МОСКВА, 15 апр — РИА Новости. Новосибирский театр "Красный факел" представляет спектакль "KILL" на фестивале номинантов на высшую театральную премию "Золотая Маска" — это авторская версия пьесы Фридриха Шиллера "Коварство и любовь" режиссера Тимофея Кулябина, получившего широкую известность в связи с его постановкой оперы "Тангейзер" в Новосибирском театре оперы и балета. Спектакль "KILL" будет показан 15 апреля на сцене театра имени Вахтангова, сообщили в пресс-службе фестиваля.
"Тангейзер" стал причиной серьезного конфликта в обществе, часть которого обвиняла режиссера в том, что он в своей постановке допустил вещи, оскорбляющие чувства верующих, а другая часть защищала Кулябина и отстаивала право постановщика на свободу творчества. В результате был освобожден от должности директор театра Борис Мездрич и назначен на этот пост Владимир Кехман, который снял с репертуара "Тангейзер".
На этот раз Кулябин привез в Москву свою авторскую версию классической пьесы Шиллера "Коварство и любовь", которая на первый взгляд кажется не очень актуальной на сегодня.
Религиозный контекст
"Действительно, при прочтении пьеса кажется довольно громоздкой, архаичной и даже, не побоюсь этого слова, пафосной, — сказал РИА Новости Кулябин. — Так же, как и основной конфликт этой драмы, основанный на социальном неравенстве — любовь мещанки и сына президента — по моему ощущению, уже старомоден. Во всяком случае, для нашего времени не нов. Гораздо больший интерес у меня вызывает религиозно-философский контекст этой пьесы".
По словам режиссера, в тексте Шиллера очень много отсылок к христианству. Герои во все времена оперируют понятиями — "грех, Бог, дьявол, помолиться, искупить грех" — "там все пропитано такой религиозностью и богобоязнью, что именно отношения с Богом становятся одним из мотивов поступков героев".
Любовь и Бог
"В сценической версии мы переносим действие в современность, вступая в диалог, и где-то — в острый спор с этим ценностным миром Шиллера, чтобы выяснить судьбу в сегодняшнем времени таких категорий, как любовь и Бог, — сказал Кулябин. — Это позволяет поднять в спектакле одну из важных тем в современном обществе — потребности в Боге, тоски по нему, проявившейся в последние годы. Эта тема, так или иначе, присутствует в нескольких моих спектаклях".
Авторское сочинение
Что касается работы с авторским текстом, то, как сказал режиссер, он серьезно переработал пьесу, отказался от целого ряда эпизодов, ввел фрагменты из произведений других авторов — Лессинга, Достоевского, Набокова с тем, чтобы рассказать свою собственную историю.
"Поэтому "KILL" — это спектакль всего лишь по мотивам пьесы Шиллера "Коварство и любовь", а в целом — это мое авторское режиссерское сочинение", — подчеркнул Кулябин. — Что касается свободы творчества и опасности повторения того, что случилось с "Тангейзером", то премьера "KILL" состоялась в сентябре 2013 года, задолго до начала работы над "Тангейзером", и к настоящему моменту спектакль сыгран в Новосибирске более 20 раз при неизменных аншлагах".
Как сообщил режиссер, "KILL" в Москве впервые играется не на родной сцене. Дело в том, что из-за большой технической сложности предполагалось, что его невозможно вывести в другие города. Так что фестиваль "Золотая Маска" стал в этом смысле исключением.
Спектакли в России и за рубежом
В ближайших планах режиссера постановка "Трех сестер" Чехова", премьера, как сказал Кулябин, запланирована на сентябрь. "Эту работу я делаю в театре "Красный факел", где ставлю спектакли уже семь лет, но в качестве главного режиссера работаю первый сезон. В спектакле занята та же команда, что участвовала в "Онегине", "KILL" и "Тангейзере", — сказал Кулябин.
Что касается остальных планов режиссера, то, по его словам, говорить о них он пока не может, поскольку со всеми театрами, включая Большой, уточняются последние формальности, после чего названия предстоящих премьер можно будет официально озвучить. "Одно могу сказать: это будут как драматические, так и оперные спектакли — и в России, и за рубежом", — сказал Кулябин.