Елена Костомарова
Сергей Безруков обладает исключительным талантом играть героев разных исторических эпох так, что сомневаться в его драматических способностях не приходится. Светило русской поэзии (даже два), главный бард нашей страны, основной персонаж русских сказок и даже булгаковский Иешуа – дальше, кажется, только космос. В честь 40-летия Сергея Безрукова проект Weekend вспоминает знаменитые кинообразы актера.
Саша Белый, "Бригада" (2002 год)
— Угадай загадку: зимой и летом одним цветом?
— Саша Белый
15-серийный эпос о четверке современных "мушкетеров" – Филе, Пчеле, Космосе и главном "бригадире" Александре Белове (Белом) вызвал шквал эмоций. Создателей обвинили в излишней романтизации криминального мира, в пропаганде насилия, а между тем эта противоречивая история о крепкой мужской дружбе в исторических реалиях 90-х годов нашла отклик у тысяч зрителей. У главного героя Александра Белова был реальный прототип – "вор в законе", лидер орехово-медведковской группировки Сильвестр, специализировавшийся на грабежах, угонах машин и рэкете.
Роль Белова досталась Безрукову с боем — режиссер Алексей Сидоров и продюсеры не сразу приметили в светловолосом театральном актере Сергее Безрукове нужную хватку и отрицательную харизму, которой должен был обладать его персонаж. На главную роль также претендовали Константин Хабенский, Сергей Шнырев, Юрий Лагута и Вадим Калганов.
"Хотелось показать не только силу, а личность с жестким характером, внутренней ломкой, метаниями, переживаниями, "иссушением" души", — объяснял режиссер Алексей Сидоров.
После трагичного финала сериала (трое друзей Белого погибли, а он сам то ли застрелился, то ли выжил) зрители надеялись увидеть любимого героя в продолжении, однако его не последовало. Только в 2012 году на экраны вышел фильм "Бригада: Наследник", в котором криминальные приключения выпадают на долю повзрослевшего сына Белого Ивана (его сыграл Иван Макаревич). Безруков же от участия в картине категорически отказался, заявив, что очень благодарен первой "Бригаде", но к пройденным ролям возвращаться не намерен.
"Огромное число ребят меня узнали именно благодаря "Бригаде", опять же потому что ее показывали по телевизору и видеть ее мог любой. <…> может, те, кто узнал Сашу Белого из "Бригады", теперь пойдут в театр, где у меня совсем другие, разные роли. Но я подчеркиваю: себя в образе этого героя я отнюдь не тиражирую, хотя эта роль и была мне интересной и успешной".
Сергей Есенин, "Есенин" (2005 год), спектакль "Жизнь моя, иль ты приснилась мне…"
Интерес к творчеству "крестьянского поэта" Сергею Безрукову привил отец Виталий Безруков. Сам он в свое время снялся в роли Есенина в фильме-опере "Анна Снегина", а впоследствии написал 600-страничный роман-расследование гибели Есенина. Именно по нему и был снят телесериал с Сергеем Безруковым в главной роли. До этого Безруков-младший уже появлялся в роли поэта на сцене столичного театра имени Ермоловой в спектакле "Жизнь моя, иль ты приснилась мне…"
Но фильм – это другая история, в нем переплетены две линии: таинственное расследование смерти поэта следователем Хлыстовым в 1985 году и события жизни самого Сергея Есенина, сопровождающиеся его знаменитыми стихами.
"Мне бы хотелось развеять уже существующий шаблонный образ поэта-скандалиста, миф, который нам навязывали в советской школе: упаднический, кабацкий поэт, алкоголик, праздный гуляка и хулиган, — говорит Безруков. <…>Я вижу его человеком огромного диапазона: от гениального хулигана-озорника, Моцарта своей эпохи, — до русского Гамлета, первого советского диссидента".
Александр Пушкин, "Пушкин. Последняя дуэль" (2006 год) и "Гоголь. Ближайший" (2009 год), спектакль "Александр Пушкин"
Без внимания отца и сына Безруковых не осталась и личность "солнца русской поэзии" – Александра Сергеевича Пушкина. В 2002 году в театре имени Ермоловой состоялась премьера спектакля "Александр Пушкин", поставленного по пьесе Виталия Безрукова "И жизнь, и слезы, и любовь". Действие постановки охватывает довольно большую часть биографии Пушкина — с момента его пребывания в Михайловском в 1825 году и до дня роковой дуэли в 1837-м. Спектакль этот вызвал в театральных кругах немало пересудов из-за сомнительной исторической достоверности и попытки создать фривольный образ Пушкина. Театральные критики были беспощадны в своих оценках:
"Сие драматургическое произведение представляет собой комический гибрид школьных банальностей о Пушкине и нелепых фантазий о нем…. если у вас есть знакомый пушкинист, которому вы почему-либо желаете смерти, порекомендуйте ему творение семьи Безруковых" (Роман Должанский, "Коммерсант").
Однако спектакль шел в ермоловском при полных залах, а сейчас он перенесен на сцену Театра Сергея Безрукова.
"У отца в пьесе, конечно, не тот хрестоматийный Пушкин, которого нам навязывали, — признает Сергей Безруков. — Не революционер, который не успел добежать до Сенатской площади. Неправда все это. Он живой человек. Например, замечательна сцена разговора с царем. Мы знаем клише: "Где бы ты был, если б оказался 14 декабря в Петербурге?" — "Встал бы в ряды мятежников". И в пьесе эти фразы есть. Но дальше? Дальше царь, что называется, размазывает поэта. И он терпит, и обещает "впредь не противоречить общепринятому порядку", и пишет верноподданническую оду. Потому что ХОЧЕТ ЖИТЬ. То есть это не шаблонный образ "поэта и гражданина". Ну не выжил бы он тогда, как говорится: убивают их. Действительно, потом и убили. Но было время, когда сломали, подавили. И, тем не менее, он все равно продолжал писать, хотя и вертелся, как уж на сковородке. И на протяжении всей пьесы у нас идет это совмещение — героя и человека".
В 2006 году на экраны вышел фильм Натальи Бондарчук "Пушкин. Последняя дуэль", повествующих о последних месяцах жизни поэта, а также о последовавших за дуэлью событиях, а в 2009-м Безруков снова сыграл Пушкина в биографической картине "Гоголь. Ближайший".
Иешуа Га-Ноцри, "Мастер и Маргарита" (2005 год)
В сериале Владимира Бортко Сергей Безруков не только исполнил роль Иешуа, но и озвучил Мастера вместо Александра Галибина. Сам актер – человек верующий, но своего героя он представляет исключительно как литературного персонажа и не отождествляет с Иисусом Христом.
"Это не Христос из Библии. Если мы начнем разбирать роман, то найдем огромное количество несовпадений с каноническими текстами. Что лишний раз доказывает: перед нами русская трактовка, сочиненная гениальным классиком", — говорит актер.
Готовясь к роли, Безруков соблюдал пост и отказался от половины театральных спектаклей. По словам актера, эта роль научила его чаще относиться к людям по-доброму, сдерживать эмоции, "выключая Белого".
"Эмоции, куда деваться-то?.. Особенно если обидели незаслуженно. Тут я понимаю, что у меня включается скорость Белого. А это совсем другой персонаж, он не прощал и не сносил – он наказывал. И вот в тот момент, когда начинает зарождаться скорость Белого, я вспоминаю об Иешуа. И… успокаиваюсь".
Генерал Каппель, "Адмиралъ" (2008 год)
В картине Андрея Кравчука "Адмиралъ" о жизни адмирала Александра Колчака Сергею Безрукову досталась роль его первого сподвижника – белого генерала Владимира Каппеля, который ценой собственной жизни зимой 1919 года спас армию от окружения под Красноярском и вывел ее к Байкалу. Актер много читал о своем персонаже, смотрел документальные кадры о его перезахоронении в 2006 году, чтобы досконально изучить его биографию.
"Этот фильм необходим, чтобы мы и наша армия поняли: вот как надо любить родину. Мой герой, умирая, говорит: "Передайте войскам, что я любил их, я любил Родину и своей смертью доказал это", — объясняет актер.
Съемки были необычайно сложными: в воинской части в Нижегородской области актеру пришлось гарцевать на коне при морозе минус 34, греясь только теплом животного. Подобно своему герою, в такой же мороз Безруков нырял под лед, а сцену, в которой генералу Каппелю ампутируют ноги, напротив, снимали в бане при пятидесятиградусной жаре.
Сергей Безруков так говорил об этой работе: "Вообще люблю крупные проекты с мощной созидательной энергией, которая заставляет зрителя следить не только за спецэффектами, но и за человеческими отношениями, за судьбами людей, особенно тех уникальных, которые представлены в этом фильме".
Владимир Высоцкий, "Высоцкий. Спасибо, что живой" (2011 год)
Имя исполнителя главной роли в этой ленте долго держали в секрете – актер сохранял инкогнито даже для партнеров и на площадку выходил уже в гриме. Среди кандидатов называли Владимира Вдовиченкова, Алексея Кравченко, Павла Деревянко, Андрея Соколова, Андрея Смолякова, и только через четыре месяца после премьеры Сергей Безруков в эфире телепередачи "Вечерний Ургант" все же признался, что именно он сыграл барда.
Для достижения максимального сходства с Высоцким на лицо актера накладывалась сложным образом изготовленная маска – над ее созданием на протяжении шести месяцев трудился художник Петр Горшенин. Изучив около 500 фотографий из архива Высоцкого, мастер сделал точную копию его лица, а затем на этой модели — тончайшую скульптуру из воска и пластилина, с учетом всех нюансов мимики. С готовой скульптуры Горшенин снял форму, в которую затем залил многокомпонентный силиконовый состав. В результате получился комплект пластических деталей — нос, лоб — все отдельно, — на него из бюджета картины потратили около $30000. Ежедневно на грим исполнителя главной роли уходило около четырех часов.
Актер признался, что, в первый раз получив предложение сыграть Высоцкого, он отказался и вернулся к этой идее лишь через год. Эту роль Сергей Безруков счел большой ответственностью, ведь актер всегда являлся большим поклонником творчества Высоцкого. Перед тем, как раскрыть карты, Безруков дал интервью инкогнито, в котором объяснил причину столь принципиального сохранения своего имени в тайне.
"Не хочу, чтобы мой актерский имидж влиял на образ героя, которого мне посчастливилось сыграть. <…> если бы я играл со своим лицом – это очень отвлекало бы зрителя. Вот актер, он играл этого, этого, этого….У тебя его лицо ассоциируется с другими ролями. И это мешает. Не надо. Здесь Высоцкий – и больше никого. Пусть люди смотрят картину о Высоцком".
Иван-дурак, "Самая реальная сказка" (2011 год)
Эту ленту Сергей Безруков спродюсировал сам, а идея возникла за один вечер.
"Сказочные персонажи живут среди нас. Кащей победил, сказки исчезли, а их героям ничего не осталось, как переселиться в наш современный мир. Кащей их "спас", переведя в реальный мир, но поставил условие, чтобы они не рассказывали, какие на самом деле сказки и кто в них побеждает", — раскрыл сюжет Безруков.
По сюжету, классические персонажи мутировали под современные условия — Кащей Бессмертный (Леонид Ярмольник) стал олигархом, главой корпорации "Русский век", Василиса Премудрая (Ирина Безрукова) — учительницей, Леший (Георгий Штиль) — бездомным, а Иван-Дурак (Сергей Безруков) оказался бывшим десантником. Не обошлось и без богатырей — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович служат в охране олигарха.
У фильма долгое время не ладилось дело с прокатом — прокатчики не торопились браться за "неформатную" ленту. Однако Безруков не сдавался, ведь этот проект стал для него больше, чем просто фильм. "Я, как тот самый дурак из сказки, буду биться за наши сказки и детское отечественное кино. Я уже и слоган придумал: "Я не верю никому, я верю в чудо", — говорил он.
Раневич, "Матч" (2012 год)
Одна из последних (на данный момент) работ Сергея Безрукова – патриотическая драма о легендарном "матче смерти" между футболистами киевского "Динамо" и "Локомотива" и немецкой командой Flakelf в 1942 году, после которого девять киевских футболистов были арестованы гестапо. Сергею Безрукову досталась роль вратаря Николая Раневича, который был готов отдать свою жизнь, сохраняя честь.
К этой роли Безруков готовился основательно — несколько месяцев тренировался у знаменитого вратаря Сергея Овчинникова, смотрел футбольную хронику и репетировал с актером Сергеем Деревянко одесский акцент. С характером героя у Безрукова, по-видимому, не возникло проблем: в фильме Раневич — храбрый, честный, завораживающий юных поклонниц футбола своей сверкающей улыбкой и легкой иронией в голосе.
"В фильме есть атмосфера войны, 40-х, Киев тех лет передан во всем. Я для этого фильма специально похудел, потому что, если посмотреть хронику, в те годы люди были поджарые, мускулистые, с красивыми зубами, горящими глазами. Я понимаю, что была эпоха репрессий, и то, что осталось за кадром — слезы, трагедии, но, все-таки, они тогда жили по-другому. Глаза с болью, но какие-то отчаянные. Я ощутил достоверность картины еще и потому, что здесь играют немецкие актеры. Во время съемок допроса, например, эта немецкая форма, язык, и вправду возникало ощущение противостояния", — говорил актер в интервью РИА Новости.
Этот фильм тоже вызвал немало критических замечаний: исторические ляпы и излишний пафос разозлили некоторых украинских зрителей — футболисты выглядят в нем героическими советскими (то есть русскими) людьми, а большая часть прочих киевлян — едва ли не пособниками нацистов. Звучали даже призывы запретить показывать его в Украине – кое-кто опасался, что он может спровоцировать напряженность в и без того непростых отношениях между Россией и Украиной в преддверии притока российских болельщиков на Евро-2012, однако в итоге его прокат все же был разрешен.
В планах актера – работа в Московском губернском драматическом театре, где летом этого года актер был назначен худруком, и, конечно, новые роли – например, в историческом эпосе "Викинг", основанном на памятнике древнерусской литературы "Повесть временных лет".
"Не понимаю: разве плохо, что актер за свою жизнь может сыграть много ролей и быть в каждой разным? Ведь это то, к чему стремятся многие актеры. Просто не у всех получается. Потому что у них — одно амплуа, которое они не могут изменить. А мне дано Богом и от родителей. Я могу быть разным в профессии. Кто-то поверил в бандита Сашу Белого. Но я же не бандит в жизни! А потом был участковый. Есть и Есенин, и Иешуа… Чем больше будет ролей, тем лучше", считает Сергей Безруков.