Ирина Тиусонина: талант шеф-повара сейчас важнее качества продуктов

Основатель всероссийской ресторанной премии WhereToEat Ирина Тиусонина
Читать на сайте Ria.ru
Российские рестораны стали чаще использовать отечественные продукты, но их качество пока не всегда на высоте, говорит основатель всероссийской ресторанной премии WhereToEat Ирина Тиусонина. В интервью РИА Новости она рассказала, как прошлый год изменил отрасль, почему уход Michelin из России остался почти незамеченным, и когда рестораны в регионах составят конкуренцию Москве и Петербургу. Беседовала Марина Первухина.
– В прошлом году из Москвы ушел ресторанный гид Michelin. Что-то изменилось с его уходом?
– Давайте честно, Michelin был всего один год в одном городе. Эксперты не изучили заведения в других российских городах, а значит, такой гид мало значил для страны в целом. Москва – это не вся Россия. Да, это центр, да, тут много уже известных ресторанов. Но Michelin пришел и ушел. Конечно, жаль, что так произошло.
– Лидеры рынка, что в Москве, что в Петербурге, не меняются уже несколько лет, неужели им некому составить конкуренцию?
– Не может гастрономия развиваться с такой невероятной скоростью, с какой нам бы хотелось. Должен пройти какой-то цикл. Еще 10 лет назад такого развития гастрономии и близко не было. Надо подождать, придет смена поколения. А сейчас так, как есть. Мэтров так сразу сложно превзойти. Молодые пока не достигли их уровня, но это произойдет, всему нужно время.
Большинство веранд в Москве откроют ближе к маю, несмотря на старт сезона
– Как изменились ресторанные тренды за последние 10 лет?
– Ресторан – это команда, атмосфера. Это единый механизм, и не важно, какую кухню он представляет и какие тренды. Нас больше всего интересует развитие регионов. По премии можно это отследить: куда мы первым делом пришли – означает, что регион был больше всего к этому готов, и он ближе по уровню гастрономии к Москве и Петербургу.
В 2022 году мы зашли в центральную Россию: Нижний Новгород, Самара, Пермь, Воронеж и другие, а также на Дальний Восток. Наша цель – чтобы страна, а не только Москва и Петербург, была гастрономическим центром мира. Чтобы было, куда поехать, и народ знал, где можно вкусно и хорошо поесть, и где люди стараются для этого что-то сделать.
– Что, по-вашему, премии и рейтинги дают ресторанному рынку?
– Любой рейтинг, если он грамотно составлен, и ему доверяют рестораторы и гости, в первую очередь, всегда монетизирует ресторан, приводит гостей. Это основная миссия того же Michelin или 50Best. Плюс, любая награда – это хорошо, а любое упоминание в рейтинге означает, что твою работу заметили. Это стимул расти и развиваться. И не важно, на каком месте ты оказался – на 101 или первом.
– Насколько сегодня рестораны за пределами двух столиц готовы на равных бороться за лидерство в рейтингах?
– Борются они пока не на равных, но растут. Мы составили шорт-лист из 100 лучших ресторанов России, больше всех пока московских – 44. Петербургских меньше – 24, неплохая динамика была у Татарстана и Нижнего Новгорода, хорошо себя показал юг России благодаря таким известным рестораторам, как Андрей Матюха и Борис Зарьков. Теперь в Краснодарском крае, можно сказать, тоже Москва, но с южным акцентом.
Российский мясной ресторан снова вошел в рейтинг лучших в мире
– Могли бы вы охарактеризовать особенности ресторанных рынков Татарстана, Дальнего Востока и Урала?
– У Татарстана есть налет национального колорита. Они на этом очень хорошо играют. У уральской кухни есть шеф Сергей Мирошниченко, и он двигает это направление. Но, к сожалению, это очень консервативный регион, который предпочитает вариться в собственном соку и редко выходить за пределы ареала обитания. Уральских шефов лишь изредка можно увидеть где-то на гастролях. В отличие от Татарстана, шефы которого поехали по стране. При всем том, что есть много чего интересного, и Урал достаточно прогрессивный.
Из Владивостока шефы часто едут в Москву, они известны. Но есть и другие города – Хабаровск, Петропавловск-Камчатский. Для них приход премии был большим праздником и событием. Я думаю, что мы будем с ними больше работать, делать совместные ужины, рассказывать и о них больше узнают.
– Сейчас вовсю развивается внутренний туризм, можете ли вы порекомендовать какие-то регионы и конкретные рестораны? Есть ли какой-то супер-гид по ресторанам России?
– Мы разработали бесплатный мобильный гид WhereToEat, где опубликованы рейтинги – как всероссийский, так и по каждому региону в отдельности, отталкиваясь от которых можно выбрать заведение. В каждом региональном рейтинге по 50 ресторанов, с кратким описанием, рекомендациями, что можно заказать, и маршрутом, а также со ссылкой на сайт заведения и телефонами. Приложение работает с конца прошлого года. Также есть карта, на которой отображены лучшие рестораны России.
Названы отрасли — лидеры по доле высокооплачиваемых работников
– Прошедший год был непростым для всех, в том числе и для рестораторов. Заметили ли вы перемены в меню в связи с санкциями и проблемами с поставками некоторых продуктов? Заметен ли тренд на отечественное?
– Тенденция на локальные продукты есть, и шефы этим гордятся. Перестройка на локальные продукты дает шефу больше возможностей проявить себя. Сейчас успех больше зависит не от качества продукта, а от рук самого шефа. Когда у тебя хороший продукт, сделать из него блюдо легко. Другое дело, когда у тебя сложный продукт, и качество у него гуляет – а этим страдают 90% производителей и фермеров, продукции не хватает, что бы ни говорили. И это проблема – достать продукты, которые нужны, так что сейчас талант шефа входит на первый план.
– В последние два года стал особенно заметен выход российских рестораторов на рынок ОАЭ. Как вы считаете, российский бизнес в арабских странах конкурентоспособен? Какие еще страны могут быть интересны российским рестораторам?
– Те, кто пошел на этот рынок, – опытные рестораторы. Это и Блинов, и Зарьковы, и Новиков, и Пинские. Ребята не первый год в этом бизнесе. Я думаю, они просчитали все риски. Сейчас это растущий рынок. Я уверена, у них там все получится. Еще интересен рынок Греции. Вероятно, что еще что-то откроется в Турции. Рестораторы продолжают рассматривать Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Катар.
Названа средняя зарплата сотрудников отелей и ресторанов
– Кстати, сейчас мы видим, что в России открывается много ресторанов турецкой кухни. Им действительно есть, что нам предложить в отношении цена-качество? Найдут ли они своих клиентов?
– Почему бы нет? Мы ездим в Турцию, где отдыхают и едят миллионы людей. Так же это можно есть и в России. Для многих турецкая еда хотя бы понятна, в отличие от всех оригинальных задумок гастрономических ресторанов.
– Какие новые тренды наметились в ресторанном рынке на будущие годы? Чем будут привлекать посетителей, если у людей падают доходы?
– Многие дорогие рестораны сейчас стараются уменьшить средний чек. Они меняют меню, вводят завтраки, чего раньше не было. А завтраки имеют более низкую ценовую категорию, но это вкусно.
Кроме того, интерес к модным ресторанам пока в России не прошел. Однако какие-то рестораны вынуждены закрываться, потому что не могут выжить в таких условиях. Но могу сказать, что процент закрытия ресторанов во время пандемии был значительно выше, чем в прошлом году. Все равно была возможность что-то сделать, а когда рестораны по полгода не работали, то и закрывались один за другим. Сейчас все держатся независимо от сложившейся ситуации.
Шеф-повар рассказал об особых ингредиентах в блюдах мировых звезд
– Каким 2023 год будет для рестораторов?
– Я думаю, что год будет интересным, потому что мы увидим много ярких открытий как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в регионах. Потому что рестораны строятся, пусть и в меньшем количестве, так как большая часть сил наших богатых рестораторов перераспределилась на страны Ближнего Востока, но они продолжат открывать заведения и в России. По осени начнется следующий цикл премий, и мы увидим новые имена, они подрастают. Думаю, что регионы подтянутся, они сейчас очень стараются, чтобы выйти на федеральный уровень.
Обсудить
Рекомендуем