Алина Черноиванова, РИА Новости.
У России новый главный по космосу. Утром в пятницу, 29 апреля, Кремль опубликовал указ президента об освобождении от должности заместителя министра обороны по вооружению Владимира Поповкина. Вскоре Белый дом сообщил, что снят с должности руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов. И, наконец, очередная «молния» из правительства расставила все на свои места: Поповкин ушел из Минобороны, чтобы возглавить Федеральное космическое агентство вместо Перминова. Ожидаемое событие, чуть ли не предопределенное еще 7 лет назад, кажется рядовой рокировкой. На самом же деле для космической отрасли это переломный момент. И какой диагноз получит российский космос по итогам подобной перестановки, можно отчасти судить по «истории болезни».
Анатолий Перминов – старожил российской бюрократической системы. Он возглавил Роскосмос еще 7 лет назад. И это было очень сложное для отрасли время. До прихода Перминова ведомством, которое заведовало еще и авиаразработками, 12 лет руководил Юрий Коптев. Как менеджера Коптева оценивают по-разному. Но все же надо отдать ему должное: в «лихие 90-е» Коптев не довел отрасль до полного развала. Однако пришли новые времена. Россия вспомнила про космос. И решила, что денег на него можно прибавить, а к таким деньгам поставить «специалиста в теме». Коптев все же был больше технарем, чем «космонавтом-ракетчиком».
Выбор пал на командующего Космическими войсками – опытного ракетчика и сильного управленца Анатолия Перминова, сумевшего за 3 года создать новый род войск (Космические войска (КВ) появились только в 2001-м, отпочковавшись от РВСН). В марте 2004 года генерал снял погоны, чтобы возглавить гражданское ведомство Роскосмос. А место командующего Космическими войсками как раз и занял Владимир Поповкин. Так что нынешняя пересменка – уже вторая в истории двух этих генералов.
Практически тут же Перминов начинает активную работу по выведению отрасли из глубокого системного и отчасти морального кризиса. Он продвигает программу «Клипер» - корабль многоразового использования на смену «Союзам» (правда, в 2005 году Роскосмос «вдруг» выясняет, что создание нового корабля отдать РКК «Энергии» без тендера нельзя, но тендер проваливается, и амбициозно раздутый проект приходиться положить на полку до лучших времен). Перминов в то же время ведет жесткую политику в отношениях с NASA: время, когда Россия всюду была должна, заканчивается; после катастрофы Columbia уже NASA быстро становится нашим должником. Перминов же умело продвигает новый вариант Федеральной космической программы до 2015 года, одновременно – Федеральную целевую программу по развитию ГЛОНАСС. Цифры говорят сами за себя: с 2004-го по 2010 годы бюджет Роскосмоса вырос примерно в 6 раз. И во многом это заслуга управленческих способностей Перминова, не боявшегося лезть на рожон, когда речь шла о выбивании денег для ведомства.
Впрочем, все это время за спиной Перминова маячила тень Поповкина. Во всяком случае, по словам знающих людей, Анатолий Николаевич с первых же месяцев в новой должности вдруг понял, что вырастил в лице начальника штаба Космических войск, своего первого зама по военной службе Владимира Поповкина если не противника, то сильного оппонента. В штабе КВ на Калужской Перминов и Поповкин были, по словам служивших под их руководством офицеров, отличным тандемом. Первый – авторитетный управленец старой формации, второй – толковый специалист в космонавтике, прекрасный пиарщик (в основном он и представлял КВ на внешних фронтах, с удовольствием, например, общался с прессой).
Но Анатолий Перминов возглавил Роскосмос (ведомство-производитель), а Владимир Поповкин – Космические войска (ведомство-заказчик). И это развело их по разные стороны баррикад.
Между Перминовым и Поповкиным долго шла серьезная подковерная борьба. Поповкин пытался добиться от промышленности выполнения контрактов и часто открыто критиковал Роскосмос. Перминов же резко изменил свои взгляды на многие космические программы, в том числе отстаивал теперь уже не военные, а сугубо гражданские интересы (при нем с Байконура были выведены все военные части, а Центр подготовки космонавтов им. Гагарина, входивший в состав ВВС, перешел под Роскосмос). Наконец, Перминов, по словам близких к нему людей, считал, что Поповкин метит в его кресло. Похоже, успокоение пришло только когда самого Поповкина в июле 2008 года назначили начальником вооружения Вооруженных сил России, заместителем министра обороны.
Мечтал ли Владимир Поповкин о кабинете руководителя Роскосмоса? Вряд ли. И нынешнее назначение для него никак не повышение. Скорее горизонтальная передислокация. Но, похоже, партия сказала – надо, человек ответил – есть!
Что дальше? Это действительно интересно. Как показал опыт Перминова, военный человек во главе Роскосмоса не обязательно должен отстаивать именно военные интересы. В случае с Поповкиным ситуация вдвойне запутанная. До сих пор он представлял интересы заказчика (Минобороны) и представлял их крайне жестко. После нескольких его публичных высказываний некоторые российские оборонщики лишились крупных зарубежных заказов (и вряд ли Поповкин не понимал, к чему приведут его слова; хорошо понимал).
К тому же Поповкин успел, скажем так, разонравиться многим ключевым руководителям ракетно-космических предприятий России. В частности, после того как он подтвердил планы России по созданию новой тяжелой жидкостной баллистической ракеты, разработчик твердотопливых «Тополя», «Ярса» и «Булавы» Юрий Соломонов даже собрал пресс-конференцию, в ходе которой в пух и прах разгромил новую инициативу Минобороны. Правда, Соломонов, представив доводы Поповкина как совершенно несостоятельные, все-таки уточнил, что «давно знает Владимира Александровича как прекрасного специалиста», и считает, что «за всей этой идеей стоит не сам Поповкин». Теперь же Соломонову и его институту теплотехники (МИТ) предстоит работать как раз под управлением Поповкина.
Наконец, новому главе Роскосмоса отходит в наследство от Перминова не самая простая задача. Деньги российская ракетно-космическая промышленность получила, но вот с их освоением возникли серьезные сложности. Так, по данным Генпрокуратуры, Роскосмос при выполнении ФЦП ГЛОНАСС допускал нарушения при заключении госконтрактов, проведении конкурсных процедур, применении иностранной электронной компонентной базы при изготовлении космических аппаратов. Немало претензий к предприятиям Роскосмоса и от Минобороны вообще, и от Космических войск в частности.
Как семь лет назад Перминов, так сейчас Поповкин перешел на другую сторону баррикад. Кто от этого выиграет, похоже, станет понятно достаточно быстро. Перед Роскосмосом поставлены задачи и жесткие сроки и по ГЛОНАСС, и по созданию нового космодрома («Восточный»), и по ряду военных программ. Их реализация – хороший маркер деятельности нового главного по космосу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции