Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости, Марина Селина, РИА Новости.
История с "Капитал-туром" - туроператором, который по итогам отраслевого рейтинга "Крупнейшие туристические компании России-2009" вышел на 3-е место (с выручкой свыше 16 млрд руб), - превращается в затянувшуюся пьесу, неприятную для актеров и зрителей. Участники действа - "Капитал-тур" и арестовавший его счета за долги Московский кредитный банк. Тем временем туристы (по информации ряда СМИ - около сотни, сама компания говорит о девяти) 12 ноября не смогли вылететь на отдых - их авиабилеты не были оплачены. Пока шоу продолжается, под угрозой оказывается отдых остальных туристов, уже оплативших путевки "Капитал-тура".
Ситуация сложилась довольно странная, особенно с учетом того, что прошедший летний сезон сложился для туриндустрии удачно, а кризисный период в экономике в целом миновал, заявила в интервью РИА Новости декан факультета бизнес-технологий в туризме Российского нового университета Наталья Морозова. Впрочем, в российских условиях - непрозрачности компаний в туриндустрии - такая "дурная пьеса" не столь неожиданна. Механизмов, обеспечивающих прозрачность работы туркомпаний, пока нет.
Между тем, отмечает Морозова, история, приключившаяся с "Капитал-туром", потенциально способна подорвать туристический рынок. Клиенты могут потерять доверие к отечественным туристическим игрокам.
История "Капитал-тура", считает президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, в очередной раз опровергает стереотип о том, что крупные туроператоры априори надежней, а мелкие - наоборот. В конце концов, все зависит от умения управлять бизнесом и считать риски.
В рейтинге на сайте tourinfo.ru средняя стоимость путевки у "Капитал-тура" составляет 9,4 тыс рублей, хотя по своим 40 направлениям работы "Капитал-тур" предлагает, в основном, средне- и высокобюджетные туры. В других компаниях, также работающих на массовых направлениях, цена путевки - около 20 тысяч. Если опираться на эти цифры, комментирует Сергей Шпилько, то можно предположить, что в случае с "Капитал-туром" не обошлось без демпинга.
Механизм финансовых гарантий в туриндустрии недостаточно проработан, убежден ряд экспертов. Президент РСТ отмечает: "Когда принимались поправки к отраслевому закону, только ленивый не предупреждал законодателей, что без увязки с реальными объемами ответственности перед клиентами предлагаемые ими размеры фингарантий для мелких туроператоров будут избыточны, а для крупных - недостаточны".
Александр Иванов, исполнительный директор объединения крупных туроператоров - сети "ТБГ-туристические бренды", замечает, что "явного демпинга" со стороны "Капитал-тур" он не видел. По крайней мере, этот туроператор - не единственный, кто когда-либо предлагал клиентам неправдоподобно дешевые путевки. И, в принципе, история, приключившаяся с "Капиталом", может произойти и с другими игроками рынка. Дело в том, что зарабатывать на турпакете (он включает перевозку, проживание и страховку) получается не у многих. Доходов реальнее ожидать от экскурсий и других дополнительных услуг.
Многие эксперты считают, что защитить и бизнес, и клиента можно, если перейти к практике страхования каждого отдельного договора по заранее согласованному базовому тарифу, привязанному к стоимости путевки. Однако здесь у туристов возникает резонный вопрос: насколько от этого взлетят цены на турпродукты?
"Вряд ли удорожание будет большим, - считает Александр Иванов. - Сейчас стандартная страховка стоит евро в день". Страховые компании также демпингуют, чтобы привлечь как можно больше клиентов, так что серьезное повышение цен на путевки в этом смысле не предвидится.
Вместе с тем, если клиенты решают действовать самостоятельно и покупать билеты и бронировать отели через Интернет (так поступают туристы, отправляющиеся в путешествие сразу по нескольким странам и получающие, к примеру, полугодовую Шенгенскую визу), в критической ситуации они рискуют остаться со своими проблемами один на один. Судиться с авиакомпанией или отелем - практически бессмысленно, говорит Александр Иванов.
Глобальные выводы делать пока рано, считает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. "Однако ясно, что повышать требования надо не только к операторам, но и к турагентам. Они, в свою очередь, должны максимально взвешенно подходить к выбору туроператоров".
Пьеса под названием "Приключения "Капитал-тура" еще не закончилась. А пока "для сохранения контроля над ситуацией нужна объективная информация о количестве проданных туроператором туров и о возможности выполнить обязательства перед клиентами со стороны, как минимум, самого туроператора, перевозчиков, страховщика", убежден Сергей Шпилько. Причем желательно, чтобы информация исходила от государственных органов. "Тогда всем будет понятнее чего ждать и что делать", - заключает президент РСТ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции