Изменения в системе расширенной ответственности производителя должны улучшить ситуацию с утилизацией отходов в России, закрепив принцип "загрязнитель платит". Новые правила вступят в силу с 1 января 2024 года. Что делать с мусором на труднодоступных территориях России, как дроны и неройсеть помогут следить за полигонами, и зачем в школах нужно устанавливать аппараты для приема тары, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Павлу Зюзину гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев.
– РЭО предложил устанавливать в школах фандоматы, куда ученики смогут сдавать тару, получая за это вознаграждение. Это действительно возможно сделать в масштабе всей страны?
– На практике это все реально организовать. В некоторых школах, например, в Московской области, они уже установлены. Многие производители фандоматов соглашаются на специальные программы установки своих аппаратов в школах несмотря на то, что для них это не всегда коммерчески оправданно. Здесь важна и другая составляющая этой программы – воспитательная роль. Мы самых горячих поклонников наших экологических инициатив всегда находим среди молодежи. Школьники являются двигателями этих инициатив, поэтому в школах, на мой взгляд, очень целесообразно и правильно устанавливать и автоматические пункты приема тары.
– Считаете ли вы необходимым устанавливать фандоматы и в других социальных учреждениях – вузах, больницах, многофункциональных центрах?
– В больницах – не уверен. В вузах – да. Я бы сказал, что фандоматы можно устанавливать везде, где мы видим большой поток людей, и где аппараты будут органично внедрены в общую инфраструктуру. Это могут быть пешеходные переходы, входы в метро и другие места.
– Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поручила проработать вопрос реформы обращения с ТКО на труднодоступных территориях России. Вам поручено рассчитать стоимость строительства необходимой инфраструктуры на таких территориях с учетом различных способов утилизации. Значит ли это, что в этих районах переработка отходов будет не в приоритете?
– Действительно, мы сейчас совместно с коллегами по природоохранному блоку занимаемся этой задачей с точки зрения выработки специальных нормативных условий реализации реформы на этих территориях. Относительно того, какой способ там будет наиболее развитым, наверное, сейчас говорить рановато. Да, в определенной степени там будут свои целевые показатели по федеральному проекту, отличающиеся от общих показателей по стране. Объясню, почему – это действительно особые территории с особыми экономическими и логистическими условиями реализации реформы. Страна большая, условия функционирования системы в разных локациях разные, поэтому мы должны учитывать эти особенности.
– То есть переработка отходов на труднодоступных территориях может быть экономически невыгодна?
– В некоторых условиях она может быть и экономически невыгодна, и технически неосуществима.
– В 2024 году РЭО планирует оборудовать часть полигонов дронопортами и дронами для удаленного мониторинга. Сколько заявок уже получено? Сколько регионов получится охватить?
– Эта программа не новая. В прошлом году мы облетели 500 мусорных полигонов, это примерно 40-45% от всего количества полигонов, которые функционируют у нас в стране в настоящий момент. В этом году мы облетим еще 100. Заявок на данный момент получено от порядка 80 с лишним регионов, то есть практически всю заявочную программу мы точно закроем до конца сентября.
– На каком этапе создание нейросети, которая будет искать нарушения на мусорных полигонах? Когда планируется запуск?
– Мы уже активно приступили к реализации проекта. Это будет нейросеть, которая анализирует фактические инструментальные данные с облетов. На основе искусственного интеллекта мы будем делать прогнозные модели относительно функционирования того или иного объекта, в том числе объекта захоронения отходов. Я думаю, что к началу второго квартала следующего года эта работа будет завершена.
– Ранее РЭО разработал схемы обращения с отходами для ЛНР и ДНР. Готовы ли схемы для Херсонской и Запорожской областей?
– Сами схемы завершены, сейчас мы проходим процесс согласования. Работа будет завершена в срок, и все новые регионы получат свои территориальные схемы или, как мы их называем, "карты отходов". Дальше в рамках этих схем будет определено количество объектов и мощности, которые необходимо создать, и мы приступим к проектированию. В ЛНР и ДНР мы уже приступили к такому проектированию.
– Сколько всего объектов будет построено в новых регионах?
– Как раз надо дождаться окончания разработки территориальных схем, чтобы понять. Для этого мы их и разрабатываем.
– Есть ли планы сотрудничества по вопросу раздельного сбора отходов с сетью пиццерий Domino Pizza и кофеен Stars coffee, которые приобрели российских владельцев?
– Такие планы есть, некоторые из них мы уже реализовываем. Например, компания "Макдональдс" в свое время начинала проект с нами, а потом, когда приобрела российских акционеров, эта работа была продолжена и расширена. Здесь я бы хотел поблагодарить новых владельцев за такое трепетное и внимательное отношение к экологическим проектам. Мы продолжаем заниматься программой, связанной с переработкой той упаковки, которая формируется во "Вкусно – и точка". Если говорить относительно компаний, о которых вы упомянули, то с ними ведутся переговоры, проекты определены в некоторой степени, но реализация их скорее всего уже будет начата с нового года.
– РЭО ответственен за создание реестра добросовестных утилизаторов в рамках реформы расширенной ответственности производителя. Когда создадут реестр? По каким критериям компании будут попадать в список?
– Реестр утилизаторов предварительно сформирован. Это 600 с лишним компаний, по которым мы сейчас вместе с Росприроднадзором ведем работу, проверяя фактическое подтверждение мощностей переработки. Работа очень скрупулёзная, сложная, мы договариваемся сейчас с коллегами по природоохранному блоку, каким образом будет правильнее ее организовать, чтобы, с одной стороны, не ущемить реальных утилизаторов, а с другой стороны, исключить недобросовестных. Такую работу нужно провести корректно.
– Какие меры будут применяться к компаниям, не соответствующим новым стандартам?
– Они будут лишены возможности работать в системе РОП.
– Сколько компаний уже отсеялось?
– Пока еще никакие не отсеялись. Если говорить о примерном соотношении, то из порядка 10 тысяч утилизаторов, которые работают в нашей стране, пока нам подтвердили свои мощности, хотя бы "на бумаге", в заявительном порядке, чуть более 600 компаний.
– Не за горами 2024 год, будут ли выполнены цели "мусорной" реформы по сортировке и утилизации к этому сроку?
– Успеваем. Если не случится экстраординарных событий, то все планы, которые намечены и в указе президента, и в соответствующих поручениях правительства, к концу 2024 года будут выполнены.
– В октябре РЭО проводит второй Российский экологический форум. Что ждет нас на мероприятии в этом году?
– Программа форума очень обширная, я думаю, что мы сможем в хорошем смысле этого слова удивить всех наших участников. В первую очередь, естественно, мы будем обсуждать те проблемы, которые есть сейчас в отрасли и те задачи, которые перед нами стоят. Будем говорить об успешных примерах реализации соответствующих программ, а также о новых вызовах. Есть и технологические, и экономические решения, их нужно будет обсудить в экспертном сообществе. Самое главное, что наша площадка объединяет очень разных участников – как "игроков" отрасли, так и представителей власти, которые могут выслушать экспертное мнение и учесть его при создании нормативно-регуляторных актов.