Рейтинг@Mail.ru
Правила двухколесного выживания, или Почему бьются байкеры в Приморье - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Правила двухколесного выживания, или Почему бьются байкеры в Приморье

Читать ria.ru в
Дзен
Озвучивая статистику аварий с участием двухколесного транспорта и их причины, автоинспекторы делают акцент на нарушении мотоциклистами и мопедистами правил дорожного движения. Но истинных причин мотокрушений, ранений и гибели людей гораздо больше, считает корреспондент РИА Новости Илья Горбунов.

Илья Горбунов, РИА Новости

ДТП с участием автомобиля и мотоцикла в Приморье
Приморские мотоциклисты стали чаще попадать в ДТП и погибать в них
ГИБДД Приморья подвело печальные итоги закрывшегося мотосезона. За девять месяцев этого года на территории края произошло 754 ДТП с участием мотоциклов и мопедов. В авариях с участием двухколесного транспорта погибли 67 человек, 873 человека получили ранения. Автоинспекторы бьют тревогу, ведь уровень смертельных аварий увеличивается из года в год. Для примера, за аналогичный период 2012 года погибло на девять мотоциклистов меньше, статистика по раненым тоже меньше нынешней.

Полицейские считают, что основные причины роста количества ДТП и числа пострадавших и погибших — это пренебрежение требованиями Правил дорожного движения, езда без шлема и вождение в нетрезвом виде. Однако есть и другие обстоятельства, которые гораздо чаще "отправляют" байкеров в больничные палаты или, хуже того, на кладбища.

Выбирай свой литр без помпы

Начнем с вопроса: кто чаще всего бьется на мотоциклах? Владельцы спортивных моделей. Но не потому, что эти двухколесные машины плохи. Просто они созданы для скорости, и их владельцы изначально не планируют ездить на таких монстрах в крайнем правом ряду не быстрее 60 километров в час. Естественно, там, где скорость больше, там и риск выше.

Но примечательно другое: в западных странах или в той же Японии количество аварий с участием спортивных моделей мотоциклов минимально. Там владельцы тысячелитровых агрегатов ездят не по обычным городским дорогам, а по автобанам или специальным гоночным трекам. Так что вряд ли вы найдете в интернете видео, где мотоцикл несется с приклеенной к максимальной отметке стрелкой спидометра по центру Праги или улицам Франкфурта.

Для наших же мотоциклистов такое видео — норма. При этом зачастую жажда скорости у молодых уличных гонщиков сочетается с завышенной самооценкой и дилетантством одновременно. Люди, выбирая себе первого в жизни "железного коня ", покупают сразу 1500-литровые Honda или Suzuki, а потом не могут справиться с управлением и влетают в столбы и стены.

Байкеры  во Владивостоке. Архив.
Байкеры Владивостока летом провоцируют рост ДТП на дорогах
Я лично не раз становился свидетелем ситуаций, когда продавец уговаривал вполне взрослых людей купить байк с объемом двигателя поменьше, чтобы хотя бы привыкнуть к управлению им, но клиенты оставались непреклонны. Дескать, настоящим мужикам — настоящая мощь и скорость.

Фотографии некоторых из этих "настоящих" я потом видел на венках вдоль автострады.

Разумеется, нельзя сказать, что владельцы туристических "эндуро" или пафосных "чопперов" находятся в полной безопасности уже из-за своего выбора, но рискуют они действительно меньше. Впрочем, и покупают их зачастую люди другого склада — именно для путешествий или из простого желания покрасоваться на публике. Но в любом случае на таких агрегатах не гоняют, хотя скоростные возможности и у них приличные.

Слушать старших не вредно

Байкеры во Владивостоке. Архивное фото.
Байкеры Владивостока закрыли мотосезон-2013 в необычной обстановке
Есть общие "народные" правила, которым всегда должен следовать мотоциклист, чтобы не стать "бывшим". Они вполне совпадают с обязательными условиями езды на мотоцикле, описанными в полезной книжке под названием "Правила дорожного движения", сокращенно — ПДД. Именно ПДД требуют не выезжать без шлема и не садиться за руль пьяным, то есть предупреждают о тех самых нарушениях, в которых обвиняют разбившихся мотоциклистов автоинспекторы.

Но есть и другие правила, выверенные годами байкерской практики. Например, одно из главных: "Не уверен, что сможешь, — не лезь". Большая часть аварий в городских условиях происходит именно из-за неуверенности мотоциклиста. Разогнался, решил пролезть в просвет между машинами, а потом испугался и дал по тормозам, но уже поздно. И вот печальная картина: мотоцикл под колесами автомобиля, и очень хорошо, если его владелец не там же.

Мотоцикл года - 2009Выступление мотоциклистов на Дне города Екатеринбурга
Как сделать мотоцикл безопасным видом транспорта: полезные советы
Есть еще одно важное негласное правило: не выдвигаться на большие расстояния одному. Ведь заметить какие-то мелкие неисправности или просигналить о приближающейся сбоку машине сможет только тот, кто видит тебя со стороны. Не стоит стремиться к дальним одиночным путешествиям.

Вроде бы ничего сложного, но большинство "вольных ездоков" эти правила не то что не соблюдают, но даже и не знают о них. Кому-то стыдно спрашивать совета у старших товарищей, а кто-то вовсе считает, что, купив мотоцикл, уже стал "крутым" байкером и в подсказках не нуждается. Именно последние, кстати, бьются особенно часто и избавиться от излишков самоуверенности просто не успевают, познавая байкерскую реальность, так сказать, на личном горьком опыте.

Самоуверенность — вообще главный враг мотоциклистов. Именно с ее излишками чаще всего связаны смертельные аварии. Как говорится, "два колеса гордости и надменности не любят, зато осторожных и умных уважают". Поэтому учиться никогда не поздно. Да и над новичками в мотоциклетных и байкерских тусовках обычно не смеются. Особенно если видят, что человек готов впитывать знания и не воротит нос от советов старших.

Осторожно, на дороге автомобилисты

И все же главная опасность для мотоциклиста исходит не от него самого, а от водителей четырехколесного транспорта.

По опыту знаю, что ездить во Владивостоке, да и в любом другом приморском городе, нужно так, будто все водители автомобилей сговорились тебя убить. Это не означает, что следует шарахаться от каждой проезжающей мимо машины, но и не стоит забывать, что автомобилистам зачастую просто без разницы, на чем едет их сосед по дороге, а опасные маневры для многих из них норма. Но там, где другая машина сможет уклониться или притормозить, мотоцикл не всегда справится, и результаты могут быть весьма печальными.

Водители обзывают мотоциклистов самоубийцами, психопатами и другими обидными словами, но при этом очень часто аварии происходят отнюдь не по их вине. "Двухколесников" сбивают с трассы, не замечая при перестроении, совершая резкие остановки и маневры. Вины водителей "железных коней" в таких ситуациях нет, но объяснять автомобилистам это бесполезно.

Мотоклуб Ночные волки открыл мотосезон
Транспорт, которого боятся многие: мифы о мотоциклах пора пересмотреть
Между тем, байкер, в отличие от автомобилиста, ведет себя на дороге гораздо вежливее, поскольку от этого зависит не просто целостность его транспортного средства, а сама жизнь. Он предпочтет пропустить проезжающую перекресток машину или дождаться просвета на дороге, чтобы выехать с обочины.

Конечно, так поступают не все, и, может быть, именно из-за небольшой части безответственных мотоциклистов у автомобилистов сложилось предвзятое мнение о байкерах. Но нельзя же из-за этого вечно зажимать в пробках мотоциклы и подрезать их на поворотах, создавая аварийные ситуации!

Мой дед в советское время много лет ездил на мотоцикле, пока не накопил на машину, и рассказывал, что его всегда пропускали в заторах и на сложных участках трассы. Несколько лет назад я был в Таиланде, и там водители вежливо давали возможность проехать моему скутеру. А вот в современном Приморье вслед мотоциклистам не ругаются только или очень культурные, или очень ленивые автомобилисты, при этом продолжая создавать опасные ситуации.

ГИБДД на заметку

Безопасность мотоциклов на дорогах России
Безопасность мотоциклов на дорогах России
И наконец, хочется кинуть небольшой камешек в адрес Госавтоинспекции. Почему, обвиняя мотоциклистов в езде без шлема и пьянстве, автоинспекторы не говорят о других причинах аварий? Ведь подобная информация может помочь людям не совершать ошибки и оставаться живыми и здоровыми, но ее нет.

Причина, скорее всего, в том, что "правила выживания" для мотоциклистов не прописаны в законах и нормативных актах, а значит, не обязательны для исполнения. Нельзя законодательно запретить новичкам покупать слишком быстрые мотоциклы или обязать начинающих байкеров ходить в профильные клубы, где им бы объясняли "народные правила" вождения. Невозможно справиться и с хамством автомобилистов на городских дорогах.

Зато можно организовать "подшефные" мотокружки в школах, выпускать памятки или бюллетени, а также устраивать лекции сотрудников ГИБДД в автошколах на курсах категории "А". Кстати, с будущего года всем водителям мопедов, они же скутеры, придется получать права, а значит, проходить обучение по новой категории "М", так что это отличный повод воспитывать грамотных "двухколесников", что называется, с младых ногтей.

Но, видимо, это никому не нужно. Или кому-то нужно, но инициатива не проходит у больших начальников. В этой ситуации, конечно, хотя бы данные статистики могут заставить людей быть осторожнее. За это большое спасибо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала