Рейтинг@Mail.ru
Кто сокам хозяин - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто сокам хозяин

Читать ria.ru в
Российский рынок соков медленно, но верно переходит под контроль иностранных компаний. Сегодня американская PepsiCo договорилась о покупке 75,53% акций крупнейшего российского производителя соков, ОАО "Лебедянский".

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Российский рынок соков медленно, но верно переходит под контроль иностранных компаний. Сегодня американская PepsiCo договорилась о покупке 75,53% акций крупнейшего российского производителя соков, ОАО "Лебедянский". Таким образом, через три года PepsiCo догнала своего компанию Coca-Cola, которая обзавелась соковым активом в России еще в 2005 году, купив компанию "Мултон". Теперь три крупнейших игрока, контролирующих в общей сложности более 70% российского рынка соков, принадлежат иностранным компаниям.

За пакет в 75,53% акций «Лебедянского» американцы выложили $1,4 млрд - это самая крупная сделка в российской соковой отрасли. Что, в общем, и не удивительно - «Лебедянский» прочно удерживает позиции лидера. Рыночная доля компании превышает 30%, отрыв от ближайшего конкурента, компании «Мултон», составляет около 10%.

Российский рынок соков давно влечет иностранных игроков, ведь в отличие от американского, который проседает примерно на 5% в год, наш демонстрирует устойчивый рост. В прошлом году его темпы, по разным оценкам, составили 13-14%. Правда и свободных мест здесь почти не осталось: отрасль давно поделена между четырьмя ведущими игроками - «Лебедянский», «Мултон», «Нидан» и «Вимм-Билль-Данн» (в общей сложности эти компании занимают свыше 85% рынка). В этой ситуации самым верным способом завоевать место под русским солнцем была покупка кого-то из крупных игроков.

Охота за российскими активами началась еще три года назад - в 2005 году американская Coca-Cola выкупила за $501млн второго по объемам производства игрока, компанию  «Мултон». PepsiCo тем временем обхаживала компанию «Нидан» - еще в 2004 году американцы наладили на ее мощностях розлив своей марки «Тропикана». Аналитики не раз говорили о возможности перехода сокового подразделения «Нидана» под контроль PepsiCo. В пользу этого говорила реструктуризация российской компании - все соковые активы были выделены в отдельную структуру «Нидан соки».

Пока PepsiCo думала, Coca-Cola обзаводилась новыми производственными площадками. Ее очередным приобретением стал запущенный в апреле прошлого года завод по производству соков и безалкогольных напитков «Аква Вижион», принадлежащий холдингу Health Tech Corporation (основной владелец - россиянин Дмитрий Буряк). На момент открытия завод мог выпускать 300 млн литров напитков в год, представители компании обещали к 2009 году довести производство до 1 млрд литров и войти в тройку лидеров с рыночной долей порядка 20%. Этот солидный трофей обошелся Coca-Cola в 191,5 млн евро.

А «Нидан» PepsiCo так и не достался - приз перехватили конкуренты из Старого света. В конце прошлого года эта российская компания перешла под контроль британского инвестиционного фонда Lion Capital. Эксперты, близкие к сделке, говорили, что 75% акций «Нидан» стоили фонду $530 млн. После этой сделки задача по обретению места под русским солнцем для PepsiCo значительно усложнилось. На рынке осталось лишь два свободных актива «Вимм-Билль-Данн» и «Лебедянский».

Купив последнего, PepsiCo сразу выходит в лидеры рынка, оставляя позади заклятого конкурента - Coca-Cola. Хотя, как отмечают эксперты, цена лидерства обошлась недешево: акции «Лебедянского» были куплены с большой премией к рыночной цене, вдобавок, предстоит процедура деления бизнесов. Ведь помимо соков, «Лебедянский» занимается производством минеральной воды и детского питания, эти подразделения американцам неинтересны (они останутся в собственности нынешних владельцев), но вычленить их будет технически сложно, поэтому завершение сделки стоит ожидать не ранее третьего квартала 2008 года.

Последний из оставшихся лидеров сокового рынка - «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) пока продаваться по-крупному или избавляться от отдельных подразделений не собирается. Впрочем, среди совладельцев ВБД уже числятся иностранцы: вторым по величине акционером компании (12,9% акций) является французская группа Danone.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала