Рейтинг@Mail.ru
И снова газ для Украины - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

И снова газ для Украины

Читать ria.ru в
Дзен
С одной стороны, не может не радовать, что в прошлое ушли постоянные упоминания Киевом вины Москвы за голодомор, подрыв генофонда украинской нации, и так вплоть до битвы при Конотопе в 1659 году. С другой - из-за газовой темы в тень ушли многие другие крайне важные аспекты российско-украинского сотрудничества.

Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы, для РИА Новости.

За последний год вопрос цены на российский газ для Украины стал лейтмотивом всех встреч на высшем уровне.

С одной стороны, не может не радовать, что в прошлое ушли постоянные упоминания Киевом вины Москвы за голодомор, подрыв генофонда украинской нации, и так вплоть до битвы при Конотопе в 1659 году. С другой - из-за газовой темы в тень ушли многие другие крайне важные аспекты российско-украинского сотрудничества.

Вот и 7 июня в Москве, на заседании Межправительственной украинско-российской комиссии, именно газ, и только он, будет в центре внимания глав правительств Украины и России Николая Азарова и Владимира Путина.

Накануне Азаров сообщил, что обратился с письмом к российскому коллеге, в котором изложил свой алгоритм пересмотра газовых соглашений. Сверхзадача украинской политики в отношении России на нынешнем этапе - добиться цены в размере 240 долларов за тысячу кубометров газа. Экономическая ситуация в стране не оставляет власти в Киеве времени для маневра.

"В текущем году Украина должна выплатить 189 млрд гривен по внешним долгам (это более 23,5 млрд долларов - прим. автора), - заявил 1 июня на заседании правительства президент Украины Виктор Янукович. - А все это из кошелька налогоплательщиков".

Какую же аргументацию приготовил Азаров, чтобы оправдать требования к "Газпрому"? Украина полагает, что она как крупнейший партнер российского газового монополиста имеет право на особые цены. Кроме того, Киев постоянно подчеркивает уникальность своей ГТС не только для России, но и для Европы.

А некоторые украинские политики считают, что без украинских газовых хранилищ невозможна ритмичная работа газотранспортной системы России.

Моментами трудно уловить, где аргументы украинской стороны в газовом вопросе начинают походить на обычный шантаж.

Но Киев ради снижения цен на газ предложил и некий "пряник". Еще в феврале 2011 года официальный представитель НАК "Нафтогаз Украины" заявил, что компания рассматривает возможность частичного перехода на расчеты за российский газ в рублях. "Россияне предложили, и мы посчитали, что с учетом того, что в Украине есть профицит рублей по торговому балансу, то это бы многие вопросы упрощало", - заявил представитель "Нафтогаза". Сейчас соответствующие предложения обсуждаются с Национальным банком Украины, и регулятор допускает такую возможность.

Киев явно хочет сыграть на желании Москвы сделать российский рубль резервной валютой в СНГ.

И все же фронтальная атака украинских властей вряд ли завершится успехом.

Президент России Дмитрий Медведев взыскался достаточно однозначно на этот счет. "Первый момент заключается в том, что мы должны соблюдать заключенные соглашения. Это относится и к Российской Федерации, и к нашим украинским партнерам. И всякого рода призывы к каким-то односторонним мерам, пересмотрам должны быть наложены на "ткань" договоренности, и никак иначе", - считает он. В то же время Медведев не исключает возможности пересмотра цен на газ в будущем.

Второй момент, продолжил он, заключается в том, что "для нас Украина не какой-то малознакомый, сторонний, дальний партнер. Это очень близкая, братская страна, у которой много экономических проблем". К этому Медведев добавил, что они с Януковичем договорились "подумать о том, чтобы в будущем можно было бы использовать какие-то продвинутые формы кооперации, включая и кооперацию в газовой сфере".

Позиция российской стороны ясна - Киев может рассчитывать на дальнейшее снижение цены на газ либо в случае создания реально работающего совместного предприятия между "Газпромом" и "Нафтогазом" с передачей в СП газотранспортной системы Украины, либо в случае вступления Украины в Таможенный союз.

Вообще, с началом работы этой интеграционной структуры Украина оказалась в достаточно сложно положении или, правильней сказать, в "серой зоне" между ЕС и ТС ЕврАзЭс. На это обращает внимание и премьер Азаров, по его словам, "если географически посмотреть: с востока мы окружены Таможенным союзом в составе Беларуси, России, Казахстана, с запада - Европейским союзом, который также является Таможенным союзом. И так Украина находится в кольце между двумя таможенными союзами. Вот такая наша специфика".

Украинской стороне не удалось сохранить те привилегии в торговле с Россией, Белоруссией и Казахстаном, которые она имела до создания ТС. Комиссия Таможенного союза приняла первое решение в отношении Украины - утвердила список товаров, которых коснутся антидемпинговые и специальные защитные меры, действующие в каждой из стран союза. С 1 июля эти меры будут действовать в отношении стальных (диаметром до 820 мм) и нержавеющих труб из Украины, а также полиамидной технической нити (стекловолокно), столовых приборов, машиностроительных крепежей и крепежных изделий.

Как отметил глава российской дипломатии Сергей Лавров в интервью радиостанции "Эхо Москвы" в воскресенье, 5 июня, "Украина, которая пользуется преимуществами членства в ВТО, должна понимать, что если вдруг она открывает свои границы для Евросоюза, то Таможенный союз, который руководствуется усредненными нормами ВТО, будет защищаться". Лавров также добавил: "Это не угроза, это чистая экономика. Каждый считает деньги".

Эксперты уверены, что решение Украины по Таможенному союзу лежит не в экономической, а в политической плоскости. При этом социологические исследования устойчиво показывают, что около 70% граждан Украины выступают за создание экономического союза с Россией.

В свою очередь и для России Украина интересна не одной только торговлей газом. Ожидается, что в Москве будет поднят вопрос и о кооперации в авиастроительной сфере. Речь идет об объединении мощностей ряда российских производителей и ГАК Антонова (Украина), а также об интеллектуальных правах на продукцию украинской стороны. Такая кооперация позволила бы радикально снизить издержки производства и обеспечить устойчивый и прогнозируемый сбыт авиатехники, включая модельный ряд самолетов АН 148/158.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала