Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Когда исполнялась симфоническая музыка композитора Алексея Рыбникова, за дирижерским пультом стояли Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский, Теодор Курентзис. Симфонии и концерты композитора удостаивались хвалебных рецензий и наград. Но публике гораздо ближе другой Рыбников - автор лучшей отечественной рок-оперы «Юнона и Авось» и кинокомпозитор, чья музыка звучит более чем в сотне фильмов и в анимационных лентах. 17 июля Алексей Рыбников отмечает 65-летие.
Ученик Арама Хачатуряна - классика, чья музыка необычайно сильна своим ритмом и темпераментом, - Алексей Рыбников с самого начала внес в свою музыку тот эмоциональный драйв, который так воспламеняет аудиторию и который так необходим музыкальной драме. Но был у Рыбникова и другой «учитель музыки» - кино. Как многие дети послевоенных лет, Алексей в детстве пересмотрел все трофейные фильмы. А большинство из них были музыкальными, с запоминающимися мелодиями, как в мюзиклах. И одним из первых, еще детских (в 8 лет!) музыкальных опытов Рыбникова стали фортепьянные пьесы на тему популярной тогда ленты «Багдадский вор». Их, кстати, одобрил отец Рыбникова - скрипач в оркестре Цфасмана.
Не удивительно, что спустя десятилетия композитор, выросший на трофейных фильмах, будет писать музыку для кино и сцены, заслужит славу «отца русской рок-оперы», а в 1988 году создаст в Москве творческое объединение «Современная опера» с залом всего на 40 мест. Позже оно переросло в Театр Алексея Рыбникова - гораздо более просторный, с впечатляющими звуковыми и световыми эффектами…
Уже в 1962 году, когда выпускник Центральной музыкальной школы для одаренных детей Алексей Рыбников поступил в Московскую консерваторию, он решил стать экспериментатором. Сначала появились «Хороводы» - фортепьянная соната с отчетливым фольклорным началом. А после окончания консерватории, с 1967 по 1972 годы, молодой композитор написал «Русскую увертюру», концертное каприччио «Скоморох», Концерт для баяна и оркестра. Но эти сочинения еще не были революционными.
Революцией в музыке оказалась «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» в постановке Московского театра имени Ленинского комсомола (Ленком, 1976 год) - первая советская рок-опера, прямой «потомок» западного рока (например, рок-опера «Иисус Христос - Суперзвезда» Эндрю Ллойд-Уэббера). Литературную основу «Звезды и смерти…» составила поэма Пабло Неруды о фольклорном герое-разбойнике времен «золотой лихорадки» в Калифорнии. Уже на следующий год грамзапись «Хоакина Мурьеты» заняла в хит-параде первое место. А ведь премьера могла и не состояться - из-за чиновничьей косности и боязни музыкального инакомыслия. «Звезда и смерть…» довольно популярна и сегодня.
Но все же не так популярна, как «Юнона и Авось» по поэме Андрея Вознесенского о любви русского графа Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты.
Эта вторая - и лучшая - советская рок-опера, «незаконное дитя» русской, церковной и городской музыки и американского рока, была поставлена в Ленкоме в 1981 году. Ее партитура вскоре разошлась на музыкальные цитаты, растиражировалась в студиях грамзаписи и в сознании людей. Романтические арии из рок-оперы звучали со сцены и во дворах… Оказалось, что музыка Рыбникова, стихи Вознесенского и режиссура Марка Захарова образовали тот волшебный сплав, который превращает произведение в классику. Да и Николай Караченцов и Елена Шанина, игравшие Резанова и Кончиту, вкладывали в роли все силы и мастерство. Со сцены к зрителям шел поток электричества, актеры буквально пронзали публику силой своего лиризма и искренностью.
В Ленкоме постановка идет по сей день, уже с другими актерами. Они играют хорошо, но - с невольной оглядкой на своих непревзойденных предшественников.
Можно долго рассказывать о том, как спектакль «Юнона и Авось» гастролировал за рубежом, как удивлял и нравился западной публике. Но важнее другое: то, что даже современная российская молодежь знает знаменитое «Ты меня на рассвете разбудишь…». О таком всенародном признании мечтает каждый композитор.
Впрочем, музыка для детского кино и мультфильмов оказалась не менее успешным проектом Алексея Рыбникова. Может быть, сыграло свою роль и то, что он, будучи еще совсем молодым, но уже женатым, подрабатывал аккомпаниатором в детском саду. И теперь уже не одно поколение детей с удовольствием распевают песенки из популярных фильмов «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку» (1977), из мультиков «Волк и семеро козлят на новый лад» и «Муми-тролль». Диски с киномузыкой Рыбникова продаются в каждом музыкальном магазине. Он уже более 30 лет - член Союза кинематографистов, а за свои работы получил целую россыпь наград: Госпремию, «Триумф», «Нику», «Золотого орла» и других. Рыбников сочинил музыку для недавних лент Эльдара Рязанова, Павла Лунгина, Владимира Хотиненко и Николая Лебедева.
Композитор по-прежнему сочетает трудносочетаемое. Он насыщает симфоническую музыку драйвом рока, а рок одухотворяет симфонизмом. Щедро приправляет стилизации «под Моцарта» современными ритмами. Один из интереснейших экспериментов Рыбникова - «Литургия оглашенных», которая сочинялась почти десять лет и соединила стихи великих поэтов Возрождения и Серебряного века, библейские пророчества и шумерскую клинопись… Эта музыкальная мистерия была поставлена в Театре Рыбникова в 1992 году. Как говорит сам композитор, «это -- подведение итогов развития человеческого интеллекта в поэтической форме».
В 1998 году Рыбников написал балет «Вечные танцы любви» - хореографическое «путешествие» влюбленной пары в прошлое и будущее. А в 2005 году прошла премьера Пятой симфонии - «Воскрешение мертвых» для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. В этом произведении звучат ветхозаветные тексты - на русском и греческом языках, латыни и иврите. Рыбникова вдохновила и русская история начала 19 века - эпоха Александра I («Северный Сфинкс», 2007 год).
Можно по-разному относиться к симфонической музыке Алексея Рыбникова. Он и не претендует на звание «современного классика номер один». Он музыкальный реформатор - и при этом абсолютно народный композитор, чьи мелодии усвоены массовым сознанием.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции