Рейтинг@Mail.ru
Завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) - РИА Новости, 02.08.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ)

Читать ria.ru в
2 августа 2016 года исполняется 100 лет с момента начала строительства Завода имени И.А. Лихачева - российской автомобилестроительной компании, которая в советское время была головным предприятием крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР.

Открытое акционерное московское общество (АМО) "Завод имени И.А. Лихачева" (ЗИЛ) – российская автомобилестроительная компания, в советское время – головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР.

Строительство завода началось 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года. В этот день в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка завода. Постройкой занялся торговый дом "Кузнецов, Рябушинские и К", который должен был сдать завод в октябре 1917 года, но из-за революций строительство в срок завершено не было. Руководство решило закупить в Италии комплекты деталей и начать "отверточную" сборку машин в Москве. В течение 1917 года было собрано 432 автомобиля.

В 1918 году все имущество завода АМО было признано собственностью государства, и в октябре 1918 года предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков.
С 1920 года завод участвовал в советской танковой программе и изготавливал двигатели для танка "Русский Рено".

30 апреля 1923 году заводу было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами.

В 1922-1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года. 7 ноября 1924 года первые 10 автомобилей АМО-Ф-15 прошли во главе колонны демонстрантов по Красной площади в Москве. С марта 1925 года началось их серийное производство.

© РИА НовостиСто лет заводу, которого уже нет. ЗИЛ в архивных кадрах
Сто лет заводу, которого уже нет. ЗИЛ в архивных кадрах

В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году его возглавил Иван Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия (к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей).

В начале 1927 года Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции предприятия. Объектом производства был выбран грузовик американской автосборочной фирмы "Автокар". В ходе реконструкции территория завода значительно расширилась.

1 октября 1931 года заводу было присвоено имя Иосифа Сталина (ЗИС). 25 октября 1931 года был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер.

В 1936 году началась конвейерная сборка первого отечественного лимузина ЗИС-101, основой которого стала конструкция американского легкового автомобиля "Бьюик".

Осенью 1941 года из-за начавшейся войны значительная часть рабочих и оборудования была эвакуирована в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Однако после успешных операций Красной Армии с июня 1942 года ЗИС вновь заработал. С конвейера сходили военные грузовики ЗИС-5В, выпускалось вооружение для фронта. В июне 1942 года завод был награжден первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения. В октябре 1944 года завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

© РИА Новости / Иван Шагин | Перейти в медиабанкКонвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе
Конвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе

В сентябре 1942 года были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110. За образец автомобиля был взят лимузин фирмы "Паккард".

В 1946 году началась третья реконструкция ЗИСа. Она предназначалась для постановки на производство первой послевоенной продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 и грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151.

В ноябре 1949 года завод был награжден вторым орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.

В 1950 году завод начал выпускать бронетранспортеры ЗИС-152, автомобили-амфибии ЗИС-485 и холодильники, с 1951 года приступил к производству велосипедов.

В 1953 году, согласно советско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи, по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод №1, позже ставший Первой автомобилестроительной компанией (First Automotive Works – FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. На заводе ЗИС проходили стажировку и обучение китайские инженеры, в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.

В 1956 году умер Иван Лихачев, и заводу было присвоено его имя (ЗИЛ).

© РИА Новости / Григорий Сысоев | Перейти в медиабанкЭмблема автомобиля ЗИЛ 41072 "Скорпион" (выпускался с 1989 по 1999 гг.), представленного в рамках технической выставки "Олдтаймер-галерея"
Эмблема автомобиля ЗИЛ 41072 Скорпион (выпускался с 1989 по 1999 гг.), представленного в рамках технической выставки Олдтаймер-галерея

В 1959 году правительственный лимузин ЗИЛ-111 был награжден Почетным дипломом на международной выставке в Брюсселе.
Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 году, позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

В 1967 году были спроектированы и производились (штучно) установки для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. В том же году СССР впервые принял участие в Международной "Неделе автобусов" в Ницце, где комфортабельный автобус малого класса "Юность" ЗИЛ-118 завоевал 12 призов, однако серийное производство автобуса организовать не удалось.

В 1971 году завод был награжден третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.

© РИА Новости / А. Соломонов | Перейти в медиабанкСотрудники конструкторского бюро Открытого акционерного московского общества "Завод имени И.А.Лихачева" во время работы
Сотрудники конструкторского бюро Открытого акционерного московского общества Завод имени И.А.Лихачева во время работы

13 июля 1971 года ЗИЛ стал Производственным объединением (ПО ЗИЛ), в состав которого вошли 17 заводов.

В 1975 году завод награжден Орденом Октябрьской революции.

После распада СССР предприятие стало быстро деградировать: производственные мощности разрушались, объемы выпуска продукции многократно снизились.

23 сентября 1992 года завод был приватизирован первым в отрасли и преобразован в Открытое акционерное московское общество "Завод имени И.А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки "ЗИЛ". Кроме головного завода, оно включало 30 дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительство Москвы, которому принадлежит контрольный пакет акций.

Генеральным директором предприятия является Игорь Захаров.

В настоящее время значительная часть производственных площадей предприятия не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены.

В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода площадью 50 гектаров, на остальной территории планируется качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры.

Площадь реконструируемой территории ЗИЛа — около 300 гектаров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала