Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости
Визит Дмитрия Медведева на южный китайский остров Хайнань выстроен с четкой внутренней логикой. Сначала – завершившийся в четверг, 14 апреля саммит БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), потом – участие президента России и лидеров перечисленных выше государств в деловом форуме Боао на том же острове, в пятницу. Как бы ни назывались мероприятия, сводятся они в сущности к одному: к выходу на новые, более выгодные позиции в мире новой группы государств, в том числе России.
Модернизационный альянс-2
Говоря о выступлении Дмитрия Медведева на форуме Боао, самым интересным там мне кажется первое упоминание о том, какой лозунг, какую тему Россия будет выдвигать для своего председательства в АТЭС в 2012 году, председательства, которое завершится форумом во Владивостоке.
Медведев сказал следующее: "мы открыты для максимально широкого партнерства в сфере модернизации и планируем сделать эту тему ключевой в рамках предстоящего российского председательства в АТЭС в следующем году".
Выбор ключевой темы шел через довольно интересную дискуссию, буквально все пункты которой можно обнаружить в той же речи Медведева в Боао: создание системы безопасности в Тихоокеанском регионе, сотрудничество в области энергетики… В общем, перебирались все старые направления политики Москвы на восточном направлении. Из которых одни как-то работали, другие не очень, третьи требовали полного обновления. Но модернизация победила. Что, в общем, было почти предсказуемо: в конце концов, речь о ключевой теме всего президентства Дмитрия Медведева.
Если речь о политике России на западном направлении, то есть там, где ЕС и США, то смысл предлагаемого им Москвой "модернизационного альянса" очевидно политический. Он в том, что долгие и бесплодные попытки "изолировать" Россию при президентстве Владимира Путина давно уже зашли в тупик, и вот вам выход из тупика: мы сотрудничаем по части технологической модернизации российской экономики, а за ней неизбежно последует модернизация политическая (но не в обратном порядке). В общем, хорошее предложение.
Российские либеральные силы, вообще склонные к внешнеполитическим иллюзиям, немедленно нагрузили эту простую формулу альянса множеством дополнительных смыслов. Типа того, что суть дела – в решительном повороте Москвы на Запад, на страх восточным деспотам, а иначе никак, потому что все ресурсы модернизации находятся исключительно в США и ЕС. Но было бы очень странно совершать эти "развороты" как раз в тот момент, когда сам Запад разворачивается на Восток, когда все яснее, что модернизационный потенциал и множество других ресурсов все больше перемещается туда, где стремительно развиваются новые державы. Те самые, которые до форума в Боао заседали на том же острове на саммите БРИКС.
Деньги и Совет Безопасности
Результаты третьего саммита БРИКС – из числа очень плохо понятых и плохо откомментированных мировыми СМИ. Что частично можно понять, все-таки перед нами относительно новый феномен, объединение стран очень разных и даже не во всем дружественных друг другу, но движимых общим чувством: приходит наш мир. Ускорить его прибытие можно только вместе, объединяя усилия там, где это возможно.
Довольно редко бывает так, что итоговая декларация говорит буквально все о реальном ходе переговоров и дискуссий на саммите. Но с БРИКСом тот самый случай. Вот этот документ, принятый, напомню, по принципу консенсуса. Что важно, это не только декларация – в нее включен и очень конкретный план действий.
В документе - достаточно ясное видение того, куда должен двигаться мир – к большему равноправию и справедливости (прежде всего справедливости в отношении 3 миллиардов населения БРИКС, которые вместе генерируют до 50% мирового экономического роста и, по сути, спасли мир от кризиса). Обозначены шаги, которые БРИКС предпринимают и будут предпринимать для установления большего равноправия. Речь идет прежде всего о валютах и финансах, о более справедливом распределении квот в рамках Международного валютного фонда, например.
Но кое-что на темы политики тоже присутствует. Это, если очень коротко, Ливия. Как и другие, протекающие параллельно военно-политические сюжеты. Дело в том, что на данный момент все пять членов БРИКС состоят в Совете Безопасности ООН, а две страны – постоянные его члены, с правом вето. Уже понятно, что "новые державы" на днях призовут к ответу тех, кто пытается что-то сделать в Ливии, заметно выходя за рамки выданного им мандата. То есть БРИКС хотят утвердить свою философию международных отношений. Посмотрим, удастся ли.
Между китайцами и индийцами
Растерянность и разброд: так выглядят комментарии к саммиту, в том числе и в самих странах БРИКС. Клуб, и правда, странный. Вот газета "Таймс оф Индия", ее по большей части волнует вопрос, почему Китай так и не пускает Индию в число постоянных членов СБ, при всем их взаимопонимании в рамках БРИКС. Вопрос, кстати, правильный. Сам Китай: итоговый комментарий в "Жэньминь жибао" отмечает, что переход мировой экономической власти к новой группе стран уже совершился. Не рано ли? А, допустим, европейцы (в данном случае газета "Файнэншл таймс") прежде всего замечают, что благодаря китайскому председательству все прочие БРИКС заговорили подозрительно по-китайски, что чувствуется во множестве мелочей.
Это интересное замечание прежде всего потому, что следующий саммит БРИКС намечено провести в Индии. И нет сомнений, что Индия, с ее весьма приглушенной внешней политикой, придаст деятельности клуба какой-то неожиданный колорит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции