Илья Горбунов, РИА Новости
Полицейские считают, что основные причины роста количества ДТП и числа пострадавших и погибших — это пренебрежение требованиями Правил дорожного движения, езда без шлема и вождение в нетрезвом виде. Однако есть и другие обстоятельства, которые гораздо чаще "отправляют" байкеров в больничные палаты или, хуже того, на кладбища.
Выбирай свой литр без помпы
Начнем с вопроса: кто чаще всего бьется на мотоциклах? Владельцы спортивных моделей. Но не потому, что эти двухколесные машины плохи. Просто они созданы для скорости, и их владельцы изначально не планируют ездить на таких монстрах в крайнем правом ряду не быстрее 60 километров в час. Естественно, там, где скорость больше, там и риск выше.
Но примечательно другое: в западных странах или в той же Японии количество аварий с участием спортивных моделей мотоциклов минимально. Там владельцы тысячелитровых агрегатов ездят не по обычным городским дорогам, а по автобанам или специальным гоночным трекам. Так что вряд ли вы найдете в интернете видео, где мотоцикл несется с приклеенной к максимальной отметке стрелкой спидометра по центру Праги или улицам Франкфурта.
Для наших же мотоциклистов такое видео — норма. При этом зачастую жажда скорости у молодых уличных гонщиков сочетается с завышенной самооценкой и дилетантством одновременно. Люди, выбирая себе первого в жизни "железного коня ", покупают сразу 1500-литровые Honda или Suzuki, а потом не могут справиться с управлением и влетают в столбы и стены.
Фотографии некоторых из этих "настоящих" я потом видел на венках вдоль автострады.
Разумеется, нельзя сказать, что владельцы туристических "эндуро" или пафосных "чопперов" находятся в полной безопасности уже из-за своего выбора, но рискуют они действительно меньше. Впрочем, и покупают их зачастую люди другого склада — именно для путешествий или из простого желания покрасоваться на публике. Но в любом случае на таких агрегатах не гоняют, хотя скоростные возможности и у них приличные.
Слушать старших не вредно
Но есть и другие правила, выверенные годами байкерской практики. Например, одно из главных: "Не уверен, что сможешь, — не лезь". Большая часть аварий в городских условиях происходит именно из-за неуверенности мотоциклиста. Разогнался, решил пролезть в просвет между машинами, а потом испугался и дал по тормозам, но уже поздно. И вот печальная картина: мотоцикл под колесами автомобиля, и очень хорошо, если его владелец не там же.
Вроде бы ничего сложного, но большинство "вольных ездоков" эти правила не то что не соблюдают, но даже и не знают о них. Кому-то стыдно спрашивать совета у старших товарищей, а кто-то вовсе считает, что, купив мотоцикл, уже стал "крутым" байкером и в подсказках не нуждается. Именно последние, кстати, бьются особенно часто и избавиться от излишков самоуверенности просто не успевают, познавая байкерскую реальность, так сказать, на личном горьком опыте.
Самоуверенность — вообще главный враг мотоциклистов. Именно с ее излишками чаще всего связаны смертельные аварии. Как говорится, "два колеса гордости и надменности не любят, зато осторожных и умных уважают". Поэтому учиться никогда не поздно. Да и над новичками в мотоциклетных и байкерских тусовках обычно не смеются. Особенно если видят, что человек готов впитывать знания и не воротит нос от советов старших.
Осторожно, на дороге автомобилисты
И все же главная опасность для мотоциклиста исходит не от него самого, а от водителей четырехколесного транспорта.
По опыту знаю, что ездить во Владивостоке, да и в любом другом приморском городе, нужно так, будто все водители автомобилей сговорились тебя убить. Это не означает, что следует шарахаться от каждой проезжающей мимо машины, но и не стоит забывать, что автомобилистам зачастую просто без разницы, на чем едет их сосед по дороге, а опасные маневры для многих из них норма. Но там, где другая машина сможет уклониться или притормозить, мотоцикл не всегда справится, и результаты могут быть весьма печальными.
Водители обзывают мотоциклистов самоубийцами, психопатами и другими обидными словами, но при этом очень часто аварии происходят отнюдь не по их вине. "Двухколесников" сбивают с трассы, не замечая при перестроении, совершая резкие остановки и маневры. Вины водителей "железных коней" в таких ситуациях нет, но объяснять автомобилистам это бесполезно.
Конечно, так поступают не все, и, может быть, именно из-за небольшой части безответственных мотоциклистов у автомобилистов сложилось предвзятое мнение о байкерах. Но нельзя же из-за этого вечно зажимать в пробках мотоциклы и подрезать их на поворотах, создавая аварийные ситуации!
Мой дед в советское время много лет ездил на мотоцикле, пока не накопил на машину, и рассказывал, что его всегда пропускали в заторах и на сложных участках трассы. Несколько лет назад я был в Таиланде, и там водители вежливо давали возможность проехать моему скутеру. А вот в современном Приморье вслед мотоциклистам не ругаются только или очень культурные, или очень ленивые автомобилисты, при этом продолжая создавать опасные ситуации.
ГИБДД на заметку
Причина, скорее всего, в том, что "правила выживания" для мотоциклистов не прописаны в законах и нормативных актах, а значит, не обязательны для исполнения. Нельзя законодательно запретить новичкам покупать слишком быстрые мотоциклы или обязать начинающих байкеров ходить в профильные клубы, где им бы объясняли "народные правила" вождения. Невозможно справиться и с хамством автомобилистов на городских дорогах.
Зато можно организовать "подшефные" мотокружки в школах, выпускать памятки или бюллетени, а также устраивать лекции сотрудников ГИБДД в автошколах на курсах категории "А". Кстати, с будущего года всем водителям мопедов, они же скутеры, придется получать права, а значит, проходить обучение по новой категории "М", так что это отличный повод воспитывать грамотных "двухколесников", что называется, с младых ногтей.
Но, видимо, это никому не нужно. Или кому-то нужно, но инициатива не проходит у больших начальников. В этой ситуации, конечно, хотя бы данные статистики могут заставить людей быть осторожнее. За это большое спасибо.