Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости
Террористы избрали своей мишенью аэропорт Домодедово, причем использовали самую уязвимую его часть – зону прилета. Для того, чтобы туда попасть, достаточно просто войти в здание с улицы. Затем исполнитель теракта, скорее всего, затерялся в толпе встречающих, где и совершил свое кровавое злодеяние.
Судя по имеющейся информации, так все на сей раз и произошло. Поначалу в некоторых сообщениях, со ссылкой на неких «специалистов», выдвигались фантастические версии, будто теракт планировался в воздухе, но по-каким-то причинам бомба сработала уже после прилета.
Такой вариант выглядел совершенно неправдоподобным и нелогичным. Теперь ту версию можно считать окончательно опровергнутой. К сожалению, все оказалось гораздо проще и страшнее
У предполагаемого смертника или смертницы не было никаких препятствий для проникновения в аэропорт. Дело в том, что после 11 сентября 2001 и последующих терактов во всем мире были приняты беспрецедентные меры безопасности в отношении улетающих авиапассажиров и самих самолетов. А о «гражданах встречающих» фактически позабыли. По крайней мере, в российских воздушных гаванях.
Войти туда может совершенно свободно кто угодно и с каким угодно багажом. Рамки с металлоискателями, которые водружены возле входных дверей, или попросту не работают (очевидцы сообщают, что именно так обстояли дела в Домодедово) , или за ними никто не следит, и пассажиры могут спокойно их обойти, с чем неоднократно сталкивался автор этих строк и многие мои коллеги.
Казалось бы, причина подобного небрежения понятна. Всех пассажиров потом потрошат и сканируют, тщательно проверяют их багаж, так зачем тратить деньги на дополнительную охрану и проверки? Увы, спецслужбы всего мира хорошо умеют готовиться к тем терактам, которые уже произошли. А предусмотрительности хватает не всегда. Вот и получилось, что более тридцати человек заплатили за эту непредусмотрительность собственными жизнями. Теперь, после того, как президент Медведев распорядился ввести в аэропортах особый режим безопасности, все входы и выходы будут под контролем. Однако погибших уже не спасти.
Впрочем, нельзя перекладывать всю вину на спецслужбы. И в данном случае можно говорить не просто о непредусмотрительности, а о халатности. Хочется даже назвать ее «преступной», но будем соблюдать презумпцию невиновности. Позаботиться о безопасности пассажиров были вполне в состоянии и хозяева аэропорта.
Так, во многих странах, отличающихся повышенной террористической опасностью (например, в Израиле), невозможно просто так, без отдельной проверки, даже войти в здание аэропорта. И последнее: если уж на входах в Домодедово были поставлены металлоискатели, то непонятно, кто мешал местным службам следить за их исправностью.
Хотели сэкономить? Не желали идти на лишние расходы? В результате 24 января последовала расплата. Репутации этого аэропорта, которая и так уже была сильно испорчена во время предновогоднего коллапса, нанесен сильнейший ущерб. Это тоже последствия теракта, которые, правда, бледнеют на фоне человеческой трагедии.
В сложившейся чрезвычайной ситуации не все проявили себя достойно. Прежде всего, это можно сказать о таксистах, которые немедленно повысили плату за доставку в Москву до 10, а то и 20 тысяч рублей. По сообщениям автомобилистов, на Каширском шоссе образовалась пробка, участники которой не пропускали мчащиеся в аэропорт машины скорой помощи с включенными сиренами. В то же время компания «Аэроэкспресс» сделала бесплатным проезд пассажиров из Домодедово на Павелецкий вокзал столицы и ввела бесплатный проезд для транзитных пассажиров, чьи рейсы вместо Домодедово прибывают в Шереметьево и Внуково.
А в сети микроблогов «Твиттер» прозвучал призыв к автолюбителям ехать в аэропорт, чтобы помочь вывозить оттуда людей. И на этот призыв многие откликнулись. Так что и отдельные владельцы бизнес-структур вроде того же «Аэроэкспресса», повели себя по-человечески. И далеко не все люди теряют ради наживы человеческий облик.
Наконец, трагедия в Домодедово показала, как сильно в последнее время изменилась информационная картина мира. Первое сообщение о случившемся теракте появилось все в том же Твиттере и быстро распространилось по блогам и социальным сетям. И лишь позднее к освещению событий подключились корреспонденты информационных агентств. У наших коллег просто не было технической возможности опередить блогеров или микроблогеров, которые оказались в эпицентре событий и немедленно выдали свои сообщения в мировую сеть.
В этих изменившихся обстоятельствах есть и свои плюсы, и минусы. С одной стороны, теперь невозможно скрыть от общественности факт трагедии, катастрофы или еще какого-нибудь чрезвычайного события. Однако, с другой стороны, отдельные провокаторы могут с той же скоростью запустить в Интернет-пространство и дезинформацию, и панические слухи. Что тоже необходимо учитывать.