Рейтинг@Mail.ru
Президентские выборы-1996: оценки десять лет спустя - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Президентские выборы-1996: оценки десять лет спустя

Читать ria.ru в
Ровно десять лет тому назад в России едва не сорвались президентские выборы. 16 июня состоялся первый тур, в ходе которого Борис Ельцин набрал 35,28% голосов, его оппонент от Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов 32,03%, генерал Александр Лебедь, эксплуатировавший образ сурового и честного военного, - 14,52%. Но 19-20 июня разыгралась настоящая политическая драма...

Андрей Колесников, политический обозреватель РИА Новости.

Ровно десять лет тому назад в России едва не сорвались президентские выборы. 16 июня состоялся первый тур, в ходе которого Борис Ельцин набрал 35,28% голосов, его оппонент от Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов 32,03%, генерал Александр Лебедь, эксплуатировавший образ сурового и честного военного, - 14,52%. Но 19-20 июня разыгралась настоящая политическая драма: оттесненные главой предвыборного штаба Анатолием Чубайсом от управления кампанией Бориса Ельцина охранник президента Александр Коржаков, директор Федеральной службы безопасности Михаил Барсуков и первый вице-премьер Олег Сосковец воспользовались тем, что сотрудники ельцинского штаба выносили из Дома правительства коробку со 100 тыс. долларов наличными и арестовали их. Полагая, что Ельцин выборы может проиграть, они пытались воспользоваться этим арестом для отмены выборов..

20 июня, после того, как Анатолий Чубайс и премьер-министр Виктор Черномырдин с трудом убедили президента в том, что в стране фактически осуществляется государственный переворот, все три персонажа, очень близкие Борису Ельцину люди, были им уволены с занимаемых должностей. Именно тогда на пресс-конференции Анатолий Чубайс сказал свою знаменитую фразу о том, что «вбит последний гвоздь в гроб коммунизма».

Во втором туре Борис Ельцин, начавший кампанию с катастрофически низкого рейтинга зимой 1996-го, победил с 53,82% голосов против 40,31% у Геннадия Зюганова. В период между турами население убедили в реальности коммунистического реванша, и граждане страны, которые уже успели разочароваться в Борисе Ельцине, тем не менее проголосовали за него, потому что не хотели назад, в коммунистическое прошлое, а Геннадий Зюганов меньше всего напоминал им «бархатного» восточноевропейского лидера социал-демократического типа. Задача легитимации результатов «буржуазной революции» сверху 1992—1995 годов была решена, хотя еще весной 1996 года никто не верил в победу Бориса Ельцина, а его самого едва удалось удержать от самоубийственного шага – отмены выборов и запрета Коммунистической партии.

С высоты сегодняшнего дня, когда драматические события десятилетней давности представляются уже историей, кажется, что выбор между Борисом Ельциным и Геннадием Зюгановым не был по-настоящему судьбоносным. Ну, победил бы Геннадий Зюганов и, возможно, естественная логика развития России привела бы его к проведению умеренной политики, не основанной на национализации уже приватизированной собственности. Однако в то время так не казалось, а перспектива нового передела собственности, причем передела кровавого, оценивалась как более чем реальная.

Тем не менее выбор пути состоялся. Он, несомненно, был историческим. И, безусловно, подвел черту под возможностью коммунистической реставрации.

В годы, которые последовали за выборами, сформировался режим, который потом был назван олигархическим. Однако именно выборы—1996 заложили основы политической и экономической стабильности, обеспечили преемственность власти в России, где при Борисе Ельцине были проведены все наиболее болезненные реформы экономики и заложены основы конституционного строя.

Главные герои тех событий десятилетней давности – Борис Ельцин и коммунисты. Что произошло с ними за эти десять лет?

Коммунисты, оставаясь влиятельной, но безопасной для власти политической силой, постепенно сходят со сцены. Главная причина – старение кадрового состава партии, «естественная убыль», как на днях выразился Геннадий Зюганов, ее сторонников, дряхление и дезактуализация лозунгов. Часть идеологии коммунистов успешно эксплуатируется «партией власти» - «Единой России», а ресурсы ностальгии по Советскому Союзу и коммунистической риторики «обличительного» образца не бесконечны, да и выходят из политической моды. Тем не менее, пока коммунисты, даже в «стерилизованном» виде, занимают вторую строчку в электоральных предпочтениях россиян (согласно свежим данным Фонда «Общественное мнение», за них готовы проголосовать 10% избирателей; за «Единую Россию» - 25%, за ЛДПР – 5%). Партия нуждается в обновлении и, вероятно, в смене лидера. Но, вполне очевидно, что до президентских выборов 2008 года ничего этого не произойдет.

Борис Ельцин, оставаясь, деликатно говоря, не самым популярным российским политиком, тем не менее, спустя десять лет после исторических выборов—1996 и шесть лет спустя после яркой добровольной отставки в 2000-м, постепенно возвращает симпатии россиян. Достаточно сравнить показатели оценки его деятельности в 2000-м и 2006-м годах. Если шесть лет назад, согласно данным Фонда «Общественное мнение», положительно деятельность первого президента России оценивали 19% респондентов, то в 2006-м – уже 25%. Число отрицательно относящихся упало на 10 процентных пунктов – с 67 до 57. Респонденты и Фонда «Общественное мнение», и «Левада-Центра» ценят Бориса Ельцина за одно и то же – за внедрение норм демократии и политических свобод.

Позиция респондентов – симптоматична. И скорее всего по прошествии еще нескольких лет историческая роль Бориса Ельцина, а вместе с ней и результаты выборов-1996 будут  оцениваться населением страны еще более позитивно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала