Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Квас и кефир де-юре могут стать алкоголем: с принятием поправок в действующее законодательство алкогольной продукцией будут считаться все напитки крепостью свыше 0,5%. Чиновники обещают к моменту вступления закона в силу составить список продуктов, не попадающих под действие ограничений. Но пиво любой крепости - теперь алкоголь, и продавать его в рознице в ночное время с 1 июля 2012 году будет нельзя.
Теперь алкоголь
Госдума 6 июля приняла во втором чтении законопроект о поправках в закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", приравнивающий к алкоголю все напитки крепостью свыше 0,5%. (прежде ограничения распространялись на напитки крепче 12%).
Снижение планки до 0,5% не случайно. Как пояснил РИА Новости депутат Госдумы Виктор Звагельский, по действующим нормативам ЕС и Таможенного союза, пивом считаются напитки крепостью от 0,5% (именно 0,5% алкоголя содержится в безалкогольном пиве).
Установление столь низкой границы для определения алкогольной продукции вызвало легкую панику среди производителей и торговцев продуктами, которые традиционно принято считать безалкогольными: квас, некоторые кисломолочные продукты могут содержать 1,2-1,5% алкоголя. Чиновники уже призвали участников рынка не волноваться. Новое определение алкогольной продукции начнет действовать с 1 июля 2012 года. К тому времени правительство должно подготовить перечень спиртосодержащей продукции, не относящийся к алкогольной, пояснил один из авторов законопроекта депутат Виктор Звагельский.
Производители выражают сомнение в эффективности подобного подхода. "Сегодня один чиновник включит продукт в список, а завтра другой решит исключить", - говорит президент пивоваренной компании "Очаково" Алексей Кочетов.
Впрочем, и причисление пива к алкоголю пивовары считают несправедливым. "Во всем миру пиво выделено в отдельную товарную категорию, - отмечает Алексей Кочетов, - которая регулируется мягче, чем алкоголь".
Ночью не продавать!
Главное нововведение законопроекта - в том, что он приравнивает все виды пива к алкоголю, и тем самым лишает пивоваров множества привилегий, которые давал отрасли ее безалкогольный статус, полученный в еще в 1990-е годы.
Например, станет невозможной любая реклама пива, за исключением рекламы в местах продаж и в специализированных изданиях. Пиво должно исчезнуть из ассортимента ларьков, а стационарные магазины должны прекратить ночную торговлю этим напитком.
Согласно закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 1 сентября 2010 года запрещена продажа алкогольных напитков крепостью выше 15 градусов в ночное время - с 11 вечера до 8 утра следующего дня. Регионы вправе сами расширять временные границы этого запрета - в Москве, например, торговля крепким алкоголем запрещена с 22-00 до 10-00 следующего дня.
Последствия новых запретов
Запрет рекламы или продаж в киосках отрасль сможет пережить без серьезных потерь. На мелкорозничную торговлю, к которой относятся нестационарные точки, приходится не слишком много - до 30% продаж пива. Но у транснациональных компаний, контролирующих до трех четвертей российского рынка пива, достаточно ресурсов для изменения логистических схем. Впрочем, пивовары все же ожидают сложностей в работе с ритейлерами: "для поставки алкогольной продукции в торговую сеть нужно печатать кучу дополнительных документов", - поясняет Алексей Кочетов.
Хуже придется рознице. Не всей, конечно - крупных сетевых игроков нововведения мало затронут. "Мы не видим рисков снижения товарооборота или других сложностей", - сказал РИА Новости исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белановский. А вот мелким торговым точкам придется туго. Доходы от продажи пива и слабого алкоголя составляют до 60% оборота ларьков, исключение этой продукции из ассортимента для многих из них означает прекращение работы. Туго придется и небольшим круглосуточным магазинам шаговой доступности, ведь большую часть их ночного ассортимента составляет пиво и слабый алкоголь.
Уход мелких торговцев с рынка может иметь негативные социальные последствия. "Это крайне негативно скажется на малом бизнесе, и на населении маленьких населенных пунктов, где одна палатка нередко снабжает людей необходимыми товарами", - уверена президент межрегионального фонда "Деловая перспектива" Дина Крылова.
Но есть и другой аспект, ларьки - это основное место, где несовершеннолетние, несмотря на запрет, могут приобрести пиво и слабый алкоголь. Штрафы и исправительные работы, установленные в качестве наказания за нарушение этой нормы продавцами, проблему до сих пор не решили.
Лицензирования не будет
В проекте документа, подготовленного ко второму чтению, содержалось требование об обязательном лицензировании производства пива. Но при обсуждении законопроекта от этой меры было решено отказаться.
Шаг очень серьезный, если вспомнить, что лицензирование, которого пивовары боялись пуще прочих ограничений - бич всей алкогольной отрасли. Эта процедура крайне сложна и болезненна даже для крупных компаний, а для мелких игроков она нередко заканчивается уходом с рынка.
С начала 2011 года из-за невозможности переоформить лицензию приостанавливали производства петербургский завод "Браво Премиум", "Кубанская винная компания", крупнейший российский производитель коньяка Московский винно-коньячный завод КиН. "До начала процесса перелицензирования в России было 650 производителей алкоголя, останется не более 400", - делится мрачным прогнозом директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Чиновники Росалкогольрегулирования, занимающиеся выдачей лицензий, "слишком широко трактуют закон", - поясняли ранее эксперты юридической компании "Пепеляев Групп".
В общем, пивовары избежали больших неприятностей. Лицензирование алкогольных производств вводилось государством еще в середине 1990-х для повышения собираемости налогов и борьбы с нелегальной продукцией, доля которой на рынке крепкого алкоголя уже много лет колеблется около отметки 40-60%. Что до пивной отрасли, то нелегальной продукции здесь практически нет, а собираемость налогов, по словам Исполнительного директора Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции Алика Туйгунова, составляет 97,7%.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции