Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
С корпоративным мошенничеством в кризис сталкивается все больше фирм. Если в благополучном 2007 году лишь 59% компаний заявляли, что страдают от этой напасти, то в кризисном 2009 с ней столкнулись 71% фирм.
Кстати, в 2000 году топ-менеджеры вовсе отрицали факты корпоративного мошенничества в России. Такие данные 19 ноября обнародовала компания PricewaterhouseCoopers (PWC), за последние три месяца опросившая руководителей 3000 компаний по всему миру. В России на вопросы ответили 86 топ-менеджеров.
В условиях экономического спада риски мошенничества возрастают, констатирует партнер PWC Джон Уилкинсон. Среди причин совершения мошенничеств 32% респондентов назвали сложности с достижением запланированных показателей. Кроме того, 26% утверждают, что нарушать юридические и моральные законы мошенникам помогает мысль, что их конкуренты действуют теми же методами. Например, дают взятки, чтобы выиграть тендеры. Невыплата премий в период кризиса стала своего рода моральной индульгенцией при мошенничестве, по мнению 29% опрошенных.
«Сокращение компаниями затрат на персонал существенно отражается на доходах сотрудников, в то время как рост цен на товары и услуги только увеличивает потребность в деньгах, - говорит Ксения Сухотина, гендиректор компании "РБС-Человеческие ресурсы". - Работники стремятся сохранить привычный стиль жизни, что в итоге приводит к росту корпоративного мошенничества».
По данным PWC, наиболее популярным видом экономических преступлений топ-менеджеры считают незаконное присвоение активов: с 2007 года распространенность этого вида мошенничества выросла с 42% до 64%.
Причем в эту категорию попадает как создание сложной схемы вывода активов, так и кража денег из кассы компании.
С 34% до 48% увеличилось число утверждавших, что увеличились случаи дачи взятки. И это уже не просто передача пачки денег в конверте. К этой категории экономических преступлений опрошенные отнесли и предоставление различных скидок и льгот «нужным» людям, выплата компенсаций, организация для них различных семинаров, например, на море, оплата отдыха для членов их семей. С 18% до 28% увеличилось количество случаев искажения финансовой отчетности, манипулирование данными бухучета. Это обусловлено, например, растущим давлением со стороны банков при кредитовании.
Опрошенные уверены, что 62% (в 2007 – 82%) мошенничеств происходит при помощи внешней среды, то есть с участием поставщиков, покупателей, посредников. Среди «сообщников» называются лицензирующие органы, дистрибьюторы, маркетологи.
Мошенничество внутри компании отметили 34% (в 2007 – 38%) респондентов. Тут наиболее распространенным является незаконное использование или воровство менеджерами клиентской базы, полагает старший юрист аудиторской компании Грант Торнтон Тамара Сивак. Такие случаи часто встречаются, особенно при увольнении работника. Реально работающих механизмов привлечения сотрудника к ответственности за такое нарушение практически нет, в связи с невведением работодателями специальных режимов по охране информации, которую по характеру и содержанию можно отнести даже и к коммерческой тайне.
Работники, которым вверены материальные ценности компании, например,экспедиторы и офис-менеджеры - еще одна группа риска. Они имеют доступ к материальным ценностям, но юридически в соответствии с Трудовым кодексом возложить на них полную материальную ответственность, например, за пропажу ценных для компании предметов, невозможно.
«Белые воротнички» совершают мошенничества на более крупные суммы. Например, это случаи, когда высокопоставленные наемные менеджеры участвуют в схемах по выводу активов предприятия на подставные компании. По данным PWC, у 47% компаний потери от мошенничества превысили 1 млн долларов.
«Использование ресурсов работодателя в личных целях также является весьма распространенным мошенничеством», - говорит Татьяна Винокурова, руководитель юридического отдела аудиторской компании МКПЦН. К примеру, когда сотрудник берется выполнить заказ клиента, не заключая с ним официального договора от лица компании. Клиент часто соглашается, потому что стоимость услуги более низкая.
По словам Ксении Сухотиной, распространенными видами внутрикорпоративного мошенничества являются махинации с закупками, например, когда фактический объем приобретаемого товара не соответствует документам на него. Не теряют своей популярности «откаты», когда товар покупается по завышенной цене или на него предоставляются высокие скидки, а затем покупатель делится с сотрудником компании-продавца. Широко распространены манипуляции при организации тендеров, когда к участию привлекаются «свои» фирмы или техническое задание и условия формируются под конкретное предложение. «Низкая эффективность деятельности, демотивация, прогулы – это тоже своеобразное мошенничество по отношению к работодателю, - полагает Ксения Сухотина. - Эти потери остаются существенной статьей непредвиденных расходов многих предприятий».
В торговых компаниях, помимо приписок и откатов, широко распространены липовые возвраты, рассказал эксперт компании «Консультант Плюс» Алексей Смирнов. «Например, продавец может пробить в чеке покупателя вместо одного йогурта два. После чего сотрудник оформляет возврат, а деньги кладет себе в карман», - пояснил схему Алексей Смирнов. Есть еще метод «списания ненужного». Упрощенно схема выглядит так: продавец на складе пинает коробку с товаром, например, телевизором. Упаковка рвется, продавец составляет акт, где пишет, что коробка упала с верхней полки, и телевизор поврежден. По документам его списывают на запчасти, а на самом деле продают, и деньги кладут в карман.
Рост мошенничеств внутри корпораций сопровождается ужесточением санкций за них. 57% опрошенных топ-менеждеров говорят, что пойманного мошенника тут же увольняют, а 33% признались, что возбуждают против них гражданские и уголовные иски. В 2005 году к увольнению нечистого на руку сотрудника прибегли лишь 15% фирм, а в 80% случаев работника переводили на другое место работы внутри организации. Сейчас отделаться переводом на другую должность удается лишь в 3% случаев. Это означает, что бизнес осознал риски мошенничества и отказался мириться с откатами и воровством активов. А с улучшением экономической ситуации в стране число мошенничеств будет сокращаться, уверен Джон Уилкинсон.
Чтобы снизить уровень экономических преступлений, говорят эксперты PWC, необходимо выделить существенные риски мошенничества в компании, наладить связь линейного персонала с руководством компании, например посредством «горячей линии». Кроме того, нужно поддерживать корпоративную культуру, лояльность сотрудников компании. Дополнительные проверки службы собственной безопасности также снизят риск мошенничества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции