Рейтинг@Mail.ru
Болонские компетенции вместо отечественных знаний - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Болонские компетенции вместо отечественных знаний

Читать ria.ru в
С нового учебного года российское высшее образование переходит на Болонскую систему: вместо привычных "специалистов" большинство учебных заведений будет выпускать бакалавров и магистров. Под Болонскую систему написаны стандарты высшего образования третьего поколения, введение которых начинается как раз в этом году.

Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.

С нового учебного года российское высшее образование переходит на Болонскую систему: вместо привычных "специалистов" большинство учебных заведений будет выпускать бакалавров и магистров (лишь кое-где сохранить специалитеты пока удалось). Под Болонскую систему написаны стандарты высшего образования третьего поколения, введение которых начинается как раз в этом году. Нужна ли такая ломка программ в ситуации, когда в самих европейских странах находится немало критиков Болонской системы?

Что такое Болонская система

Болонская декларация о зоне европейского высшего образования подписана в итальянской Болонье в 1999 году министрами образования 29 европейских стран. Сейчас в списке уже 47 стран. Россия присоединилась к декларации в сентябре 2003 года.

Зачем придумана реформа? В Евросоюзе решили, что раздробленность, пестрота образовательных систем препятствуют единению Европы. А новая Европа предполагает свободное передвижение рабочей силы, товаров и капитала. Отсюда необходимость в стандартности и сравнимости высшего образования. Вот и решили создать систему сопоставимых документов о высшем образовании для выпускников вузов Европы, в частности, перейти на двухуровневую систему высшего образования – бакалавр и магистр.

Считается, что при Болонской системе студент, проучившись семестр, например, в России, сможет на другие полгода поехать учиться в Берлин, а потом – в Рим. И все это без ущерба для образования. Но для этого нужна европейская система зачетных единиц. Было введено понятие "кредит", с помощью которого оценивается сложность предмета, и в приложении к диплому описывается все полученное образование. 60 кредитов соответствуют одному году обучения.

Еще в 2006-м году министр образования Андрей Фурсенко заявлял о намерениях российских чиновников уже к 2010 году приравнять нашу систему высшего образования к европейским стандартам. Началось неспешное внедрение Болонской системы в российские вузы. Под новую систему написаны и стандарты высшего образования третьего поколения, на которые предписано перейти с нового, 2011-го учебного года.
При этом Россия, кажется, не обратила особого внимания на то, как тяжело дается многим европейским странам переход на Болонскую систему.

Бакалавры-недоучки


По словам Амета Володарского, сопредседателя комиссии по образованию научного совета РАН и директора экзаменационного центра Кембриджского университета, все вузы спешно режут, уплотняют программы специалитета под бакалаврские, чтобы массово начать их обучение. И это – "национальная трагедия", считает эксперт.

Уже сейчас мало кто готов нанимать на работу бакалавров, говорит РИА Новости доцент МИФИ, пожелавший остаться неназванным. "Они – недоучки", – считает университетский сотрудник. Четырех лет не хватает для того, чтобы дать полноценное образование по физике и математике.

В МИФИ специалистов выпускают лишь по специальностям, связанным с ядерными технологиями. Просто потому, что предприятия Росатома отказываются брать на работу бакалавров. "Бакалавры в атомной отрасли? Так и до повторения Чернобыля недалеко", – сказал РИА Новости источник из МИФИ.

Безусловно, есть магистратура, которая дает углубленное образование. Но проблема в том, что лишь один из 10 бакалавров сможет попасть в бюджетную магистратуру (платная неограниченна).

Почему же бакалавриаты существуют в западных университетах без ущерба для образования? Ответ прост: европейские студенты доучены в школе. В англосаксонских странах в школах учатся 13-14 лет, так что бакалавриат фактически соответствует нашему специалитету.

Российский же бакалавриат – это фактически три года специализированного обучения (ведь первые полгода уходят на доучивание бывших школьников, а последние – на преддипломную практику). Недавно ректор МИФИ Михаил Стриханов сетовал, что приходится целый семестр доучивать первокурсников по физике. Президент МГТУ им. Баумана Игорь Федоров то же самое говорил о математиках.

У гуманитариев свои проблемы: "В Московском государственном лингвистическом университете мы не можем подготовить хорошего специалиста по "мировой экономике" с двумя языками за 3,5 года, – сказал РИА Новости Амет Володарский. – Мы тогда должны у него забрать все языки".

Тонны бумаг для Минобрнауки

"Вместо того чтобы заниматься делом, – сетует анонимный доцент МИФИ, – мы сочиняем множество документов, якобы разрабатываем новую систему обучения по каждой дисциплине. Главное сейчас – компетентностная модель выпускника. Так записано в новых стандартах. Сюда входит все – от воспитания чувства патриотизма до того, что студент должен знать и уметь и к чему это можно приложить. Это теперь основа обучения". В скобках заметим: такие "компетенции" – чисто российское ноу-хау, они серьезно отличаются от европейских.

Компетентностный подход касается как технарей, так и гуманитариев. Преподаватель Российского государственного гуманитарного университета на условиях анонимности рассказал РИА Новости о "шифре компетенций" (общих и профессиональных), который кроется в документах по стандартам третьего поколения. Их теперь нужно "приспособить" ко всем вузовским предметам.

В рекомендациях Минобрнауки написано, что бакалавр должен знать, уметь и владеть. Как отделить – владеть и уметь? "Покажите автора! – возмущается преподаватель РГГУ. – Чем занимается министерство и что нам предлагают делать?" Например, общая компетенция ОК-3 – это "готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе". А ОК-7 – "умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних". Такого же рода и профессиональные компетенции. Вот, к примеру, чем предлагается владеть и уметь филологам: "Под компетенцией ПК-4 понимается владение основными речевыми жанрами письменной и устной коммуникации на изучаемых языках".

Зачем мы торопимся

То, что Россия подписала Болонскую декларацию, отнюдь не означает, что мы обязаны полностью переводить на эту систему все образование. Декларация с юридической точки зрения – намерение "пересчета" одной системы на другую. "Национальное своеобразие образовательных систем – это общеевропейское богатство", – подчеркивается в болонских документах.

В марте этого года министр образования, университетов и исследований Италии Мариястелла Джелмини, будучи с визитом в МГУ, назвала опыт этого вуза важным для преодоления "болонских последствий" в образовании Европы (МГУ выдвинул инициативу 6-летнего обучения в своем вузе). Она рассказала, какие трудности испытывает Италия и Европа в целом вследствие болонского процесса, на который страна постепенно мучительно переходит. Введение 3-летнего бакалавриата создало определенные проблемы качества специалистов: уровень их подготовки таков, что они не могут себя найти в науке и экономике. Промышленность Италии уже сегодня начала ощущать дефицит инженерно-технических кадров. Министр предложила рассмотреть возможность введения 5-летнего бакалавриата и в Европе.

Что касается России, то, по словам Амета Володарского, пока не поздно, нам нужно сделать три типа вузов: первые – работающие по Болонской системе, вторые – по собственным стандартам (как МГУ или Бауманка) и третьи – вузы со смешанными стандартами. Вот тут и начнется конкуренция. Решать будет абитуриент.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала