Дмитрий Григоренко: не надо бояться технологий

Заместитель председателя правительства Российской Федерации — руководитель Аппарата правительства Российской Федерации Дмитрий Григоренко
Читать на сайте Ria.ru
Дмитрий Григоренко меньше полугода назад возглавил цифровой блок в правительстве России, но уже готов довериться искусственному интеллекту. В блиц-интервью РИА Новости на Восточном экономическом форуме он рассказал, как собирается менять жизнь россиян с помощью "Госуслуг", сравнил технологии с лекарством и молотком, объяснил, почему не стоит бояться цифровизации и привыкнем ли мы к роботам, как к фастфуду. Беседовали Арина Ткаченко и Эльвира Муравицкая.
— Вы впервые на форуме, какие ощущения?
— Мне нравится на Дальнем Востоке, потому что день становится длиннее. Вот все время говорят, что не хватает часов внутри суток, — пожалуйста, приезжайте на Дальний Восток. С запада прилетаешь, спать не хочется — день удлиняется.
Мишустин оценил важность цифровизации соцуслуг
— Расскажите об итогах ВЭФ. Что успели?
— Мы обсудили два больших вопроса. Первое — структура нового нацпроекта "Экономика данных", было достаточно живое и горячее обсуждение. Были и предложения, и критика, и пожелания.
Вторая тема связана с государственными услугами — все, что касается цифровизации государства, делается прежде всего для наших граждан: чтобы они почувствовали другое качество услуг и решения вопросов.
— Что это значит?
— Мы обсуждали новый подход к созданию цифровых сервисов для решения жизненных ситуаций россиян. То есть не через отдельную услугу, а через кейс или набор услуг, который формирует жизненную ситуацию, решение которой можно получить на портале "Госуслуг" через три клика.
В среднем одна жизненная ситуация — это 20 услуг. У нас сейчас в цифровом виде на портале выведено почти полторы тысячи услуг, 110 миллионов человек пользуются порталом.
Эксперты: промышленность готова к новому этапу импортозамещения в сфере ПО
Причем этих пользователей никто не заставлял регистрироваться на "Госуслугах". Чтобы пользоваться порталом, нужно пройти определенную аутентификацию, получить пароль, совершить какие-то действия самостоятельно — и люди эти действия сделали. Значит, что-то там уже есть такое, что является удобным, комфортным и понятным. И все эти услуги, конечно, нужно переводить в жизненные ситуации, делать их проактивными, удобными. Этим мы сейчас все и занимаемся.
— Что такое для вас цифровизация?
— Цифровизация является очень серьезным инструментом, который позволяет учитывать вариативность мнений и достигать результата более быстро, качественно и удобно. Сегодня она является настолько естественной частью нашей жизни, что мы уже перестаем ее замечать. То есть она везде, она уже превратилась в инструмент, с помощью которого мы достигаем каких-то целей — от повышения эффективности мероприятия до запуска электростанции или документооборота.
— Не боитесь, что цифровизация станет опасной для человечества?
— Молоток может быть опасен, но с другой стороны, без молотка гвоздь не забить. Я вижу цифровизацию в большей степени инструментом достижения цели. Микроскопом тоже можно гвозди забивать, как говорится. Здесь все нуждается в балансе. И почему в определенный момент на первый план вышел вопрос, связанный с регулированием цифровых вопросов? Потому что регулирование — это правила, которые государство устанавливает для того, чтобы держать этот баланс и не свалиться в зону, когда цифровизация действительно становится опасной.
Иван Гуз: Развиваем технологии, чтобы упростить коммуникацию между людьми
— А вы сами доверяете искусственному интеллекту и беспилотным технологиям?
— Смотря в какой части.
— Сядете в беспилотное такси, которое сейчас тестирует "Яндекс"?
— Сяду. Почему я должен бояться? Вы сядете за руль электромобиля? А в самолет сядете? Это эволюционный вопрос, вопрос нашего внутреннего состояния и отношения к каким-то вещам. Эти страхи в большей степени внутренние, чем внешние. Я доверяю технологиям.
Если это грамотно собранная технология, протестированная, проверенная — это как лекарство. Когда лекарство придумывают, говорят: "Это лекарство". Но его нельзя пустить в производство, пока не пройдешь все стадии испытаний.
Точно так же должно быть и с технологиями, которые влияют на нашу жизнь: появляется технология, потом она тестируется, и только тогда она становится безопасной во всех смыслах этого слова. Тогда, конечно, она должна внедряться, использоваться. Мы должны, не задумываясь, садиться в беспилотное такси и не думать о том, насколько это опасно. Что это не опаснее, чем обычный автомобиль с живым человеком за рулем. Почему мы считаем, что живой человек менее опасен, чем технологии?
ИИ может заменить машинистов и пилотов, считают эксперты
— Искусственный интеллект сегодня — уже привычная часть жизни: люди используют его в учебе, работе, даже как няню. Не думаете, что мозг разленится и мы привыкнем к такому "фастфуду" во всех сферах жизни?
— Привыкнем. Мы сейчас привыкли к порталу "Госуслуг", к нажатию в три клика на мобильном телефоне привыкли, к интернету привыкли. Привыкли к тому, что не покупаем книги или газеты. Поэтому и здесь привыкнем. Вопрос, где та грань, когда нужно остановиться в развитии использования искусственного интеллекта. В эту сторону нужно думать и искать консенсус в обществе, где нам поставить паузу.
Обсудить
Рекомендуем