Театральные фестивали, просветительские марафоны, художественные и технологические выставки – все это организует в Сибири и на Дальнем Востоке золотодобывающая компания "Полюс". И эти мероприятия проходят не только в главных городах регионов, но и в местах, раньше считавшихся глухоманью. О том, благодаря чему жители самых дальних и порою труднодоступных мест России получили доступ к актуальным культурным и образовательным проектам, РИА Новости рассказала директор по связям с общественностью компании "Полюс" Виктория Васильева:
– Виктория Станиславовна, раскройте секрет - почему крупному бизнесу выгодно развивать регионы своего присутствия?
– Разработка золоторудных месторождений – это, как правило, заход в регионы на более чем 30-40 лет. Поэтому мы хотели бы, чтобы в регионах нашего присутствия развивалась благоприятная социальная среда. Также не забываем, что отношение к нам региональных властей обуславливается не только тем, что мы платим в казну налоги, хотя мы во всех регионах входим в пятерку крупнейших налогоплательщиков. Мы оказываем социальную поддержку программам и объектам, которыми пользуются наши работники и все жители территорий присутствия, которые в потенциале этими работниками могут стать.
– Как вы строите свою социальную повестку?
– У нашей работы в регионах есть две составляющие – большие мероприятия, которые мы организуем в центре субъекта федерации, и программы социально-экономического партнерства, которые реализуются в тех районах, на территории которых расположены наши активы. Наш Благотворительный фонд "Полюс" поддерживает проекты некоммерческих организаций, например, культурно-досуговых центров, выделяя им гранты до 600 тысяч рублей. Другая аналогичная программа существует для инициатив самих граждан. В таком случае грант составляет порядка 200 тысяч рублей. Мы поддерживаем различные направления, начиная от обучения компьютерной грамотности до приютов для животных, различных клубов и кружков.
В районных центрах мы содействуем в строительстве и ремонте социальной инфраструктуры. В Бодайбо, например, помогли с реконструкцией культурно-досугового центра "Витим". Два года назад там же открыли бассейн. Для поселка Северо-Енисейский тоже отремонтировали бассейн.
– Вы много говорили о том, что бизнес не должен подменять собой государство. Где проходит грань между социальной деятельностью компаний и компетенциями государства?
– Грань, действительно, довольно тонкая. С государством наше взаимодействие идет в фундаментальных вещах. От него зависит "климат" в регионах для реализации инвестиционных проектов и создание базовой инфраструктуры - дорог, мостов, линий электропередач и т.д.
В Иркутской области, в Бодайбо есть аэропорт – не всепогодный, поскольку там грунтовая взлетно-посадочная полоса. Летом часто идут дожди, и рейсов нет. Поэтому "Полюс" профинансировал подготовку проекта реконструкции аэропорта. И после того, как этот проект прошел государственную экспертизу, он уже попал в федеральную программу развития авиации и аэропортов малых городов.
Мы в большей степени берем на себя создание проектов. Это может быть, например, проект реконструкции политехнического колледжа в том же Бодайбо или Алдане. Проект (и иногда часть каких-то работ) финансируем мы, а на остальное идут государственные средства. Как правило, на проектные работы не так просто найти деньги. Поэтому учебным заведениям – профильным, которые готовят специалистов для золотодобычи, проще обратиться к нам, чтобы мы сделали проект, а дальше с ним они уже получают федеральное или региональное финансирование.
Взаимодействие с государством стимулирует компании к социальной деятельности. В "Полюсе" принята Политика о спонсорской и благотворительной деятельности, которая позволяет структурировать наши программы по определенным направлениям. И таким образом наша поддержка регионов и вклад в их развитие и повышение качества жизни становятся более системными и долгосрочными.
– В соцсетях можно увидеть материалы экспедиций "Золото открытий", которые поддерживала компания "Полюс". Каковы цели этого проекта?
– С клубом путешествий "Градусы открытий" мы познакомились в 2021 году. Участники оказались харизматичными и пасионарными людьми. Они путешествовали по России еще до того, как это стало трендом. В прошлом году праздновали столетие образования Якутской АССР. А Якутия невероятно красива. И нам захотелось, чтобы жители других регионов узнали об этой красоте. В итоге "Золото открытий"-2022 стало автомобильной экспедицией, которая проехала более 4000 км по Якутии и Магаданской области, включая и наши активы, и места, которые доступны обычным туристам.
В этом году была очередь Иркутской области и Красноярского края. Это была более трудная экспедиция. Если федеральные трассы "Лена" и "Колыма" вполне проездные, то по дорогам Красноярского края и Иркутской области путешествовать куда сложнее. Поэтому команда "Золота открытий"-2023 перемещалась самолетами, автотранспортом, в том числе и нашей "Полюс Логистики". В январе мы представим восемь мини-фильмов по результатам этой поездки. Задача была показать эти регионы и наши золотодобывающие активы глазами людей, которые приезжают как путешественники и видят их впервые. Такие свежие, "незамыленные" впечатления могут привлечь туристов в Енисейск, Лесосибирск, где, кстати, работает замечательный театр "Поиск", у которого даже есть пара "Золотых масок".
Повышение имиджевой привлекательности регионов тоже является частью нашей социальной политики.
– В апреле в Красноярске прошел образовательный марафон "Нансен". Каковы перспективы этого начинания?
– У компании есть разные образовательные и профориентационные проекты. Например, "Полюс класс", куда мы целенаправленно отбираем учеников 10-х классов Красноярского края и Иркутской области, чтобы у них была возможность подготовиться и поступить на инженерные специальности, востребованные в компании. Или совместные с Политехническим музеем выставки "Золото рядом" о роли золота в развитии цивилизации и современных технологиях его добычи. А марафон "Нансен" я бы назвала скорее просветительским проектом.
Идея появилась еще в 2022 году, когда мы осознали усталость аудитории от онлайн-формата и огромного количества фейков, которые буквально преследуют современного человека. Людям не хватает живого общения со спикерами, которые умели бы доносить информацию и были бы признанными экспертами в своих областях. И мы с коллегами из красноярского медиахолдинга "Прима" пришли к решению сделать марафон лекций. Выбрали в разных городах 18 экспертов, которые прочли за два дня 20 лекций. Сибирский федеральный университет предоставил нам конгресс-холл. Но, честно говоря, никто не ожидал, что за два дня "Нансен" посетит 2 тысячи человек. Это много.
В следующем году мы планируем большой "Нансен" в Магадане. А в Красноярске весной и осенью пройдут мини-"Нансены". Небольшие, по две-три лекции. Надо сказать, что только за последний месяц марафон "Нансен" получил две премии. В номинации "Лучшее креативное событийное решение" он победил в XIV конкурсе "Лучшая event-команда, сертифицированная Ассоциацией директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России". Также "Нансен" стал лауреатом XIV национальной премии "КонТЭКст", которая отмечает лучшие коммуникационные проекты крупных промышленных компаний.
– Какие сферы знания охватывает "Нансен"?
– Ядерная физика, астрономия, социальная антропология, история, палеонтология и др. У нас была прекрасная лекция летчика-космонавта, героя России Сергея Рязанского, который рассказывал, как формировать команду. Выступали писатели Александр Цыпкин и Татьяна Полякова, палеонтолог Станислав Дробышевский два дня собирал полный зал.
Одной из наших задач было показать, что наука – это не то, что делается в недрах институтов, а то, что востребовано каждый день в нашей жизни. И правильное использование научного знания помогает, в том числе, улучшить качество жизни. Именно поэтому мероприятие оказалось мега-востребованным. Приезжали люди разных возрастов: студенты, их папы и мамы, особо "продвинутые" бабушки и дедушки, родители с детьми. Достоверное, научное и, тем не менее, в совершенно популярной форме изложенное знание оказалось интересно очень широкой аудитории.
– Особое внимание "Полюс" уделяет театру. Уже восьмой год в Сибири и на Дальнем Востоке под патронажем компании проходит театральный конкурс "Полюс. Золотой сезон", в котором принимают участие региональные театры. Что побудило "Полюс" помогать театрам?
– В 2015 году перед нами была поставлена задача придумать проект, который бы был абсолютно социальным, и в то же время ни в коей мере не подменял собой государство и был бы интересен в долгосрочном плане для наших регионов. Мы обнаружили, что в малых городах работает очень большое количество театров. Порядка десяти в Красноярском крае, более семи в Иркутской области, более пяти в Якутии. Для этих театров вероятность себя показать новому зрителю, поучаствовать в фестивале и пообщаться с профессиональным сообществом на тот момент стремилась к нулю.
В итоге появился конкурс региональных театральных коллективов "Полюс. Золотой сезон". В последние семь лет нам активно помогает Фонд развития современного искусства "Территория". Любые труппы, даже народные имеют возможность подать свои спектакли на этот конкурс. В первый год у нас было 16 заявок. Теперь количество заявок в год колеблется от 28 до 36. Спектакли отсматривает профессиональное жюри. Единственное условие – постановки должны быть созданы за последний год. При этом они могут быть драматическими, танцевальными, на любом языке (у нас побеждали спектакли на якутском и эвенском). В итоге жюри, в составе которого есть эксперты "Золотой маски", отбирает шесть спектаклей, которые входят в шорт-лист и делят между собой грантовый фонд. До последнего времени он составлял шесть миллионов рублей, теперь уже – семь, поскольку с этого года мы включили в состав регионов проведения Хабаровский край.
Три театра-победителя имеют возможность привезти и показать свой спектакль в рамках финала - фестиваля, который мы вместе с фондом "Территория" проводим в одном из городов присутствия компании. Остальные театры из шорт-листа могут приехать на сам фестиваль, поучаствовать в образовательной программе. Фестивали "Территория" в Красноярске, Магадане, Иркутске и Якутске стали зрелищным событием для местных жителей. Также мы привозим лучшие труппы - МХТ имени А.П. Чехова, Театр наций, Театр на Таганке, "Мастерскую Брусникина", балет "Москва". Кроме того, в рамках фестиваля мы обычно открываем выставку, которую делают коллеги из Московского музея современного искусства (ММОМА). И та остается в городе на 2-3 месяца. Это возможность продлить наш фестиваль во времени.
В следующем, 2024 году, "Полюс. Золотой сезон" пройдет уже в девятый раз. Его отметили как поддерживающий нацпроект "Культура". Получается, что мы не просто вписались в тренд, а заложили его до того, как он стал модным.
– "Полюс" участвует в работе ассоциации Women In Mining. Расскажите о целях и задачах этого участия?
– Ассоциация появилась три года назад, и мы почти сразу начали с ними работать. Компания поддержала премию "Талантливая женщина в добывающей отрасли". Нам показалась важной эта повестка. Дело даже не столько в гендерном равенстве. Это, скорее, отсутствие стереотипов в доступе к профессии. Например, геолог – профессия романтичная и в общественном восприятии абсолютно мужская. Но в "Полюсе" несколько женщин возглавляют геологические службы наших активов. Так же как и IT-подразделения. Женщины возглавляют наши пробирно-аналитические лаборатории, Исследовательский центр и МФЦ компании. У нас примерно треть работников – это дамы, несмотря на то, что это все-таки горнодобывающая отрасль.
Ассоциация Women In Mining и премия "Талантливая женщина в добывающей отрасли" - это замечательная возможность нематериальной мотивации их участниц. Им интересно сравнивать свою работу и коллег из других компаний. Личностных профессиональных конкурсов, наверное, вообще не хватает. Особенно для женщин. А здесь есть возможность предъявить свой проект года и посмотреть на то, что происходит в отрасли, которая – понятно, что полна гендерных предрассудков. Ведь тяжелая промышленность – не совсем женская работа.
Каждый год мы наблюдаем количественный и качественный рост заявок на премию. В этом году от "Полюса" была подана 41 заявка, 18 женщин вышли в финал, три участницы стали победительницами. Это показывает, что у нас работают профессионалки очень высокого уровня.
При этом сама ассоциация в течение года проводит вебинары, мастер-классы. То есть, ее работа не ограничивается премией.
– Год от года число мероприятий, организованных "Полюсом", растет, они становятся ярче, получают престижные премии. Поделитесь планами на следующий год?
– Как я говорила, у нас пройдет девятый конкурс "Полюс. Золотой сезон". Уже запланирована "Территория Красноярск" - с 5 по 11 июня. Состоится большой "Нансен" в Магадане, и два мини-"Нансена" весной и осенью в Красноярске. Мы надеемся сделать выставку по результатам экспедиции "Золото открытий" в Иркутске.
Также в этом году мы попробовали очень интересный формат, который назвали "Театральные выходные с "Полюсом". Нам бы очень хотелось, чтобы театры, которые мы поддерживаем в рамках конкурса "Полюс. Золотой сезон", приехали в районы наших активов. В этом году впервые два театра – Лесосибирский и театр из Шарыпово Красноярского края – прилетали в Северо-Енисейский, показывали несколько спектаклей. В июне следующего года планируем привезти в Бодайбо с гастролями Черемховский театр имени В.П. Гуркина - неоднократного победителя нашего конкурса.
Кроме того, в Магадане мы сейчас активно достраиваем культурно-образовательный центр "Премьер" и очень надеемся, что в конце лета или в начале сентября его откроем. Он расположен в знаковом для Магадана месте – в парке "Маяк", на берегу бухты Нагаева. У нас в каждом регионе будут свои заметные проекты. Что-то ожидается и из разряда сюрпризов.