Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Америка очнулась после резни на военной базе «Форт Худ» в Техасе и поняла, что с ней что-то не в порядке. Любая страна, ведущая войны сразу на нескольких фронтах (главные для США - Ирак и Афганистан, а также всемирный фронт борьбы с терроризмом), обречена на психический надлом. Дело лишь в форме: острой, умеренной или вялотекущей. Сейчас дело, похоже, уже дошло до взрывной формы. О степени остроты говорит очень многое. И не только все случившееся 5 ноября на крупнейшей в Соединенных штатах военной базе, названной в честь генерала Гражданской войны, конфедерата (южанина) Джона Белла Худа. Трагедия в «Форт Худе» - это лишь пробившийся наружу синдром, следствие тех процессов, которые идут уже давно. И начались даже не при Обаме или Джордже Буше-младшем. Гораздо раньше.
«Барак Обама. Расписание на день. Получает Нобелевскую премию мира. Созывает заседание военного кабинета». Это заголовок информационного сообщения о распорядке дня Барака Обамы. Так «пошутила» шеф вашингтонского бюро газеты «Чикаго Сан-Таймс» и ее корреспондент при Белом доме Линн Свит, выложив в Интернете график Обамы.
В нем все правда - и премию президент получил, и заседание «военного кабинета» собирает. На 9 ноября (в Европе уже будет 10-е) в Белом доме созвано большое совещание Совета национальной безопасности по стратегии США в Афганистане и Пакистане. На нем будет решаться сложнейший вопрос - посылать ли в Афганистан дополнительно 40 тысяч солдат? Или посылать 20 тысяч? И когда? И что делать с Пакистаном, где у движения Талибан крупные базы? На совещание съехались все главные члены кабинета, госсекретарь, министр обороны, шефы всех основных разведывательных ведомств, командующие войсками в Афганистане и Ираке, послы.
Заголовок, конечно, хорошо подобран. Потому и пугает своей убийственной и емкой простотой. «Нобелевская премия мира… Военный кабинет». Ну, разве может быть что- либо более несуразное и абсурдное в своей несочетаемости? Разве можно и впрямь считать здоровой нацию, у которой с одной стороны сразу две активно идущие войны, а с другой президент - лауреат Нобелевской премии мира?
Наверняка речь пойдет и об Ираке. Ирак и Афганистан у Америки стоят рядом, словно совмещающиеся сосуды: добавить что-то в один, не взяв из другого, сегодня почти невозможно.
Из-за стрельбы в «Форт Худе» Барак Обама даже вынужден изменить свой график на 10 ноября. Должен был выступить с речью на конгрессе лидеров еврейских общин Северной Америки, но теперь вместо этого поедет 10 ноября в Техас на мемориальную службу - панихиду по застреленным Майором Нидалом Хасаном 13 военнослужащим. И 30 раненым. Такой бойни на военных базах Америки не было за всю ее историю.
Обаму уже обвиняют в том, что он должен был сделать это раньше, раньше поехать в Техас, раньше выразить соболезнования, раньше сделать заявление по поводу трагедии. Бывший президент Буш-младший на базе уже побывал еще 6-го ноября (благо он живет неподалеку). А Обама не нашел времени. В войсках недовольны.
В Америке всегда так: что бы ни сделал президент, его поступок непременно растянут в тонкое полотно и «проверят» на свет: нет ли тут незаметных черных пятен? Посему в Белом доме сочли, что ехать надо в Техас и не надо на конгресс еврейских общин. Выступление на еврейском конгрессе было бы не совсем уместным с точки зрения политкорректности. Преступник все-таки американский мусульманин и участие в конгрессе еврейских организаций на фоне техасского случая выглядело бы как косвенный реверанс в сторону Израиля. А это еще более антагонизировало бы мусульманский мир и так уже до предела настроенный антиамерикански.
С майором Хасаном Обама действительно попал в сложную ситуацию. Как, впрочем, и вся Америка. В США уже известны «иракский» и «афганский синдром». Психические срывы у солдат, вернувшихся с афганского и иранского фронтов. По данным американских военных психологов, 15% всех американцев, вернувшихся из Ирака, страдают от эмоционального перенапряжения. В прошлом году в армии (сухопутных войсках) было зарегистрировано 143 самоубийства. Из-за психических расстройств свел счеты с жизнью 41 морской пехотинец. Такого числа самоубийств в вооруженных силах не было с 1980-го года. По статистике, в 2002-м году (после ввода войск в Афганистан, но еще до Ирака) в ВС США на каждые 100 тыс солдат было отмечено 9,8 самоубийства. В прошлом году показатель увеличился до 20,2 на каждые 100 тыс. Он впервые с вьетнамской войны превысил тот же показатель для гражданского населения. Плохой синдром.
Но вся проблема в том, что сам Нидал Хасан не был ни в Ираке, ни в Афганистане. Его лишь собирались отправить либо в Кабул, либо в Багдад. Сам 39-летний военный психолог, как заявили его родственники, в последнее время жаловался на насмешки на службе по поводу его мусульманской веры и не хотел ехать ни в одну из стран, где его заставят убивать одноверцев. По словам командира Хасана, он во время стрельбы даже кричал «Аллах Акбар». Не все свидетели это подтверждают. Но в глазах Америки преступление уже начало окрашиваться в ярко национальные и религиозные полутона.
В арабских общинах страны сейчас уже поговаривают об опасности появления в США некоего нового подвида маккартизма - «антиисламского или анти мусульманского маккартизма». Вряд ли до этого дойдет. Хотя проверку в ВВС, Армии, ВМС, Морской пехоте и Национальной гвардии Пентагон уже готовится провести. На предмет психического соответствия служащих. По последним данным, в составе ВС США из 1,4 млн человек на действительной службе только 3526 объявили, что исповедуют ислам. В военном ведомства полагают, что на самом деле мусульман в вооруженных силах Америки несколько больше: многие солдаты просто отказываются признать свою принадлежность к исламу.
На официальном уровне антиисламского маккартизма, конечно, не будет. Но вот на бытовом его разновидности вполне и даже очень вероятны. Касательно отношения к собственным национальностям Америка - довольно странная материя. Она действительно представляет собой плавильный котел из всех возможных рас, национальностей и оттенков цвета кожи. Но они выглядят «сплавившимися» больше извне.
«Внутри котла» они все никак не смешаются и подвержены очень легкой сепарации. Мусульмане здесь вообще - особая статья. Еще до Обамы, до Буша-младшего и до Буша-старшего в США варился упрощенный стереотип главного врага Америки. При Рейгане (до Горбачева) это были агенты КГБ и террористы с арабским акцентом и внешностью. Во время Горбачева это были бывшие агенты КГБ, «отщепенцы» и террористы с арабской внешностью. Во времена Ельцина это были бывшие агенты КГБ, превратившиеся в бандитов и террористы с арабской внешностью. Сейчас это все больше бандиты с прошлыми связями с КГБ и террористы с арабской внешностью.
Удивительная способность американцев к схематическому упрощению отрицательного образа началась десятилетия назад. Теперь пружины просто начинают выпрямляться в обратную сторону. И бьют с кровью. Удивительно не то, что «Форт Худ» случился. Удивительно, что такого не произошло раньше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции