Рейтинг@Mail.ru
Артюшенко: стихийная инклюзия должна стать управляемым процессом - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Артюшенко: стихийная инклюзия должна стать управляемым процессом

© Фото : из личного архива Натальи АртюшенкоДиректор муниципального бюджетного учреждения психолого-медико-педагогической комиссии Томска Наталья Артюшенко
Директор муниципального бюджетного учреждения психолого-медико-педагогической комиссии Томска Наталья Артюшенко
Читать ria.ru в
Дзен
В Томске, где насчитывается более 3000 детей с ОВЗ, создана система поэтапного межведомственного включения их в общеобразовательные учреждения. О том, как работает эта модель, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала директор муниципального бюджетного учреждения психолого-медико-педагогической комиссии Томска Наталья Артюшенко.

В Томске живут 3135 детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным экспертов, их число постоянно растет. Поэтому необходимость создания четкой системы работы с детьми была продиктована современными реалиями. 15 лет назад диагностика и помощь таким ребятам в Томске носила стихийный характер, ситуацию удалось изменить после создания  в городе  постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии. О том, все ли дети Томска, имеющие особые образовательные потребности включены в созданную ПМПК систему, и каковы результаты этой работы, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала директор муниципального бюджетного учреждения психолого-медико-педагогической комиссии Томска Наталья Артюшенко.

-Наталья Петровна, чего удалось добиться за 15 лет работы ПМПК?

— Ситуация за эти годы изменилась кардинально. Но решив одну проблему, мы тут же сталкивались с новой, поэтому развитие системы обучения детей с ОВЗ шло непрерывно. Вначале мы провели тщательную диагностику, выявили детей с тяжелыми нарушениями речи, с потенциально сохранным интеллектом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Но в образовательном пространстве Томска для этих категорий детей не было создано никаких организационно-педагогических условий. Поэтому департамент образования администрации города Томска по рекомендации ПМПК начал создавать эти условия: были открыты детсады, группы, классы, школа для разных категорий детей. Департамент сформировал муниципальную нормативно-правовую базу их обучения, параллельно шла работа по повышению квалификации педагогов. Когда условия были созданы, стало понятно, что без поддержки смежных ведомств организовать полноценное психолого-медико-педагогическое сопровождение невозможно. Начали объединяться с социальными службами, здравоохранением, медико-социальной экспертизой, профессиональным образованием, общественными организациями. Организовали межведомственное психолого-медико-педагогическое сопровождение семей с детьми с ОВЗ. Но проблем меньше не становится, мы продолжаем активно работать в этом направлении.

- Все ли дети Томска, нуждающиеся в особой поддержке, являются вашими подопечными?

— Все дети с ОВЗ от 0 до 18 лет находятся у нас на учете. Мы даем им рекомендации в соответствии с направлениями нашей деятельности по обучению, реабилитации, консультируем по вопросам выбора образовательного маршрута, выходим по запросам в образовательные организации с целью оказания методической помощи педагогам.

-По каким направлениям сегодня работает ПМПК?

— В комиссии 12 направлений деятельности, которые осуществляются при межведомственном взаимодействии. Традиционными для нас являются диагностическое, консультационное, экспериментальное, мониторинговое, профилактическое направления, Служба ранней диагностики и коррекции.

- По вашей инициативе была создана система поэтапного межведомственного включения детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, что она из себя представляет?

— Эта система появилась в процессе работы с нашими детьми, с семьями, образовательными учреждениями, когда мы, пытаясь удовлетворить все особые образовательные потребности детей, желания родителей, возможности образовательных учреждений, структурировали имеющиеся в нашем городе ресурсы. В результате возникли этапы включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду. Первый этап – это комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика. Второй — развитие и коррекция нарушений через сеть образовательных услуг. Третий этап — реализация организационно-педагогических условий обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении через адаптивную образовательную среду. Я убеждена, что многое для наших детей можно сделать и без большого объема финансирования. Необходимо просто систематизировать имеющиеся ресурсы, создать прозрачную, четкую структуру взаимодействия учреждений и ведомств. Наша роль заключается, прежде всего, в превращении стихийной инклюзии в управляемый, позитивный процесс.

- Какие проблемы предстоит решить в ближайшее время?

— Проблем у нас много: нет ни одного образовательного учреждения с доступной архитектурной средой на 2 – 3 этажи. Наши дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, окончив начальную школу, сталкиваются с проблемой физической доступности кабинетов основной школы. У нас огромная потребность в учреждениях, где оказывается комплексная психолого-медико-педагогическая помощь (во все имеющиеся центры большая очередь). Нехватка дефектологических, педагогических кадров, знающих основы специальной педагогики. Еще нам нужно формировать цивилизованное общество, понимающее проблемы и особенности детей с ОВЗ. И все это нужно срочно, потому что детям нужна помощь здесь и сейчас.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала