Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Канала «Спорт» с января 2010 года не будет. Вместо него появится новый, ориентированный на активных зрителей в возрасте от 25 лет, под условным пока названием «Россия-2». Об этом общественности сообщили руководители ВГТРК Олег Добродеев и его первый заместитель Антон Златопольский.
Иными словами, в рамках одной Всероссийской государственной телерадиокомпании будет два коммерческих телеканала со схожей тематикой. На первый взгляд, это сенсация. На второй, - вполне логичный ход большого медиа-холдинга, который (имея в наличии такие бурно развивающиеся проекты, как «Вести 24» и «Бибигон») в условиях кризиса умело перераспределяет ресурсы.
Надо отметить, что «Спорт» является довольно уникальным явлением в мировой практике спортивного вещания. Нигде больше нет бесплатного и открытого спортивного эфирного телеканала. 24 июня 2009 года его бесплатный статус был закреплен президентским указом, согласно которому он вошел в утвержденный перечень общедоступных российских телеканалов. На 1 июля 2009 года его программы были доступны для 79,5 миллионов человек, проживающих в 80-ти субъектах РФ, что составляет 55,4% от общей численности населения страны
Основу эфирной политики телекомпании составляют трансляции спортивных состязаний, которые, как правило, выходят в прямом эфире. Приоритетными в сетке вещания являются игровые виды спорта, но в целом канал стремится к освещению всех видов соревнований.
В отличие от конкурентов, которые создавались для извлечения чистой прибыли, детище ВГТРК выстраивалось, скорее, как проект, пропагандирующий здоровый образ жизни. Как заметил в свое время сам Добродеев, телеканал, по его мнению, «обладает уникальным психотерапевтическим воздействием в такой сложной стране, как Россия».
Между тем, лучшие матчи, в том числе по футболу, появлялись и появляются не на «Спорте», а на других каналах. Например, федеральных, таких, как Первый, или на той же «России». Что неудивительно, учитывая их большие финансовые возможности и намного больший охват телеаудитории.
К тому же, главным игроком на рынке спортивного телевидения была и остается российская сеть спутникового телевидения «НТВ плюс», которая за последние годы приобретала для своих 9 специализированных спортивных каналов права на многие крупные международные спортивные соревнования, в силу своей коммерциализации имея возможность платить за них более высокую цену, нежели конкуренты. В том числе, перекупая права у тех же Первого и «России». Это оценили не только болельщики, но и спортивные клубы.
В частности, в 2007 году Российская футбольная премьер-лига заключила с «НТВ плюс» эксклюзивный контракт на трансляцию шести из восьми матчей каждого тура чемпионата России по футболу. Сумма контракта сроком на четыре года составила $100 млн. ($25 млн. за каждый год). После вмешательства тогдашнего президента РФ Владимира Путина, поручившего правительству вернуть чемпионат России на бесплатные телеканалы, «Спорт» получил право на показ четырех матчей тура из восьми.
В целом, дорогостоящие затраты на спортивные трансляции оказались чрезмерными. А посему, итоги жесткой борьбы за зрителя, по данным «TNS Россия» выглядят для «Спорта» малоутешительно. Его доля сегодня в среднем составляет всего лишь 1,5%. Что слишком мало для канала общефедерального значения. Для сравнения: аудитория канала «России» составляет 98,5 процента населения России, плюс более 50 миллионов телезрителей смотрят его в странах СНГ и Балтии. А есть еще жители Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, которые видят его посредством международной версии «РТР-Планета».
Неудивительно, что в этой ситуации руководители ВГТРК решили не изобретать велосипед и пойти по уже опробованному пути, создав еще один универсальный коммерческий канал, в котором будут многосерийные телефильмы и сериалы, телепублицистика, ток-шоу, телевикторины, комедийные и игровые форматы, полнометражные художественные и документальные фильмы. Отличие от основной «России» планируется в меньшем количестве информационных программ и большей направленности передач на молодежную аудиторию. Впрочем, спорт на новом канале частично останется. Трансляциям состязаний по футболу, хоккею, волейболу, фигурному катанию и баскетболу будет выделяться почти треть эфира.
Деньги для нового канала будут отчислены от части рекламных доходов «России», доходов «Спорта» за 2009 год (по некоторым данным, это около $40 млн.) и от того, сколько заработает новый канал в 2010 году. Для сравнения, поступления от рекламы на «России» составили в 2005 году $364,5 млн., а в 2006 году - $486 млн.
В условиях грядущей цифровизации российского телевидения, когда на повестку дня встанет вопрос о появлении десятков, если не сотен новых каналов, большинство из которых будут нишевыми, трудно прогнозировать, какое будущее ждет новый проект ВГТРК. Однако то обстоятельство, что его возглавил Владимир Троепольский, который за короткое время сумел вывести «Пятый канал» на общефедеральный уровень, внушает многим наблюдателям оптимизм.
Во всяком случае, конкуренты уже выразили понимание такого шага. В частности, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст считает, что «это сигнал о том, что, несмотря на кризис, ВГТРК находится в отличной экономической форме» и ему интересно будет, образно говоря, скрестить шпаги с новым каналом. Руководитель же НТВ Владимир Кулистиков полагает, что «придется принять и этот вызов. Вместе с тем радостно, что в отличие от почившего в стразе российского капитализма российское телевидение в непростое время находит творческие и материальные ресурсы для новых больших проектов».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции