Рейтинг@Mail.ru
Телефонная служба точного времени "100" - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Телефонная служба точного времени "100"

© Fotolia / Maksym DykhaТелефонный аппарат
Телефонный аппарат
Читать ria.ru в
75 лет назад, 7 ноября 1937 года, была создана служба точного времени "100" МГТС.

Служба точного времени — служба, хранящая и предоставляющая информацию об измеренном текущем времени с высокой точностью. Телефонные службы точного времени предоставляют информацию в голосовом режиме, называя текущее точное время в момент обращения.

В Москве такую услугу предоставляет ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС). Служба точного времени "100" МГТС была создана 7 ноября 1937 года. Услуга по предоставлению информации о точном текущем времени, доступная при наборе телефонного номера 100, является бесплатной наравне с базовыми услугами сервисно-справочной службы "09".

Первая система для уточнения времени по телефону была изобретена во Франции в начале 1930-х годов. Тогда голос, сообщающий точное время, записывался на стеклянные диски. Такой способ записи изобрел французский конструктор Вердер.

В 1932 году этим ноу-хау для создания лондонских "говорящих часов" воспользовалась английская фирма "Шеферд-Буш".

В России разработка "говорящих часов" началась в 1935 году в Московском научно-исследовательском институте связи и была завершена в 1937 году. До этого, когда еще все соединения совершались вручную, с помощью телефонисток, время абонентам сообщали они.

В конструкции "говорящих часов" применялся принцип звукового кино с использованием фотобумаги с оптической системой и звукоснимающими головками. В аппарате было два барабана — на одном записано объявление часов, на другом — минут. Аппаратура точного времени была установлена в здании Центрального телефонного узла Москвы на улице Мархлевского (ныне — Милютинский переулок) и запущена в опытную эксплуатацию 7 ноября 1937 года. Это был подарок связистов городу к празднованию годовщины Октябрьской революции.

Для "озвучки" первых "говорящих часов" были приглашены дикторы Всесоюзного радио Эммануил Тобиаш и Юрий Левитан. После пробных записей выяснилось, что голос Тобиаша гораздо больше подходит для того, чтобы сообщать время по телефонным проводам. Москвичи тогда говорили: "Спросим время у Тобиаша".

В 1938 году были выпущены две промышленные установки "говорящих часов": одна — для Москвы, другая — для Ленинграда. Но теперь часы точного времени раз и навсегда заговорили женским голосом. До 1970 года московское точное время озвучивала диктор Всесоюзного радио Ольга Высоцкая, с 1970 года был записан голос Ольги Фриденсон (также диктор Всесоюзного радио), затем — диктора радио "Маяк" Маргариты Ивановой, а с 1993 года и по сей день московская "Служба 100" говорит голосом диктора Людмилы Веселовой. Правда, запись голоса Веселовой была сделана еще в 1973 году — эта работа заняла месяц. Но ее голос в службу точного времени внесли только в 1993 году, после технической модернизации автоответчика.

С 1937 года у каждой автоматической телефонной станции (АТС) был свой номер ("ХХ-05-40", где ХХ — индекс АТС), набрав который круглосуточно можно было узнать текущее время. В 1950 году на части АТС уже использовался номер А00 или 100. Единый номер 100 для всех абонентов стал применяться с 1967 года, после перехода МГТС на семизначную нумерацию.

С 1970 года по 1993 год в Москве применялась система, разработанная Московским электротехническим институтом связи (МЭИС) с использованием автоинформаторов фирмы Аssmann (Германия) — с прорезиненными магнитными дисками и двумя звукоснимающими головками (одна крутилась по внешнему кругу и проигрывала запись часов, другая двигалась по малому внутреннему кругу и передавала минуты). Именно тогда на магнитный носитель автоинформатора была записана фраза о часах и минутах голосом Ольги Фриденсон.

Для обеспечения высокой надежности действия системы две установки работали в "горячем" резерве, а две установки "холодного" резерва могли быть включены в любой момент вручную. Дублировались и первичные часы, сигнал от которых приводил в движение механизмы звукоснимателей. Для записи новых "говорящих часов" был отобран голос, принадлежащий Маргарите Ивановой. Одновременно воспользоваться услугой могли 5500 абонентов, а за сутки фиксировалось около четырех миллионов подключений.

На смену механическим автоинформаторам в середине 1980-х годов пришли цифровые, выпускавшиеся в МЭИС серийно и устанавливавшиеся на телефонных узлах по всему Советскому Союзу.

В 1993 году "говорящие часы" подверглись полной реконструкции — было внедрено цифровое оборудование с программным обеспечением, компилирующее отдельные слова. Цифровая аппаратура "Говорящие часы" разработана специалистами Московского технического университета связи и информатики. С появлением этого оборудования МГТС стала сообщать москвичам не только текущий час и минуту, но и секунды. В связи с этим при прослушивании голосов для записи текста основное внимание уделялось частоте и тембру голоса, чистоте и разборчивости речи. Из множества прослушанных больше всех подошел голос москвички Людмилы Веселовой.

В 2007 году в преддверии смены в России телефонных номеров, начинающихся на 1, МГТС сообщила, что номер службы точного времени не изменится.

Сегодня служба времени "100" Центрального телефонного узла расположена в Москве, на Новом Арбате. В системе функционируют 19 "говорящих часов", установленных на девяти цифровых телефонных станциях и десяти транзитных узлах. Их обслуживанием занимаются сотрудники этих подразделений. Ежедневно они проводят профилактические работы: определяют качество поступления сигнала точного времени от проводной радиосети и при необходимости вручную корректируют систему. Кроме того, необходимо регулярно проверять качество связи — информация о точном времени должна звучать без помех и искажений.

Точное время в "Службу 100" приходит по проводам из Института точного времени каждые три часа.

С осени 2011 года Россия отказалась от практики перехода на "зимнее"/"летнее" время.

В связи с этим за 30 октября 2011 года (когда стрелки часов раньше обычно переводили на час назад) количество вызовов на "Службу 100" выросло в 2,7 раза, до 688 000 вызовов, по сравнению со среднесуточными показателями в октябре. Пик нагрузки пришелся в ночь на воскресенье 30 октября в период с 02:00 до 04:00. Точное время узнали 16 тысяч москвичей.

Несмотря на множество источников информации о времени, службе точного времени "100" доверяют десятки тысяч москвичей. Услугой пользуются не только жители Москвы, но и гости столицы, а также органы государственной власти и частные компании.

В интернете также есть сайт "Службы 100".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала