МОСКВА, 16 окт – Дмитрий Виноградов, РИА Новости.
Далекому от футбола и "околофутбола" человеку может показаться странным, что взрослые люди всерьез охотятся за баннерами своих оппонентов и, рискуя, пробираются в стан своих врагов, чтобы жестоко пошутить над ними. Но футбольные фанаты часто видят смысл жизни в том, чтобы "защитить цвета клуба" и утереть нос болельщикам других команд.
На фронтах "баннерной войны"
"Разведчики" болельщиков ЦСКА в окрестностях спорткомплекса в Сокольниках нашли место, где фанаты "Спартака" рисовали огромное полотно со свиньей в стиле игры Angry Birds ("свиньи" – одно из прозвищ клуба "Спартак", в начале XX века представлявшей московский пищекомбинат). Армейцы "прыгнули" (напали) на "мясо" (еще одно прозвище "спартачей"), баннер отобрали и сожгли.
Но на этом болельщики ЦСКА не остановились. На следующий день, во время самого матча, на трибуне армейцев неожиданно появился портрет легендарного футболиста и тренера "Спартака" Андрея Тихонова. Армейцы над баннером надругались – сначала станцевали над ним модный танец гарлем-шейк, а потом разорвали.
Руководитель отдела по работе с болельщиками ЦСКА Иван Уланов устроителей акции оправдывает: "Про акцию с баннером отписались все, но почему-то никто не обратил внимание, как за несколько матчей до этого Тихонов "заряжал" (разогревал) свою трибуну матерными кричалками в наш адрес".
Болельщики "Локомотива" ("паровозы", как их дразнят) тем временем занимались выяснением отношений с президентом своего клуба Ольгой Смородской, которую фанаты не любят за пол и считают, что к футболу она не имеет никакого отношения. Трибуны пестрели баннерами против Смородской, из которых можно воспроизвести только что-нибудь вроде: "Якунин проснись, бардак надоел!" Глава РЖД до сих пор не "проснулся", Смородская все так же "Локомотив". Но зато гнев болельщиков услышали их оппоненты, от которых теперь фанатам "Локомотива" досталось новое обидное прозвище – "девчонки".
Это – прогремевшие только в этом году эпизоды "баннерной войны" между болельщиками разных клубов.
Растяжки и "ответки"
Баннеры – огромные или не очень большие полотнища, которые футбольные фанаты вывешивают на стадионах. "Это важная часть болельщицкой субкультуры", – говорит руководитель отдела по работе с болельщиками ЦСКА Иван Уланов.
"Это важный элемент шоу, перфоманса, который организуют на стадионах болельщики. Баннеры создают особую атмосферу, – вторит ему гендиректор клуба болельщиков "Динамо" Всеволод Алексеев.
С помощью баннеров болельщики поддерживают свою команду. Но растяжки применяются и для того, чтобы подкалывать болельщиков другой команды или донести свое мнение по какому-нибудь важному вопросу до всех. Болельщики "выступают" по самым разным больным вопросам – вплоть до поддержки братьев-сербов во время начала бомбардировок НАТО.
Сторонники ЦСКА известны своей любовью к карикатурам и стебом над оппонентами. Например, несколько лет назад большой успех имел баннер ЦСКА, посвященный пятилетней безвыигрышной череде игр "Спартака" против армейцев. "Привет участникам пятилетки!" – подкалывали соперников армейцы. В соответствии с эстетикой соцреализма баннер был украшен тремя мощными профилями тренеров, работавших с красно-белыми в эту "пятилетку".
Фанаты "Спартака", в свою очередь, подкалывают армейцев баннером "Играем белыми". Белый слон, намекающий на Александра Прудникова, известного кличкой "Слон", рубит черного коня, символизирующего чернокожих игроков ЦСКА ("конями" называют болельщиков ЦСКА за то, что на месте их клубного стадиона на улице Песчаной когда-то располагались конюшни московского Ипподрома). Еще один шедевр – "поздравительный" спартаковский баннер "Нет зрелища печальнее на свете, чем конь на лыжах, отмечающий столетье": ЦСКА ведет свою историю от Общества любителей лыжного спорта, основанного в 1911 году.
Несколько лет назад колкостями обменялись "Динамо" и "Зенит". Невские фанаты вывесили огромный портрет Лаврентия Берия – в свое время он был одним из кураторов милицейского клуба. Подпись под портретом объясняла, в чем причины тогдашних неудач динамовцев: "Вы платите за его грехи". "Динамо" тогда проиграло в очередной раз со счетом 3:0 в пользу "Зенита".
На следующей встрече двух клубов фанаты "Динамо" должны были ответить. На их трибуне появился портрет Ксюши Собчак – скандальной телеведущей и дочки бывшего питерского мэра. Баннер обещал: "А за ее грехи вам век не расплатиться!" "Зенит" в тот раз проиграл.
Бывают и более жесткие баннеры. В 2010 году на матче против казанского "Рубина", совпавшего с днем рождения Адольфа Гитлера, болельщики "Спартака" вывесили баннер: "С юбилеем, дедушка! 120". Через некоторое время болельщики дагестанского "Анжи" (в среде российских болельщиков есть противостояние не только между отдельными клубами, но и между "славянскими" и "кавказскими" командами) ответили растяжкой "Сдох Гитлер, сдохнут и его внуки". Баннер был "украшен" спартаковским символом со вписанной свастикой.
Спартаковский "вираж" действительно славится расистскими настроениями. Причем от них страдают не только оппоненты, но даже игроки своего клуба. Например, когда в 2007 году в "Спартак" пришел бразилец Веллитон Соарес де Мораис и взял себе легендарный 11 номер, под которым когда-то играл Андрей Тихонов, собственные болельщики "приветствовали" его баннером "11-й номер только для Тихонова – Monkey, go home".
Да, как ни странно, от фанатов достается не только конкурирующим клубам. Например, после того, как известный своими скандальными высказываниями "зенитовец" Роман Широков сравнил домашнее поле команды с огородом, на котором "агроному" стоило бы пасти кур и коз, собственные болельщики напомнили ему, что мешает плохим танцорам: "Рома, не гони на агронома!"
Правила конспирации
Неудивительно, что подготовка баннеров идет в условиях строжайшей конспирации – противник не должен ни испортить баннер, ни узнать о его содержании, что позволило бы ему заранее подготовить "ответку". Показать процесс подготовки баннеров корреспонденту РИА Новости вежливо не разрешили. Вместо этого фанат ЦСКА, с которым мы разговаривали, предложил встретиться в одном популярном у болельщиков этого клуба баре. Бар украшен спортивной символикой, а шеи посетителей – красно-синими шарфами. Фанаты других клубов вряд ли рискнут прийти сюда, разве что по особому приглашению.
"Что дает боление? В современном мегаполисе люди разобщены, атомизированы. Боление за клуб дает принадлежность к некой большой общности – недаром есть знаменитая песня болельщиков "Ты никогда не будешь один", – объясняет смысл футбольного фанатизма "конь".
"Как правило, преданность определенному клубу идет с подросткового возраста, а то и раньше – из традиций семьи. Человек проносит ее через всю жизнь – трудно отказаться от друзей и от такого источника адреналина, – объясняет наш собеседник. – Ну а реализует свою любовь к клубу каждый по-разному. Кому-то интересно просто ходить на стадион, кому-то – рисовать баннеры и устраивать перфомансы".
А кто-то вообще на стадион не ходит – ему интереснее драться с такими же фанатами из конкурирующих групп. В будни такой человек может быть респектабельным менеджером, чтобы вечером или к выходным превратиться в безжалостного бойца.
По словам нашего собеседника, рисование баннеров популярно скорее у школьников и студентов – отсюда и перегибы в части содержания. Более взрослые болельщики обычно участвуют деньгами.
А потратить их есть на что. Время от времени фанаты поражают воображение оппонентов, вывешивая грандиозные растяжки размером со всю фанатскую трибуну.
На матче со "Спартаком" болельщики "Локомотива" как-то изобразили одного из своих любимцев, Славолюба Муслина, в доспехах римского легионера и на коне – он должен был напомнить спартаковцам о печальной судьбе вождя римских рабов Спартака. На баннере красовалась надпись "Ваш вечный Рим" и цифры: дата смерти самого Спартака и дата матча. Если верить фанатским форумам, баннер обошелся в 10 тысяч долларов, и в его финансировании поучаствовал и сам клуб (что дало повод для новых шуток в адрес фанатов "Локо"). При этом никто не отменял еще одно негласное правило "баннерной войны" – баннер должен использоваться только один раз.
Какое-то время спустя "Спартак" тоже отличился гигантским и искусно нарисованным баннером. Огромное полотнище воспроизводило фреску Микеланджело "Сотворение Адама", украшающую свод Сикстинской капеллы. Отличие было в том, что и сам Адам, и Творец касались пальцами не друг друга, а спартаковской эмблемы. "Лишь избранным дано прикоснуться к шедевру", – гласила надпись на баннере. Второй слоган сообщал: "Шедевры не горят. Кроме шуток" – это был намек на то, что накануне болельщики армейцев снова пытались обнаружить баннер "Спартака" и даже вроде бы его подожгли, но тем удалось отстоять свое творение.
Несколько портило впечатление лишь то, что несколько лет назад фреску "Сотворение Адама" воспроизводил на своем баннере мадридский "Реал" на дерби с "Атлетико". Возможно, болельщики "Спартака" не столько украли идею, сколько намекали, что их "суппорт" (поддержка) ничуть не хуже, чем у европейских грандов.
Свой среди чужих
Впрочем, вывесить у себя баннер против неприятеля – это просто. Высшей доблестью считается найти и уничтожить, а еще лучше выкрасть баннер противников. Болельщики поспокойнее называют эти забавы снисходительно – "зарница" (в этой советской военно-патриотической игре как раз надо было захватить флаг противника).
Например, в апреле 2011 года во время очередного дерби в чемпионате страны между ЦСКА и "Спартаком" фанаты последнего проникли в сектор армейцев, схватили баннер и уволокли к себе на трибуну. Болельщики ЦСКА хотели его отбить, но помешали полицейские, не желавшие допустить столкновения двух фракций. Красно-белые ритуально спалили вражеский баннер на своей трибуне.
Армейцы отомстили. Всего через полторы недели, уже в игре в рамках Кубка России по футболу, они тоже украли и сожгли баннер своих оппонентов.
Высшим шиком считается пробраться с оскорбительным баннером на сектор противника и вывесить его – чтобы фанаты, не разобравшись, баннер поддержали к радости своих визави. На одном из матчей все тех же давних и принципиальных противников фанат армейцев, проникший на трибуну "врагов", пустил по рукам спартаковцев растяжку: "Мы – "Спартак", и мы – г…". Баннер провисел несколько секунд, пока фанаты его не скомкали и не порвали. Что было с самим остряком, история умалчивает.
"Когда ты находишься в фан-зоне и кто-то выбрасывает баннер, ты не видишь, что на нем находится, и поддерживаешь машинально", – объясняет гендиректор клуба болельщиков "Динамо" Всеволод Алексеев. Оценить текст можно только со стороны.
Что такое ACAB
"Мало отнять чужой баннер, надо пройти все усиленные кордоны, чтобы пронести его на свою трибуну и повесить его вверх ногами", – объясняет правила "баннерной войны" специалист по работе с болельщиками клуба "Спартак-Москва" Олег Семенов.
Ведь фанаты враждуют вовсе не только с болельщиками других клубов, но и с полицией, которая проверяет содержание принесенных на матч баннеров и может их запретить. Большой баннер может весить несколько килограммов, и скрытно пронести его на стадион непросто.
Болельщики жалуются: полицейские судят слишком строго. Иногда "зарубают", казалось бы, невинные баннеры. Например, когда болельщики просто хотели почтить память своих погибших товарищей или умерших футболистов, вспоминает "динамовец" Всеволод Алексеев. "Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" гласят, что баннер может быть только "в поддержку своей команды" – однако таковым ведь не является, например, траурный баннер.
"Один раз нам не согласовали баннер с Львом Яшиным (легендарным советским вратарем, игравшим за "Динамо" и умершим в 1990 году. – РИА Новости). Мы принесли его в "Лужники" на матч со "Спартаком", а полицейский сказал: "Здесь Яшин нарисован, а он не имеет отношения к этому матчу", – вспоминает начальник отдела по работе с болельщиками "Динамо-Москва" Антон Дорофеев.
Олег Семенов из "Спартака" рассказывает, как "красно-белым" запретили приносить на стадион в Петербурге "шуточный" баннер, где они поздравляли "Зенит" с Днем города. Надпись на этом баннере осталась тайной, известно только, что он показался полиции оскорбительным.
Фанаты отвечают полиции универсальным для всех клубов лозунгом A.C.A.B. (all cops are bastards) и хитростью. Принеся на матч с одной из кавказских команд растяжку "Бышовец" (Анатолий Бышовец, прославленный тренер), болельщики разрезали ее по буквам и сложили матерное оскорбление в адрес своих оппонентов. Тут уместно вспомнить знаменитое высказывание самого Бышовца: "Есть предел человеческим положительным качествам, но человеческой мерзости нет предела".
Боление и наказание
После матча может наступить расплата за остроумие – наказание за разжигание межнациональной розни, или оскорбление чести и достоинства, или хулиганство.
Как рассказал РИА Новости заместитель директора по безопасности Российской футбольной премьер-лиги Александр Сафонов, помимо этого, самим регламентом проведения игр предусмотрены наказания – наказать клуб за творчество его фанатов может контрольно-дисциплинарный комитет лиги. Например, за издевательство болельщиков ЦСКА над портретом Андрея Тихонова клуб оштрафовали на 100 тысяч рублей.
Сафонов не смог вспомнить, чтобы кто-то из футбольных хулиганов наказывался уголовно. Но административные наказания были, например, в том же Петербурге наказали за оскорбительный баннер в адрес "Динамо": "Сдох ваш Яшин, сдохнет и "Динамо".
"Омерзительных баннеров в последнее время практически нет, – считает Сафонов. – Люди становятся культурнее, более уважительно относятся друг к другу. Точно знаю, что перед началом этого сезона между клубами была неформальная договоренность исключить на матчах оскорбления и ненормативную лексику в адрес третьих команд. Если "Спартак" играет с "Зенитом", например, то ЦСКА они не вспоминают. Это уже небольшой шаг к нормализации остановки. Но пока мы не можем полностью рассчитывать на исключение на трибунах мата".
В новой редакции "Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований", которая вступает в силу 23 января следующего года, говорится, что на матч нельзя приносить "провокационные" баннеры. Однако какие баннеры считать провокационными, не говорится – полиция должна решать это сама.
Так что вряд ли "баннерная война" прекратится – уж очень она веселит своих участников. Хотя перемирия в ней возможны.
В сентябре перед дерби все с тем же ЦСКА "Спартак" решил отказаться от перфомансов и передать собранные на него деньги на лечение своего 19-летнего фаната Гриши Зюзинского, получившего серьезные травмы при занятиях спортом. Армейцы, как водится, дали симметричный ответ: они заявили, что тоже отказываются от перфомансов и передают деньги на лечение Гриши.
Но это не значит, что, когда Гриша поправится, он станет болельщиком ЦСКА.