Антон Алиханов: масштабы строительства новой верфи огромны

Читать на сайте Ria.ru
Масштабный проект по строительству новой верфи разворачивается на Дальнем Востоке, ожидается, что скоро начнутся проектные работы, отмечает глава Минпромторга РФ Антон Алиханов. В блиц-интервью РИА Новости на полях ВЭФ-2024 он рассказал, на какие суда будет ориентирована верфь, о главных направлениях сотрудничества с одним из главных восточных партнеров – Китаем, импортозамещении оборудования для шельфовых месторождений и российском рыбопромысловом флоте. Беседовала Наталия Мирошниченко.
Восточный экономический форум проходит 3-6 сентября на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета во Владивостоке. РИА Новости – генеральный информационный партнер ВЭФ-2024.
– Антон Андреевич, мы на Дальнем Востоке, где буквально недавно было принято окончательное решение по месту строительства новой верфи в бухте Промежуточная. Расскажите подробности проекта, в частности на какие суда она будет ориентирована?
– Концептуально параметры верфи сформированы. Она будет ориентирована на средне- и крупнотоннажный транспортный морской флот, в котором сейчас есть наибольшая потребность. Ключевыми факторами для выбора площадки верфи стали транспортная доступность и энергетика. Масштабы строительства новой верфи огромны, особенно важно обеспечить площадку квалифицированными кадрами, в том числе поэтому было принято решение начать строительство в непосредственной близости к Владивостоку, в бухте Промежуточная. Ожидаем, что в ближайшее время начнутся проектные работы.
Путин акцептовал место строительства новой верфи на Дальнем Востоке
– Как обстоят дела с российским рыболовецким флотом? Какие планы на ближайшую пятилетку по строительству судов такого класса?
– С позиции Минпромторга могу отметить, что в рамках первого этапа инвестиционных квот российские верфи наработали компетенции по строительству рыбопромыслового флота. Это и огромные супертраулеры проекта СТ-192, которые строят Адмиралтейские верфи, и небольшие суда, которые делает Торсиотест на Камчатке. Всего в рамках первого этапа инвестквот построили уже 29 судов (17 рыбопромысловых и 12 краболовных).
В ближайшую пятилетку, в соответствии с заключенными судостроительными контрактами, планируется построить еще 36 рыбопромысловых и 23 краболовных судна в рамках первого этапа инвестквот, а также два рыбопромысловых и 23 краболовных судна в рамках второго этапа инвестквот.
Передвижение по Севморпути будет обеспечено круглогодично, заявил Путин
- Пожалуй, основной наш партнер на Востоке сейчас – Китай. Какие три самых актуальных направления сотрудничества можно выделить?
– Действительно, сотрудничество с Китайской Народной Республикой является одним из приоритетов нашей международной деятельности. Если говорить о ключевых направлениях взаимодействия, то прежде всего необходимо отметить инвестиционно-промышленную кооперацию. У нас солидный портфель текущих проектов, предполагающих совместное производство конкурентоспособной продукции в таких сферах, как автомобилестроение, химическая промышленность, металлургия, лесопромышленный комплекс и другие.
Второе направление – это технологическое взаимодействие. Для освоения новейших технологий и передовых решений в наукоемких отраслях необходимо объединять усилия и совместно использовать наработанные компетенции. На сегодняшний день такой формат сотрудничества актуален, в частности, для гражданского авиастроения, радиоэлектронной промышленности.
Третье – это встречные поставки востребованных видов промышленной продукции, включая оборудование, комплектующие, сырьевые материалы. Промышленные товары занимают весомое место в российско-китайской торговле – их доля в двустороннем товарообороте составляет порядка 60%.
Владимир Ивин: в бурлящем море перемен выстраиваются новые пути логистики
– На Дальнем Востоке также есть шельфовые месторождения газа и нефти. Как продвигается процесс импортозамещения такого оборудования? Каких успехов удалось достичь?
– Санкционные ограничения в отношении технологий разработки шельфовых месторождений были введены еще в 2014 году. В ответ на санкции отечественная промышленность развернула комплексные меры по активному процессу развития собственных технологий и оборудования для освоения шельфовых месторождений, что уже на текущий момент дало видимый результат.
Проект "Сахалин-3", реализуемый на Южно-Киринском месторождении в Охотском море, направлен на добычу газа посредством внедрения отечественного подводного добычного комплекса. Важным шагом в реализации проекта стал заключенный долгосрочный договор между "Газпромом" и концерном "Алмаз-Антей" на поставку оборудования для системы подводной добычи. Более того, в целях реализации проекта "Сахалин-3" было привлечено более 60 ведущих российских организаций из разных отраслей промышленности. Уже к концу 2024 года на месторождении планируется внедрить систему подводных колонных головок отечественного производства, а начиная с 2026 года – подводную фонтанную арматуру.
В целях формирования дальнейшего спроса на вновь разрабатываемую высокотехнологичную продукцию и развитие промышленного потенциала в 2023 году был создан координационный совет по импортозамещению нефтегазового оборудования. В рамках совета был сформирован перечень наиболее критических на текущий момент позиций нефтегазового оборудования, в том числе необходимого для проектов по освоению шельфовых месторождений. Критичность такого оборудования была обозначена именно компаниями ТЭК, с которыми подписаны соглашения и "дорожные карты", подразумевающие внедрение разработанного оборудования.
Патрушев призвал ускорить темпы обновления флота
– На этой неделе на Дальнем Востоке "Соллерс" начал выпуск туристических автобусов. Для центральной России вопрос также актуален: когда "ГАЗ" и "КамАЗ" запустят такие производства? По вашим оценкам, какова сейчас потребность в туристических автобусах на рынке, и сможем ли покрыть спрос?
– Проекты по освоению производства туристических автобусов уже запущены несколькими ведущими российскими производителями автобусов. Помимо "Соллерса" это "Волгабас", который в этом году сертифицировал несколько моделей. Они уже производятся и передаются заказчикам, предприятие может выпускать около 1,7 тысячи туристических автобусов в год.
Свою работу в этом направлении уже ведут и "ГАЗ", и "КамАЗ". Если ориентироваться на показатели проекта по производству отечественной продукции для туристской индустрии, то уже со следующего года перспективные мощности отечественных производителей будут превышать заявленные Минэкономразвития потребности почти в два раза. Внутренний спрос мы сможем закрыть в полной мере за счет отечественного производства.
Обсудить
Рекомендуем