Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Истребитель пятого поколения, разрабатываемый по программе ПАК ФА, вновь оказался в центре внимания прессы после заявлений главы АХК «Сухой» Михаила Погосяна и заместителя министра обороны Владимира Поповкина о сроках первого полета новой машины и передачи ее на испытания.
Михаил Погосян сообщил, что истребитель начнет испытания «в ближайшие два года». Владимир Поповкин, выступая перед журналистами, повторил ранее названный срок первого полета – лето текущего, 2009 года. На основании этой разницы в заявлениях, а также слов Владимира Поповкина о том, что новый истребитель поднимется в воздух «с двигателем поколения 4 с тремя плюсами», ряд СМИ сделал выводы о том, что полет нового самолета в этом году не состоится.
На самом деле в подобных сообщениях часто путается теплое с мягким. Первый полет самолета, и начало его государственных испытаний – это различные события, между которыми проходит, как правило, несколько лет. И если АХК «Сухой» сумеет передать истребитель пятого поколения на испытания в ВВС в течение двух лет после его первого полета – то это будет рекордом поколения, так как у уже созданных машин пятого поколения – F-22 и F-35, а также у многих машин четвертого поколения этот срок занял значительно большее время.
Отдельной темой является оборудование и двигатели, которые будут установлены на новой машине. Следует отметить, что крайне редко первые экземпляры новых самолетов поднимаются в воздух с теми двигателями и оборудованием, с которыми им предстоит потом прослужить всю карьеру. Особенно это актуально сейчас, когда цикл жизни современных боевых самолетов от первого полета до списания последней машины уже превысил 50 лет.
Известно, что на опытные и первые серийные машины будут устанавливаться созданные НПО «Сатурн» двигатели «117», разработанные на основе семейства АЛ-31. Они отличаются от предшественников увеличенной тягой и ресурсом.
Если говорить о двигателях, как о критерии отнесения машины к тому или иному поколению, то сами по себе они таким критерием не являются. Достаточно вспомнить, например, основной истребитель-перехватчик 4-го поколения ВМС США F-14 Tomcat. Этот самолет, впервые поднявшийся в воздух в 1970 году, получил разрабатывавшиеся специально для него двигатели F110-GE-400 почти 20 лет спустя, в 1989 году.
С этими двигателями в результате было построено лишь 37 машин, и еще 50 были модернизированы. Все остальные машины на протяжении почти 20 лет серийного производства комплектовались двигателями TF30-P-414A, которые сначала рассматривались как «временная мера», но в итоге стали основными для этого самолета. Такая «подмена» привела к некоторому снижению летных характеристик по сравнению с расчетными, но не помешала F-14 стать одним из лучших самолетов своего поколения.
В случае с разрабатываемым российским истребителем пятого поколения сказать что-то с уверенностью о его силовой установке можно будет лишь после передачи машины на государственные испытания – они проводятся уже с тем оборудованием, с которым самолету предстоит «служить».
Работы над проектами машин пятого поколения были начаты еще в СССР в 80-е годы. К середине 90-х годов ОКБ Микояна создало проект 1.44, а ОКБ Сухого проект С.37. Проект С.37 изначально не предполагался в качестве боевой машины, создаваясь с целью отработки ряда технологий, а новый «МиГ» мог бы пойти в серию, но из-за отсутствия финансирования разработка проекта так и не была закончена.
К концу 90-х годов стало ясно, что существующие проекты постепенно морально устаревают, и их доводка с последующим запуском в серию привела бы к тому, что ВВС с опозданием больше чем на 10 лет получат истребитель, заведомо уступающий F-22, разработка которого завершалась к этому времени. В итоге, в начале нового десятилетия было принято решение о разработке принципиально новой машины. Свои варианты предложили все «истребительные» КБ России – Сухого, Микояна и Яковлева. В итоге КБ Сухого стало головным разработчиком машины, которая по имеющейся информации получила фирменный индекс Т-50.
Летом 2008 года было объявлено об утверждении проекта самолета и отправки чертежей опытной машины на КнААПО – Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение. Считается, что в Комсомольске будет осуществляться и серийное производство этих машин. В настоящее время на заводе строятся три опытных экземпляра истребителя, которые будут использоваться для испытаний. Ожидается, что испытания продолжатся 5-6 лет и в серию машина пойдет не раньше 2015 года.
Также сообщается, что бортовую РЛС для Т-50 разрабатывает НИИ приборостроения имени Тихомирова, где создана РЛС «Ирбис» для «промежуточного» самолета Су-35БМ. Судя по всему, радар и система управления огнем новой машины будет разрабатываться на основе систем, которые пройдут испытание на «тридцать пятом».
В последние месяцы появилась некоторая информация о внешнем виде самолета. Судя по фотографиям продувочных моделей, которые появились в сети, Т-50 будет напоминать по внешнему виду американскую машину F-22, что объясняется близкими условиями технического задания. Тем не менее, не известно, будет ли построен самолет именно по этой схеме или в качестве прототипа выбрана другая модель.
В результате, в настоящее время можно лишь предполагать, что будет представлять собой новая машина, отталкиваясь от известных пунктов технического задания, среди которых выделяются следующие:
-многофункциональность - способность успешно поражать как воздушные, так наземные и морские цели, в т.ч. малоразмерные и подвижные, в любую погоду и время суток, в условиях применения противником активных помех;
-сверхманевренность - возможность совершать управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки;
-малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн;
-способность взлетать и садиться, используя укороченную взлетно-посадочную полосу.
Однако «пятое поколение» это не только сам по себе истребитель, это комплекс средств, обеспечивающий новый уровень боевых возможностей ВВС. Он включает вооружение, радиоэлектронное оборудование, наземные и воздушные системы обеспечения и управления действиями ВВС. Разработки в этих сферах также ведутся – но с различным успехом и разными темпами. И они могут оказать в итоге большее влияние на успех программы, чем даже оборудование самой машины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции