Бесик Пипия, обозреватель РИА Новости (Тбилиси).
Ровно 15 лет назад, 3 февраля 1994 года, глава российского государства Борис Ельцин совершил однодневную поездку в Тбилиси, которую московская пресса окрестила как «молниеносный» визит в тупик российской политики на Кавказе. Российскому президенту его окружение не рекомендовало ехать в Грузию, опасаясь провокаций, ведь эхо грузино-абхазской войны, завершившейся несколько месяцев назад, все еще разносилось над Курой.
Говорят, Ельцина уговорил поехать к Эдуарду Шеварднадзе Анатолий Собчак. Да и сам Борис Николаевич испытывал симпатии к Грузии: приезжал сюда еще будучи студентом. А когда стал президентом России, тамадой на инаугурационном банкете назначил президента Грузии Звиада Гамсахурдиа.
Тем не менее, были приняты беспрецедентные меры безопасности. Возле зданий, где проходили переговоры на высшем уровне, дежурил российский спецназ. Весь личный состав МВД и Минбезопасности Грузии провел 3 февраля на тбилисских улицах.
«Визиту Бориса Ельцина в Грузию предшествовало решение Совета безопасности ООН о необходимости возвращения всех беженцев в Грузии, - рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. – Желание приезда российского президента к нам было обоюдным. Была очень представительная делегация из России. Визит изначально был рассчитан на два дня, но потом по причине дефицита времени у российского президента сократили его пребывание до одного дня. При этом всю программу удалось выполнить, не только прошли переговоры, подписали договор и дали пресс-конференцию, но и посетили Патриарха Илию Второго, побывали в Академии наук. Тот визит Бориса Ельцина, по существу, был для нас всех праздником».
Когда эскорт российского президента остановился на проспекте Руставели, тысячи людей аплодисментами встретили Бориса Ельцина. И были тому причины. «Люди не забыли справедливый голос Бориса Ельцина во время расследования событий 9 апреля, – рассказал РИА Новости Эльдар Шенгелая, тогда вице-спикер грузинского парламента, ныне председатель Союза кинематографистов Грузии. – После окончания войны в Абхазии боевики из Западной Грузии во главе со Звиадом Гамсахурдиа пошли на Тбилиси, и их остановил Борис Ельцин. По его приказу Черноморский флот во главе с Эдуардом Балтиным высадился в Поти и разогнал бандформирования, тем самым была предотвращена братоубийственная война». Люди надеялись, что Борис Ельцин поможет быстро урегулировать конфликт в Абхазии.
На встрече с интеллигенцией в Академии наук Грузии Борис Ельцин произнес слова, которые долгое время были на слуху у жителей Грузии: «Российское руководство приложило немало усилий для урегулирования самого тяжелого и трагического абхазского конфликта. К сожалению, мирные усилия в Абхазии тогда не увенчались успехом. Россия, которая сама пережила в прошлом году острый внутриполитический кризис, не снимает своей доли ответственности за развитие событий… Свои отношения с государствами ближнего зарубежья Россия строит на основе взаимного уважения, равноправия, территориальной целостности и суверенитета».
Эдуард Шеварднадзе назвал тогда визит Бориса Ельцина в Грузию одним из важнейших событий в ее истории за последние 200 лет. Российско-грузинский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, подписанный президентами России и Грузии, как полагали наблюдатели, должен был стать началом цивилизованного возвращения России на Кавказ.
Договор, в частности, предусматривал создание в Грузии трех российских военных баз и дислокацию российских пограничников вдоль границ Грузии с Турцией. Россия обязалась оказать Грузии содействие в организации и переоснащении ее армии после урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Были подписаны 25 межправительственных документов.
Для Грузии экономические соглашения с Россией были особенно важными, поскольку грузинская экономика находилась на грани краха.
Однако рамочный договор так и не был ратифицирован российскими законодателями. Лидеры всех фракций Государственной Думы направили письмо Ельцину, в котором выразили озабоченность в связи с подписанием российско-грузинского договора о дружбе. «Наличие в проекте договора положений, предполагающих, в частности, заключение в дальнейшем соглашений о содействии в создании вооруженных сил Республики Грузия, их оснащения и приобретения вооружений, военной техники и технологий, может, по нашему мнению, дестабилизировать обстановку на Кавказе и послужить препятствием к ратификации данного договора Государственной Думой».
«Обстановка изменилась бы радикально и с региональными конфликтами было покончено раз и навсегда, если бы тот договор вступил в силу, - сказал РИА Новости Эдуард Шеварднадзе. – Но в Госдуме находились люди, которые поддерживали эту войну, а наш договор фактически был направлен против войны в Абхазии.
Нынешняя августовская война еще более осложнила грузино-российские отношения. Одна из ошибок, которую мы допустили, это когда отозвали посла из Москвы и упразднили наше посольство. Как можно без общения восстанавливать дружеские и добрососедские отношения? Но я верю, что не сегодня, так завтра они будут урегулированы, так же считают мои российские друзья. И, что очень важно, этого хотят как грузинский, так и российский народы».
«Неестественно, чтобы русские и грузины были врагами, - убежденно говорит Эльдар Шенгелая. - Сближение наших культур происходило в течение двух столетий, и это нельзя разорвать, как дипотношения, или отменить. Я наблюдаю сегодня за грузинской молодежью, может быть, она меньше стала говорить по-русски, больше по-английски. Но при этом молодежь живет в своей грузинской культуре, близкой к русской, и никакими указами и призывами невозможно ее переориентировать, в частности, на американскую культуру. Это я вам говорю абсолютно точно», - заявил известный кинематографист.
Бывший посол Грузии в РФ, доктор политических наук Зураб Абашидзе высказал РИА Новости следующую точку зрения: «После вооруженного конфликта в Абхазии Грузия полностью взяла курс во внешней ориентации на Россию в надежде на то, что Россия поможет мирному разрешению конфликта и возвращению Абхазии в лоно Грузии. Грузия в 1993 году вступила в СНГ, она присоединилась к договору о коллективной безопасности в рамках СНГ, подписала соглашение о размещении российских военных баз на территории Грузии сроком на 25 лет. Для ратификации в парламенте этого соглашения Грузия просила выполнения у российской стороны двух вещей: оказать реальную помощь, первое, в урегулировании конфликта в Абхазии и, второе, в строительстве вооруженных сил Грузии.
Парламент выжидал два-три года, но ни то, ни другое не было осуществлено. Когда появились проблемы в Абхазии, НАТО и Америки в помине не было. Грузия по мере углубления и осложнения этих проблем и из-за неоднозначной политики России отходила в сторону НАТО в поисках поддержки. Если бы в свое время были найдены пути разрешения этого конфликта, никакой надобности у Грузии искать поддержку где-то там далеко от Грузии не было».
«В грузино-российских отношениях были допущены ошибки с той и другой стороны, - рассказал РИА Новости премьер-министр Грузии в 1993-95 годах Отар Пацация. – Но сейчас не следует ворошить старое, надо уходить от взаимных обвинений, думать о сегодняшнем дне, завтрашнем и прекратить ту политику, которая разрушает на корню нашу вековую дружбу. В первую очередь, следует восстановить дипломатические отношения, ибо без диалога воз с места не тронется».
…Перед отлетом Бориса Ельцина и сопровождавших его лиц пригласили в ресторан гостиницы «Метехи палас». Около 100 человек собрались за столом, накрытым национальными яствами и винами.
Тамадой был Эдуард Шеварднадзе. Застолье длилось полтора часа. Из ресторана гости отбыли в аэропорт и улетели в Москву. Это было 3 февраля 1994 года. С тех пор шасси самолета российского президента более не касались бетонной дорожки тбилисского аэропорта.
Мнение автора может е совпадать с позицией редакции