни не грубые материальные блага, а высокий смысл существования.
Песню подхватили и запели, прежде всего, геологи, для которых она стала настоящим гимном, а затем, все, кто считает себя туристом.
"Люди едут за деньгами,
Убегают от обиды, от тоски...
А я еду, а я еду за мечтами,
За туманом и за запахом тайги".
В фильме "Короткие встречи" (1967) Киры Муратовой главный герой в исполнении Высоцкого как будто возник из песни Кукина – молодой, бородатый, романтичный геолог. Яркая личность, противостоящая мышиной серости советских будней с их повседневностью в виде продовольственных очередей, комсомольских и партийных заседаний, добровольно-принудительных субботников и остальных примет развитого социализма.
Внутренняя свобода
У него было немало прекрасных песен, например, "Париж" или "Вот якорь поднят, птиц звенящий караван…", но "За туманом" стала главной. В ней Кукин предложил современникам совсем другой вариант существования – стать чудаком, на фоне толкающихся за благами сограждан выбирающим внутреннюю свободу.
Если нельзя путешествовать по всему миру, то можно это делать в пределах СССР. Направиться в тайгу или, как предлагал Геннадий Шпаликов, посетить соленый Тихий океан, где с кем-то можно распустить белый парус одиночества.
Юрий Визбор же предпочитал горы как место преодоления себя и обстоятельств.
"Вот это для мужчин
Рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин,
Чтоб не вступать в игру.
А есть такой закон –
Движения вперед,
И кто с ним не знаком,
Навряд ли нас поймет".
Сам Кукин неоднократно бывал в геологических экспедициях по всему Союзу – бывал на Камчатке, Дальнем Востоке, Памире. Работал в шахте. Хрущевская оттепель вселила в его поколение большие надежды, и он торопился активно жить. И саму песню написал в пути. Находясь в поезде, который мчал его из родного Ленинграда в Шерегеш, поселок в Кемеровской области, известный как одно из излюбленных мест советских горнолыжников.
Песни от сердца
Он был скромен, интеллигентен и не тщеславен, в отличие от большинства нынешних обитателей музыкального Олимпа, считающих себя "звездами" и видящих главный смысл существования в пачках купюр после каждого концерта. А Юрий Кукин главной своей стезей считал спорт, много лет работая тренером фигурного катания в детских спортивных школах. И "За туманом" он не считал шедевром, утверждая, что песня совсем не о туристах. Где вы, мол, видели туриста с чемоданами?
Леонид Утесов говорил, что он поет сердцем. Пожалуй, о Кукине можно сказать, что он писал сердцем. Вкладывая в слова и музыку самые искренние чувства любви и доброго отношения к окружающим.
Он не сочинял произведений о партии или Родине, но на его песнях выросло не одно поколение людей, многие из которых не причисляют себя к поклонникам бардовской песни.
Как рассказала РИА Новости его коллега, автор и исполнитель бардовской песни Галина Хомчик, Юрий Кукин был удивительный друг, светлейший, удивительного обаяния и честности человек. По ее словам, никто не верил, что ему уже немало лет. "Какие бы артисты не выходили до него на сцену – знаменитые, именитые, популярные – каждый раз, когда выходил дядя Юра Кукин (так мы его все звали), зал вставал и приветствовал его. Я уже не говорю, что его не отпускали со сцены, и песни его пели вместе с ним", – отметила Хомчик.
Романтические времена давно закончились, но "За туманом" продолжают петь те, кто считает себя свободным человеком. Спасибо за это Юрию Алексеевичу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции