МОСКВА, 6 мар — РИА Новости/Прайм. Возможные перебои поставок китайских фармацевтических субстанций могут ударить по рентабельности производства некоторых антибиотиков из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), но катастрофы не будет, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
В феврале газета "Чжунюань Шанбао" сообщила об отставке председателя совета директоров крупной китайской компании NCPC International Corporation Го Чжоукэ. NCPC является крупным поставщиком фармсубстанций, в том числе в РФ. В городе Шицзячжуане очень плохая экология. По это причине местное правительство приняло решение убрать из города четыре предприятия, в том числе и оба завода NCPC.
Производство этих субстанций можно разделить на три этапа. Первый — производство сырья для них. По словам генерального директора "Фарм-центра", управляющей организации компании "Синтез", Андрея Загорского, именно это производство зачастую токсично.
На втором этапе производства субстанций с помощью химических реакций получается новое вещество, нестерильная субстанция. По большому счету, это и есть непосредственно производство субстанции. На третьем этапе нестерильная субстанция очищается, и в течение одного или нескольких этапов циклов очистки доводится до определенной степени стерильности.
Грязный город
В Китае и Индии одни из самых низких требований к экологичности предприятий, что сделало их лидерами на мировом рынке фармсубстанций.
Китайское экологическое законодательство началось резко ужесточаться в 2010-2012 годах, отметил ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.
Ранее китайские СМИ сообщали, что в ноябре вышло постановление канцелярии городского правительства Шицзячжуана об улучшении экологии. По этой причине в городе начали закрывать фармацевтические, сталелитейные и цементные производства.
"Шицзячжуан – один из самых грязных городов, так как является частью старой промышленной базы, там много производственных мощностей. Предприятия испытывают давление со стороны местных властей, а также со стороны Пекина. Местные власти еще могут колебаться между ростом экономики и экологией, а сверху идет очень жесткое давление", — пояснил Кашин.
Но в целом руководство Китая признало, что борьба за экологию страны не принесло ожидаемого результата, отметил также он.
"Целый ряд производств, который должен был бы исчезнуть, все еще функционирует. Например, технически отсталые металлургические заводы, производящие продукцию низкого качества и сильно загрязняющие атмосферу. Такие отрасли, как металлурги, мобилизуют своих каких-то лоббистов в разных звеньях государственного аппарата, которые пытаются влиять на ситуацию", — указал ученый.
Зона риска
По данным аналитического агентства DSM Group, в 2016 году в РФ всего было ввезено 14,5 тысяч тонн фармацевтических субстанций. В натуральном выражении этот показатель вырос на 22% по сравнению с 2015 годом. Но в денежном выражении импорт субстанций за прошлый год сократился на 3%, до 749,5 миллиона долларов.
Китай занимает первые места по поставкам субстанций в РФ в натуральном (60,7% от общего импорта) и денежном (27,1%) выражениях. При этом в 2016 году Китай нарастил свои поставки в натуральном выражении на 28% по сравнению с 2015 годом, до 8,8 тысячи тонн. В денежном выражении этот показатель вырос на 24%, до 203,1 миллиона долларов.
"Фармсубстанция NCPC используется для производства антибиотиков, многие из которых входят в перечень дешевых ЖНВЛП. Цены на эти лекарства регулирует государство, и производители не могут поднять отпускную цену", — указал Загорский. "В результате последних событий их себестоимость может вырасти, и фармкомпаниям станет совершенно невыгодно их производить", — добавил он.
Государство регулирует цены на лекарства из ЖНВЛП. Эксперты неоднократно отмечали, что производство некоторых лекарств из этого перечня невыгодно для производителей, так как они не могут поднять отпускную цену. В зоне риска оказались лекарства из нижнего ценового сегмента, стоимостью менее 50 рублей за упаковку.
Ужесточение экологических требований в странах, где производятся субстанции, будет подталкивать цены вверх, соглашается заместитель гендиректора фармкомпании Stada CIS Иван Глушков. "В России это скажется на препаратах из нижнего ценового сегмента, у которых цена продажи не сильно отличается от производственной себестоимости", — отметил он.
По словам Загорского, "Синтез" является одним из крупных потребителей субстанций NCPC. У китайской компании уже возникли проблемы с поставками в РФ. "На рынке есть и другие поставщики, которые могут заместить субстанции NCPC. Но дело в том, что последнее время, довольно продолжительное, цены на субстанции падали, сейчас может начаться обратный процесс", — сказал он.
Компания NCPC пока не ответила на запрос РИА Новости о том, когда она переместит свое производство, а также как это повлияет на поставку субстанций в Россию.
"У компании сейчас противоречивые задачи, не будет преувеличением сказать, что она находится в тупике. С одной стороны, от руководства требуют финансовых результатов, с другой в связи с экологической ситуацией в Шицзячжуане обязывают NCPC переносить производство, так как завод располагается в центре города. Насколько я знаю, этот переезд проходит не столь гладко, как хотелось бы компании", — сказал Загорский.
Незаменимых нет
Тем не менее, пока речь идет о возможных проблемах с поставками фармсубстанций только одной фирмы. По итогам 2016 года NCPC заняла долю в 0,2% в денежном выражении и 0,1% в натуральном выражении от общего российского импорта субстанций, указывает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.
"В прошлом году они поставляли четыре наименования субстанций для пяти российских компаний, которым не составит особого труда переключиться на других поставщиков. Могут возникнуть эпизодические проблемы. Но катастрофы точно не будет", — добавил он.
Минпромторг РФ сейчас дорабатывает проект трехступенчатой модели преференций в госзакупках лекарств, которая должна стимулировать импортозамещение фармсубстанций.
Согласно этому механизму, при госзакупках в первую очередь рассматриваются заявки от фармкомпаний, которые имеют полный цикл производства в РФ, включая производство фармсубстанций. Если таких компаний нет, то рассматриваются заявки от производителей готовых лекарственных форм. Заявки от импортеров готовых лекарств рассматриваются в последнюю очередь.
"Если бы проект трехступенчатой модели преференций был бы реализован, российская промышленность сняла бы все пенки. Покупали бы дешево китайское сырье для фармсубстанций, так как там сейчас его переизбыток, и производили бы готовые субстанции в РФ", — считает Загорский.
По словам Беспалова, ограничения в госзакупках выгодны, прежде всего, для производителей биотехнологических препаратов. "Производить субстанции для таких лекарств проще на территории России. Производителям химических препаратов запретительная модель не выгодна. Большинство из них вынуждены закупать субстанции из-за границы", — сказал он.