Рейтинг@Mail.ru
Гараняну были подвластны все жанры - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гараняну были подвластны все жанры

Читать ria.ru в
Дзен
Умер Георгий Гаранян, джазовый музыкант России номер один, человек, без которого трудно представить себе музыкальную историю нашей страны за последние несколько десятилетий. Сотрудничать с ним было честью для многих знаменитых композиторов и актеров. Одним словом он был человеком-легендой.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Умер Георгий Гаранян, джазовый музыкант России номер один, человек, без которого трудно представить себе музыкальную историю нашей страны за последние несколько десятилетий. Сотрудничать с ним было честью для многих знаменитых композиторов и актеров. Одним словом он был человеком-легендой.

За 75 лет Георгий Арамович успел на удивление много. Дебютировав в 50-е годы в оркестре Центрального дома работников искусств под управлением Бориса Фиготина, саксофон Гараняна зазвучал затем в джазовом коллективе знаменитого Олега Лундстрема, незадолго до этого вернувшегося в СССР из эмиграции. Позже Гаранян назовет этот коллектив – «мои университеты». Затем был концертный эстрадный оркестр Всесоюзного радио, джазовый квартет с участием гитариста Николая Громина, курсы дирижеров при Московской консерватории имени П. И. Чайковского.

Впоследствии Юрий Саульский, президент Московского джаз-ангажемента, так отозвался о Георгии Гараняне: «Он яркий представитель мэйнстрима, во многом определивший само это понятие в практике отечественного джазового музицирования. Гаранян — саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, прекрасно владеющий всеми этими профессиями, — безусловно, является одной из знаковых фигур современного российского джаза».

Но его поистине звездный час настал в 1973 году, когда Гараняна пригласили руководить ансамблем «Мелодия» при одноименной фирме грамзаписи. Музыканты этого коллектива были универсалами, играя от танцевальной музыки до джаз-рока.  «Фирма Мелодия» вплоть до распада СССР была единственной звукозаписывающей компанией в стране, которая выпускала миллионными тиражами пластинки с песнями и сказками, музыкой для кино и мультфильмов, обработками русских народных песен и джазовыми пьесами. За тринадцать лет работы под управлением Гараняна ансамбль записал 16 так называемых «сольных гигантов» и 9 маленьких пластинок (миньонов).

Когда Гараняна спрашивали, как попасть к нему в ансамбль, то он отвечал, что, во-первых, музыкант, который хочет здесь работать, должен уметь играть все, во-вторых, не задавать вопросов.

С ансамблем сотрудничали Альфред Шнитке («Мелодия» и Георгий Гаранян в качестве солиста-импровизатора принимали участие в премьере его Первой симфонии), Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Давид Тухманов, Людмила Гурченко, Лев Лещенко, Андрей Миронов, Муслим Магомаев, Геннадий Гладков, Максим Дунаевский и многие другие популярные композиторы, певцы и актеры. По словам известного композитора Алексея Рыбникова, получить «Мелодию» для записи  музыки к фильму было невероятно сложно, но его коллеги к этому очень стремились, потому что сотрудничество с коллективом Гараняна всегда приводило к блестящему результату: ансамбль был непревзойденным как в студийной, так и в концертной работе. Это был, как сейчас модно выражаться, бренд, причем, известный не только в пределах СССР. Своего рода советский вариант оркестра под управлением Гленна Миллера или Поля Мориа.

Сам же Гаранян говорил: «Особенное впечатление у меня осталось от нескольких работ, которые носили законченный характер. С большим удовольствием вспоминаю запись с Владимиром Высоцким. Он был человеком с удивительной энергетикой». По словам музыканта, их знакомство состоялось в 1973 году, когда Владимир Высоцкий предложил записать два диска с его песнями.

«Я, естественно, удивился, ведь в те времена даже и исполнять Высоцкого считалось крамолой. Но он уже обо всем договорился, и действительно, вскоре поступил официальный заказ. Володя не был профессиональным композитором, он предоставил нам записи своих песен, которые сначала надо было расшифровать, а затем написать по ним партитуры. Чтобы развлекать нас во время долгих и утомительных сессий записи, он пел свои песни. И все ждали, когда будет очередной перерыв. Он сумел превратить муторную работу в праздник, и, когда она закончилась, все очень переживали», - вспоминал Гаранян.

Другая знаменитая стезя Гараняна – его работа в кино. Сначала в качестве дирижера симфонического оркестра Комитета по кинематографии («Ирония судьбы или С легким паром», «Приключения Буратино», «12 стульев»), а затем, как композитора, пишущего музыку для кино. На его счету более 30 кинофильмов, среди которых «Покровские ворота», «Руанская дева по прозвищу «Пышка», «Волшебный фонарь», «Бенефис Людмилы Гурченко», «Вечерний лабиринт», «Наш американский Боря», «Игра в любовь», «Нежданно-негаданно», «Рецепт eё молодости». Последний получил премию журнала «Экран» за лучший музыкальный фильм 1985 года.

Неугомонный и неутомимый Гаранян поработал главным дирижером и в цирке на Цветном бульваре по приглашению Юрия Никулина, создал Московский биг-бенд, в который пригласил маститых джазовых музыкантов, некоторое время руководил Государственным джазовым оркестром имени О. Л. Лундстрема, куда он вернулся спустя 37 лет, но уже не 6-м саксофонистом, а главным дирижером…

Он многократно доказал всем и себе в том числе, что талант – это прежде всего приложение к труду. «Не думайте, что творчество осенило тебя – и ты сел писать музыку. Это очень редкий случай. Для того, чтобы сочинить музыку, должен быть какой-то мотив – или заказ, или какое-то желание написать что-то. И вообще, творчество – это работа. Такая же, как работа инженера или химика», - как-то сказал он.

Он и умер как музыкант – на гастролях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала