Рейтинг@Mail.ru
В новом детском саду поищут личность ребенка - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В новом детском саду поищут личность ребенка

Читать ria.ru в
Новый стандарт дошкольного образования пытается приблизиться к тому, как задумывался первый российский детский сад, а было это 150 лет назад, напоминает Наталья Афанасьева.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Профессиональный праздник работников дошкольного образования впервые отметили ровно 10 лет назад — 27 сентября 2003 года в Санкт-Петербурге праздновали 140 лет со дня открытия первого в нашей стране детского сада. А уже в следующем, 2004-м, году решили, что всем российским воспитателям нужен отдельный праздник. Не потому, что им не хватает Дня учителя, который случится буквально через неделю, но потому, что любой профессиональный праздник — это хороший повод обратить внимание общества на конкретную сферу нашей жизни. А детский сад — это та сфера, которая касается многих и волнует почти всех. 

Без слезы ребенка

Итак, первый в России детский сад открылся осенью 1863 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Придумала его и основала Софья Люгебиль, жена профессора Санкт-Петербургского университета, молодая, по-европейски образованная женщина и, судя по воспоминаниям современников, добрейшей души человек. 

Сад был платным, и, конечно, не ставил целью как-то занять детей, пока мама на работе — туда ходили дети из обеспеченных семей, чтобы подготовиться к школе. Мальчики и девочки занимались вместе. За основу был взят западноевропейский, в частности, немецкий опыт, но без муштры и излишней дисциплины. Здесь дети играли, занимались гимнастикой, музыкой, рукоделием и рисованием. Но главное — это был необычный для детей, которые традиционно до школы воспитывались дома няньками и гувернерами, опыт социализации. 

Программа была продумана до мелочей и основана на тесных взаимоотношениях между воспитанниками, педагогами и родителями. Софья Люгебиль также организовала обучение тех и других основам педагогики. Главным правилом этого сада был закон: ни взрослые, ни дети не должны обижать друг друга. 

Руки по швам

Надо ли говорить, что за 150 лет российский сад сильно изменился: и по целям, и по подходам, и по педагогическим методикам. И в целом — не в лучшую сторону.

Бывают, конечно, счастливые исключения, когда отдельные гениальные воспитатели не только любят детей и умеют с ними ладить, но и имеют достаточно жесткости, чтобы противостоять системе.

Никогда не забуду, как я в первый раз отдала своего трехлетнего сына в детский сад, в самую младшую группу. Однажды я наблюдала, как группу этих карапузов вели на музыкальное занятие. "Смирно, — кричала воспитательница, молодая, к слову сказать, женщина с профессиональным педагогическим образованием. — Руки по швам! Шагом марш!" От страха малыши начинали дружно реветь, но семенили нестройным строем, чтобы петь, танцевать и творчески развиваться. 

Заклеенные пластырем рты во время тихого часа, угрозы поставить раздетым в угол, запреты выходить из-за стола, пока не доешь манную кашу, — все это до сих пор обычные методы воспитания в детских садах. Об этом знают, и многие, даже родители, вполне согласны с ними: по-другому с этими детьми нельзя, как иначе добиться дисциплины? 

В этом году российские учреждения дошкольного образования начали жить по новому стандарту. По крайней мере, на бумаге детский сад теперь стал похож на тот, который замышляла 150 лет назад прекрасная мечтательница. 

Как уверяют разработчики стандарта, фундаментальными положениями проекта является признание того, что каждый ребенок — прежде всего индивидуальность. И задача воспитателя — развить личностные особенности каждого и помочь правильно вписаться в общество, научиться взаимодействовать со сверстниками и "взрослыми". 

"Ключевой для составителей стандарта для дошкольников была позиция — "детство ради детства", — рассказывает руководитель рабочей группы Александр Асмолов, доктор психологических наук. Ученый назвал новый поход к дошкольному образованию "детоцентричным".

Младшая группа личностей

Особенность подхода, заложенного в новых требованиях к дошкольному воспитанию — его психологическая ориентированность. Воспитатель детского сада, по мнению разработчиков, должен, прежде всего, понимать особенности детского развития, уметь найти ключ к каждому ребенку, вне зависимости от его темперамента и физических особенностей.

"Раньше была установка на послушного ребенка. Новый стандарт ее меняет, — подчеркивает психолог Ольга Карабанова, заместитель декана факультета психологии МГУ. — Главным теперь во взаимоотношениях воспитателя и ребенка является поощрение инициативы, самостоятельности". Воспитатель по новым правилам признается лишь проводником ребенка в социум. 

Разумеется, одна из основных задач дошкольного учреждения — подготовка ребенка к школе. Теперь надо понимать под этим не бездумное заучивание букв, а развитие у ребенка воображения, любопытства и, главное, мотивации узнавать все новое.

© ИнфографикаРейтинг детских садов 2013
Рейтинг детских садов 2013

"Чтобы они, как Филиппок, рвались в школу", — объяснил Владимир Собкин, директор Института социологии образования. Для этого, по мнению ученого, им должно быть интересно жить. 

Основой правильного развития дошколенка признаны игры, творчество, общение со сверстниками, ощущение жизни как праздника, где все хочется узнать. А главным критерием готовности к школе — желание туда пойти.

Все это звучит невероятно привлекательно, остается только понять, как получится найти столько психологически образованных воспитателей, умеющих видеть в каждом ребенке личность и превращать его жизнь в фейерверк. Тем более что по мировым стандартам на одного воспитателя в дошкольном учреждении должно приходиться не больше 15-16 детей. Именно такую цифру как оптимальную назвали при опросе и российские воспитатели. Однако, как правило, в одной группе российского сада более 30 детей — что, конечно, сильно затрудняет индивидуальный подход к каждому. 

И надо ведь каким-то образом управлять довольно многочисленной группой юных индивидуумов. В этом смысле пластырь на рот и руки по швам — куда более простой и быстрый способ. Хотя эффект от такого "воспитания" — очень кратковременный и имеет сильный побочный эффект. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала