Рейтинг@Mail.ru
ПРО без политики. Военный аспект - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ПРО без политики. Военный аспект

Читать ria.ru в
Тема противоракетной обороны – одна из наиболее обсуждаемых в рамках российско-американских переговоров. Это объясняется настойчивым стремлением Вашингтона развернуть системы ПРО передового базирования в относительной близости от границ Российской Федерации, что, по мнению военных аналитиков, влияет на эффективность боевого применения стратегических ядерных сил нашей страны.

Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований, для РИА Новости.

Тема противоракетной обороны (ПРО) – одна из наиболее обсуждаемых в рамках российско-американских переговоров. Это в первую очередь объясняется настойчивым стремлением Вашингтона развернуть системы ПРО передового базирования (элементы стратегической ПРО) в относительной близости от границ Российской Федерации, что, по мнению военных аналитиков, влияет на эффективность боевого применения стратегических ядерных сил (СЯС) нашей страны.

Именно этому вопросу посвящено заседание министров обороны в рамках "Совета Россия-НАТО", которое открылось 8 июня в Брюсселе.

Проблема ПРО достаточно сложна и не имеет быстрого решения. Американская сторона постоянно заявляет о приверженности сотрудничеству с Россией в разработке систем противоракетной обороны. Но она отказывается давать какие-либо юридически оформленные обязательства, что создаваемые системы не будут направлены против нашей страны.

Мы по-прежнему не доверяем друг другу: Москва боится ослабления своих СЯС, а Вашингтон и его европейские союзники предпочитают опираться исключительно на собственные вооруженные силы в соответствии, как они считают, со статьей 5 Устава НАТО.

Выход из создавшегося тупика возможен, но он потребует уже в ближайшее время реализации следующих шагов.

Шаги навстречу

Во-первых, необходимо открыть в Москве центр обмена данными от систем предупреждения о ракетном нападении, основываясь на Совместной декларации о новых отношениях между США и Россией от 2002 года. Такой центр должен функционировать в режиме реального времени как первое звено между США (НАТО) и Россией в системе раннего обнаружения пусков баллистических ракет. Дополнительные центры могут быть открыты в США и Европе.

Во-вторых, следует продолжить совместные компьютерные учения с США и НАТО по ПРО театра военных действий (ТВД). На этом направлении накоплен существенный положительный опыт. Как отмечает известный военный эксперт Владимир Дворкин, в период 1996-2006 годов проведены пять компьютерных тренировок по ПРО ТВД в формате Россия-США поочередно в каждой стране. В 2003-2008 годах проведены четыре тренировки в формате Россия-США-НАТО: в Колорадо, Нидерландах, Москве и Мюнхене.

В-третьих, целесообразно рассмотреть вопрос о проведении совместных российско-американских учений по перехвату реальной высокоскоростной баллистической цели. Для этого необходимо задействовать российские ЗРК С-300 ПМУ-1 (С-400) и американские Patriot PAC-2. В качестве места проведения таких учений лучше всего подходит российский военный полигон Ашулук, расположенный в Астраханской области.

Конечно, этого недостаточно для выстраивания между Россией и США партнерских отношений в сфере противоракетной обороны. Но реализация таких мер повысит доверие между нашими странами. И это позволит обсуждать возможность совместимости национальных систем ПРО.

 

Очевидно, что США не могут отложить на будущее вопрос о создании системы ПРО в Европе как по внутриполитическим обстоятельствам, так и с учетом ранее данных обязательств в рамках НАТО.

Поводом для этого служит то, что Иран достаточно быстро наращивает свой ракетный потенциал и сохраняет значительную неопределенность в отношении истинных целей реализуемой ядерной программы. Сейчас иранские специалисты разрабатывают 2-ступенчатую твердотопливную ракету "Саджиль" с максимальной дальностью полета 2,2 тыс. км при весе головной части в 1 т (при уменьшении веса головной части до 500 кг дальность стрельбы увеличивается до 3 тыс. км).

Ракеты этого типа могут представлять потенциальную угрозу как для южных районов нашей страны вплоть до Волгограда, так и ряда европейских государств; их принятие на вооружение возможно через 2-3 года. Следовательно, создание совместной системы ПРО в некотором будущем (совместимость элементов ПРО лишь первый шаг в этом направлении) отражает наши общие интересы.

Этому способствует географически удобное расположение российских радиолокационных станций (РЛС) в Габале (Азербайджан) и под Армавиром.

В 2009 году администрация президента Обамы отказалась от создания "космического эшелона" ПРО и ограничила программу наземной стратегической противоракетной обороны 30 перехватчиками GBI (еще 8 находятся в резерве) в Калифорнии и на Аляске. К 2018 году США собираются развернуть в Польше 10 наземных перехватчиков SM-3 Block 2b, которые, возможно, смогут перехватывать боеголовки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок.

Помимо этого, США приступили к серийному производству ракет-перехватчиков SM-1, собираются развернуть шесть батарей ПРО наземного базирования THAAD, а также 24 ракеты SM-3 Block 2А наземной системы "Иджис Эшор" в Румынии. Все эти ракеты предназначены для перехвата только баллистических ракет (головных частей) малой и средней дальности.

В свою очередь, Россия имеет систему ПРО А-135, которая прикрывает Москву. Эта система позволяет отразить ограниченный ядерный удар на конечном участке траектории, но ее практически невозможно использовать в совместной системе ПРО.

Не подходят для этих целей как существующие ЗРК С-400, которые имеют высоту перехвата ракет не более 30 км, так и, по-видимому, перспективные ЗРК С-500 (их характеристики в сфере ПРО вряд ли будут существенно лучше американской системы THAAD). Все это существенно ограничивает реальные возможности России по интегрированию в Европейскую систему ПРО.

Южный фронт

В качестве одного из возможных путей решения этой проблемы следует рассмотреть вопрос о создании в Южном федеральном округе страны рубежей национальной противоракетной обороны. В этом случае удастся реализовать на практике идею о формировании в Европе секторальной системы ПРО, которая была предложена президентом Дмитрием Медведевым в ноябре 2010 года на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне.

Учитывая возможные траектории стрельбы с иранской ракетной базы в районе Исфахана, российские противоракеты лучше всего разместить вблизи Ростова-на-Дону, а их наведение осуществлять с помощью современной РЛС под Армавиром. Это позволит обеспечить защиту от иранских ракет средней дальности.

Научно-производственный потенциал позволяет России достаточно быстро разработать и принять на вооружение противоракеты с высотой перехвата порядка 200-300 км и неядерной головной частью, способной нанести кинетический удар (в случае прямого попадания) или разрушить баллистический объект с помощью различного рода поражающих элементов. По-видимому, такие противоракеты должны иметь мобильные пусковые установки (ПУ), а их количество, на первом этапе, может быть ограничено 16 ПУ (зенитно-ракетная бригада).

Таким образом, создание совместной (с участием России) противоракетной обороны в Европе возможно только в некотором будущем.
Вначале необходимо повысить уровень доверия между Россией, с одной стороны, и США и их европейскими союзниками – с другой. Для этого достаточно обмена информационными ресурсами и проведения совместных учений. В случае же развертывания в южных районах нашей страны рубежей ПРО возникнет объективная необходимость в совместимости новой российской системы и, как минимум, аналогичной системы в Румынии. По сути, это станет первым шагом к созданию в Европе единой системы ПРО.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала