Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Несмотря на то, что Интернет развивается все стремительнее, важнейшим досугом для подавляющего количества населения нашей планеты, по-прежнему остается лицезрение Великой Иллюзии. То бишь, просмотр фильмов. 28 декабря все прогрессивное человечество в очередной раз отметит Международный день кино, который ведет свой отсчет от скромного сеанса в парижском «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок.
В тот день, 28 декабря 1895 года французы Луи и Огюст Люмьер (ранее получившие патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф») устроили для желающих первый публичный платный просмотр ряда снятых ими короткометражек, среди коих был и «Выход рабочих с фабрики Люмьер», хронометраж которого составлял всего 46 секунд.
А вот показ легендарного «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота» (при виде которого некоторые впечатлительные зрители в ужасе вскакивали с мест, боясь получить травмы или быть задавленными) состоялся несколько позднее. В январе 1896 года.
Несмотря на то, что сами Люмьер считали, что кино никогда не выйдет дальше показа сценок из жизни и полагали, что интерес к нему быстро иссякнет, человечество навсегда «заболело» синемой, которое, как маленький ребенок, вначале не умело разговаривать и развлекало зрителей ужимками актеров.
Эпоха немого кино закончилась 6 октября 1927 года – в этот день в США в прокат вышел музыкальный фильм «Певец джаза» с Элом Долсоном в главной роли.
Эра цвета в кино началась в 1935 году, когда американские зрители увидели полнометражный цветной фильм «Беки Шарп» режиссера Рубена Мамуляна.
В России же первая киносъемка (полторы минуты) была сделана 30 сентября 1896 года фотографом Альфредом Федецким и называлась «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков». За первой короткометражкой последовали его же «Джигитовка казаков Первого Оренбургского полка» (октябрь 1896 года) и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (ноябрь 1896 года).
Первым игровым российским фильмом стала «Понизовая вольница» Владимира Ромашкова (по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень»). Его премьера состоялась 15 октября 1908 года, а хронометраж составлял всего 7 минут. Первой же цветной отечественной картиной следует признать кинодраму «Груня Карнакова» (1936) Николая Экка о бунте работниц на фарфоровом заводе во времена «проклятого царизма».
Многие с появлением кино безаппеляционно предрекали смерть театру. Однако жизнь опровергла это утверждение - синема и по сию пору мирно сосуществует с Мельпоменой. Впрочем, сила и мощь кинематографа, активно генерирующего в воображении зрителя иллюзорную картину мира, не оставила равнодушными политиков.
С самого начала они поняли, какое активное воздействие на массы можно оказывать посредством изобретения братьев Люмьер. В частности, экс-президент США Теодор Рузвельт сыграл самого себя в 1917 году, когда страна вступила в Первую мировую войну.
27 августа 1919 года Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России. С этого времени вся фото- и кинематографическая торговля и промышленность перешла в ведение Народного комиссариата просвещения. А генеральный секретарь ЦК ВКП (б) тов. Сталин впоследствии лично отсматривал каждый снятый в стране художественный кинофильм (благо они выпускались в год в количестве не более 10).
Как вспоминал позднее член коллегии Госкино Игорь Васильков, на встрече с руководством Министерства кинематографии в 1946 году вождь, в частности, подчеркнул пропагандистскую важность нового искусства: «Еще сильнее, проявляется идейное воздействие кино. Плохой спектакль, даже если он останется на сцене, за десять лет посмотрят самое большее сорок тысяч человек. А кино за несколько месяцев посмотрят 120 миллионов зрителей. Вредное воздействие будет очень велико».
Его «коллеги» также внесли свой вклад в мировой кинематограф. В частности, по инициативе итальянского диктатора Бенито Муссолини (очень любившего картинно позировать в лентах, посвященных себе, любимому), в Италии с 1932 года по сию пору проводится Венецианский международный фестиваль. Настоящей одой Гитлеру стал документальный фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли» (1935), который многие кинокритики считают лучшей пропагандистской картиной всех времен и народов.
Однако наиболее любимый персонаж у режиссеров – это Наполеон, а самый популярный киносюжет – о Золушке (во всех ее, в том числе и современных, интерпретациях). Если же говорить о вымышленных персонажах, то после Золушки это – Гамлет, Кармен, Доктор Джекил и мистер Хайд, Фауст, Ромео и Джульетта, три мушкетера, дама с камелиями и Дон Кихот.
Самыми плодовитыми кинорежиссерами стоит признать немца Райнера Вернера Фасбиндера (который за 17 лет работы успел снять 37 полнометражных фильмов, три новеллы, два телесериала и одну документальную ленту) и японца Кэндзи Мидзогути, на счету коего 85 фильмов, из которых уцелели только 30.
Своеобразный рекорд и у знаменитого Чарли Чаплина, который в лирической трагикомедии «Огни рампы» (1952) выступил в качестве продюсера, режиссера, сценариста, композитора, монтажера, хореографа, художника по костюмам и при этом еще и сыграл главную роль.
Самым завзятым киноманом следует признать Гваймина Хьюза. С 1953 по 1997 год этот чудак посмотрел 22 990 фильмов, в результате чего заслуженно попал в Книгу рекордов Гиннеса.
В фильме «Молодой мастер» (1980), эпизод, где Джеки Чан проделывает трюк с веером, снимался 1300 дублей, однако, знаменитый актер, в итоге сумел проделать трюк.
Самым же прибыльным фильмом в истории кино считается «Титаник» (1997) Джеймса Кэмерона, собравший в мировом прокате (помимо многочисленных «Оскаров») 1 миллиард 800 миллионов долларов. При этом, бюджет фильма составил 200 миллионов долларов. Дистрибьютором фильма выступили две знаменитые голливудские компании: Paramount Pictures – в Северной Америке и 20 Century Fox Film - во всем остальном мире.
Если говорить о Голливуде, то кинобизнес здесь делается повсюду. Так, знаменитое кладбище Hollywood Forever Cemetery, где похоронены Мел Бланк, Сесил Б. Демилль, Багси Сигел и другие знаменитости, с 2002-го принимает популярный летний кинофорум Cinespia, в рамках которого демонстрируют новые фильмы. В качестве экрана используется стена мавзолея, где захоронены останки легенды Голливуда - Рудольфо Валентино.
Любопытно, что знаменитый знак «HOLLYWOOD» на Голливудских холмах, изначально появился в 1923 году как временная реклама компании Hollywoodland, занимающейся продажей недвижимости. Хотя компания прогорела, знак остался и вскоре стал неотъемлемой частью образа Голливуда, его символом.
Кино – это всегда большая иллюзия, но как справедливо заметила в свое время Фаина Георгиевна Раневская, «сняться в плохом кино – все равно, что плюнуть в вечность». Потому что люди уходят, а их лица, голос, походка, жесты – остаются навсегда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции