Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Решение руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова подать в отставку, которое, как оказалось, было принято еще летом, не продиктовано одним лишь конфликтом мэтра с департаментом культуры Москвы. Любимов протестует против нынешней ситуации в российском театре. Традиционному репертуарному театру действительно сложно, и отнюдь не первый год, но, называя его существование «бессмысленным», мэтр все же погорячился.
Искусство коммерциализовалось, для кого-то превратилось в череду проектов-однодневок. Однако многие российские режиссеры и руководители театров - Олег Табаков, Галина Волчек, Юрий Соломин, Андрей Житинкин и другие, признавая трудности жизни театральных коллективов (и вряд ли возможно было бы их не признать), тем не менее, не раз подчеркивали, что репертуарный театр - это ценнейшее достояние России, дело, которое следует поддерживать и развивать. Отказ от репертуарного театра, его потеря была бы непростительной ошибкой.
Примечательно, что «Комеди Франсез» - единственный французский репертуарный театр и один из старейших театров Европы (он основан в 1680 года) - по сей день лелеет свои традиции и составляет гордость Франции, и никому в голову не приходит отказаться от него.
Да и во имя чего отказываться? В России альтернативы репертуарному театру пока нет. Антреприза себя во многом дискредитировала. Актеры, поначалу участвовавшие в ней из-за «жажды творчества», потом шли в антрепризу ради заработка. На актерском сленге это называется «чес». Этим словом раньше называли «хлебные» гастроли и работу на корпоративных вечеринках, а сейчас - еще и антрепризу, и телесериалы.
Кстати, показательно, что даже молодые режиссеры не слишком любят антрепризы. Так, востребованный и модный Константин Богомолов в передаче Александра Архангельского «Тем временем» на телеканале «Культура» подчеркнул, что на сегодняшней российской сцене очень много плохих антреприз.
«Актерская вольница» бежит в сериалы, срывая плановые спектакли, заявил Юрий Любимов. Такая недисциплинированность актеров, доходящая до «анархизма», встречается и в других театрах. Тут мэтр выразил недовольство многих режиссеров. Его тревога за театр понятна, он по большому счету прав. Но можно ли прокормить семью на театральную зарплату актера? Ясно, что нельзя винить руководство театра во всех бедах актера, и ясно, что государство могло бы активнее помогать театрам. И все-таки сам актер не должен постоянно «размениваться» на сериалы. Тем более что российские сериалы по сюжетам, персонажам, качеству исполнительского мастерства и съемок, как правило, далеко не безупречны, о чем не раз говорил, к примеру, глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. Так что известность актера по одним лишь сериалам - сомнительное завоевание.
В прошлом году на праздновании 45-летнего юбилея Театра на Таганке Юрий Любимов в интервью РИА Новости выразил недовольство подготовкой молодых актеров. По его словам, они выходят из театральных вузов «с мыслью, что роли Офелии, Лира, Макбета, чеховских героев предназначены для них, с уверенностью, что они должны играть главные роли. Но так не бывает». Мэтр поясняет: «Все равно предстоит осваивать театр, его атмосферу, сцену, прожектора, публику». А в подтексте слов Юрия Любимова читается еще одна мысль: молодые актеры зачастую не умеют работать одной командой.
Театр на Таганке, начиная с самого своего рождения в 1964 году, был одним из самых спаянных театральных коллективов. Именно поэтому самые «гражданственные» спектакли Таганки («Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду, «Павшие и живые» по Виктору Розову, «Послушайте!» по Владимиру Маяковскому, «Гамлет» Шекспира) будоражили зрителя, вовлекали его в сценическое действо. В спектаклях был новый театральный язык, отчасти митинговый, отчасти камерно-задушевный. Недаром легендарный сценарист Тонино Гуэрра, работавший с Феллини и Антониони, недавно сказал: «Такой силы режиссеров как Любимов нет сейчас в Италии».
Смотреть фотоленту "Таганка в объективе Анатолия Гаранина" >>
Театр сегодня зачастую перестает быть праздником, превращаясь в парад технических аттракционов. «Одушевленность», страстность театра вытесняется разного рода трюками и фишками. Между тем, Театр на Таганке - изначально «одной крови» с Театром им. Вахтангова, где с 1946 года (после демобилизации) по 1964 год работал Юрий Любимов. А Евгений Вахтангов изначально настраивал свой театр на праздничность, фантазию, эксперимент, гротеск, импровизацию. Стараясь поддержать в театре праздничную стихию, Юрий Любимов в последнее время зачастую не встречал отклика у молодых актеров, которые воспринимают театр, прежде всего, как техническую работу, а не как творчество.
К крику души мэтра стоит прислушаться. Сейчас он выступает как театральный трибун, даже шире - как трибун искусства. И все же Театру на Таганке его уход вряд ли прибавит популярности. И многие театральные проблемы едва ли будут решены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции