Алексей Салтыков: Россия работает над открытием посольства в Буркина-Фасо

Читать на сайте Ria.ru
Россия активно работает над возобновлением работы дипмиссии в Буркина-Фасо, это соответствует стратегическому курсу Москвы, заявил корреспонденту РИА Новости Балжан Самигуллиной посол РФ в Кот-д’Ивуаре и по совместительству в Буркина-Фасо Алексей Салтыков. В эксклюзивном интервью он рассказал, как Москва помогает Уагадугу справляться с терроризмом и продовольственным кризисом в стране, в каком составе буркинийская и ивуарская делегации будут представлены на втором саммите "Россия-Африка", а также о примере успешной работы российского интернет-гиганта в Кот-д’Ивуаре.
Господин посол, как в настоящий момент продвигается разработка дорожной карты по инвестиционной и торговой деятельности между Россией и Кот-д'Ивуаром?
– Посольство постоянно прилагает усилия для того, чтобы расширять возможности в торгово-экономической и инвестиционной сфере. Кот-д’Ивуар занимает достаточно прочные позиции во внешней торговле с Россией – это пятое место среди стран Черной Африки. Товарооборот до 2021 года достаточно успешно увеличивался. К сожалению, в 2022 году по причине в первую очередь последствий коронавируса товарооборот несколько снизился, но все равно Кот-д’Ивуар не потерял свою позицию. Это радует, хотя есть потенциал для увеличения как экспорта, так и импорта.
– Есть ли на данный момент договоренности в инвестиционной сфере?
– Эта тема находится в поле зрения и посольства, и ивуарских партнеров, потому что вопросы достаточно сложные в связи с тем, что у нас нет соглашений о поощрении и защите инвестиций. Соответственно, это является сдерживающим фактором для того, чтобы привлечь российских инвесторов приезжать сюда и вкладывать свои капиталы в ивуарскую экономику. У нас есть успешный пример сотрудничества, который у всех на слуху. Как-то мне один из коллег в дипкорпусе сказал, что если Yango уйдет из Кот-д’Ивуара, то вся страна "встанет". Я веду речь о сотрудничестве, которое идет по линии компании "Яндекс", которая создала здесь платформу ЯндексТакси, и полтора месяца назад к ней добавилась платформа ЯндексДоставка, и местная компания носит название "Yango". Поэтому есть успешные примеры капиталовложений, и мы полагаем, что если стороны придут к заключению соглашения (о поощрении и защите инвестиций – ред.), то это только ускорит работу на этом направлении.
Спикер парламента Буркина-Фасо призвал создать российско-африканский банк
– Помимо существующих сдерживающих факторов, влияют ли санкции на присутствие в стране российских компаний?
– Исторически Кот-д’Ивуар был ориентирован на французский капитал, и французские компании занимают достаточно прочные позиции в ивуарской экономике, но это нас не останавливает, потому что есть области, где Россия имеет лучшие технологии и наработки. И мы со своей стороны не прекращаем работу c ивуарскими ведомствами и профильными организациями, чтобы предлагать свою продукцию и технологии. Надеемся, что все-таки усердная работа приведет к положительным результатам, но конкуренция на ивуарском рынке достаточно серьезная, это надо признать. Мы отдаем себе отчет. Рынок занят был много лет, и сейчас может быть действительно самое время осваивать его, поскольку у нас во многих отраслях экономики есть наработки, которые полезны для ивуарской стороны.
– Ведутся ли сейчас какие-либо переговоры по инвестиционным проектам?
– Сейчас в Кот-д’Ивуаре таких переговоров не ведется, но давайте исходить из того, что бизнес, в том числе и российский, не любит лишней суеты и медийной активности, поэтому нельзя исключать, что какие-то переговоры ведутся, но до тех пор, пока не будут достигнуты какие-то промежуточные результаты, то вполне возможно, что о них мы и не узнаем. Особенно этого требует нынешняя геополитическая обстановка, когда определенные западные круги пытаются всячески воспрепятствовать позитивной динамике российско-африканского сотрудничества.
– Известно ли на каком уровне делегация из Кот-д'Ивуара будет представлена на втором форуме "Россия-Африка"? Передала ли российская сторона официальное приглашение?
Приглашение принять участие во втором саммите "Россия-Африка" было передано ивуарскому руководству. Мы исходим из того, что этот вопрос стоит на повестке дня, но поскольку в африканских реалиях все решения принимаются в достаточно поздней стадии – уже ближе непосредственно к проведению мероприятий, я думаю, что пока еще рано говорить о составе делегации, но мы рассчитываем, что ивуарская и буркинийская делегации будут представлены на максимально высоком уровне.
В Буркина-Фасо рассказали о приоритетах в сотрудничестве с Россией
– Вы по совместительству являетесь послом РФ в Буркина-Фасо. В последнее время отношения между Москвой и Уагадугу активизировались, планируется ли открытие в республике полноценного посольства?
– Закрытие нашей дипломатической миссии в 1992 году произошло под воздействием финансовых обстоятельств. Это было достаточно трудное решение, и именно с этого года поддержание дипломатических двусторонних отношений между Россией и Буркина-Фасо было поручено посольству России в Абиджане. С тех пор работа по развитию двусторонних отношений не прекращается ни на минуту. Мы достаточно активно осуществляем диалог посредством, прежде всего, нотной переписки по официальным каналам, но у нас есть регулярные обмены визитами: посол или сотрудники посольства, которые приезжают в столицу Уагадугу и проводят переговоры с буркинийскими коллегами. Вопрос о возобновлении деятельности посольства в Уагадугу находится в разработке. Мы работаем по данному вопросу.
– В ближайшее время все-таки мы можем этого ожидать?
– Мы все должны быть оптимистами, и я, как посол в Абиджане и по совместительству в Буркино-Фасо, тоже настроен оптимистически, что это все-таки произойдет, потому что отвечает стратегическому курсу России на развитие отношений со странами на континенте.
– В западных СМИ обсуждались недавние демонстрации в Уагадугу, точнее кадры, где некоторые участники акций держали в руках флаги России. Некоторые комментаторы говорили о сворачивании прежнего привилегированного сотрудничества с Францией и переориентации его на стратегическое партнерство с Россией в Буркина-Фасо. Согласны ли вы с такими оценками?
– На это нужно смотреть шире, потому что Россия всегда присутствовала в российско-буркинийских отношениях – мы никогда не сворачивали нашу помощь и содействие буркинийским партнерам будь то в политической области или торгово-экономической, а также в области подготовки кадров, в том числе правоохранительных органов. Поэтому следует говорить о том, что Россия прилагает больше усилий к тому, чтобы развивать отношения с теми странами, которые проявляют соответствующий настрой, среди них и Буркина-Фасо.
Что касается Франции, я думаю, что те события, которые происходили, говорят о подвижках в массовом сознании буркинийцев, да и не только буркинийцев, но и других африканских стран. Под воздействием мировых событий африканцы начинают больше понимать, что из себя представляла политика Франции, была ли она во всем продуктивной и полезной для двустороннего сотрудничества. Но об этом не мне судить – должна быть принципиальная позиция буркинийского руководства. Если оно считает, что настало время переформатировать внешние связи и каким-то образом больше уделять внимание сотрудничеству с Россией, – это суверенное решение нынешних буркинийских властей. Но я не думаю, что они совсем закрыли дверь перед Францией, они продолжают дипломатические отношения. Президент страны, в частности, заявил о том, что они не хотели бы, чтобы в сотрудничестве с каким-то зарубежным партнером продолжалась политика доминирования. Здесь надо вспомнить основополагающие принципы устава ООН, который говорит о равенстве государств, о суверенном праве в выборе партнеров.
Медведев заявил о резком снижении влияния Франции за пределами Европы
Буркина-Фасо выслала нескольких сотрудников посольства Франции за шпионскую деятельность, в столице страны прошли многочисленные демонстрации с требованием вывода французских войск с территории страны. Как вы оцениваете заявления Парижа о том, что и здесь якобы прослеживается "российское влияние"?
– Да, во Франции много было сделано заявлений, в том числе на высшем уровне. На мой взгляд, все подобные заявления отражают неоколониальный подход западных стран к сотрудничеству с африканскими государствами. Поэтому, во-первых, не должно быть политики, основанной на каких-то правилах, прописанных непонятно какими странами. Во-вторых, никто эти правила в глаза не видел. В-третьих, эти правила меняются в зависимости от политической конъюнктуры, и естественно, что руководители государств понимают то, что надо опираться прежде всего на устав ООН, который является универсальным документом для выстраивания взаимоотношений.
– В МИД РФ ранее заявили, что Москва продолжит контакты с "Сахельской пятеркой" по вопросу поставок вооружений для борьбы с терроризмом. Может ли идти речь об оказании помощи Россией в подготовке военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Буркина-Фасо? Ожидаются ли в ближайшее время поставки военной продукции из России?
– Российская сторона учитывает все пожелания, которые высказывает буркинийская сторона в том, что касается прежде всего повышения боеспособности вооруженных сил. Это все естественно подразумевает поставки вооружений, обучение личного состава. Насчет учений – на нашем уровне мы такой информацией не располагаем. Но надо посмотреть, что сейчас в принципе происходит в "Сахельской пятерке". Мы понимаем, что в одиночку ни одному государству сейчас не справиться с этой проблемой, требуется как можно больше координации усилий. Мы этой линии придерживаемся предельно долго, в 2015 году президент России Владимир Путин выступал с инициативой создания универсального механизма в глобальном масштабе. Поэтому, исходя из этих основополагающих принципов, я думаю, что Москва должна оставаться в контакте с африканскими государствами. Исходя из того же принципа, африканские проблемы должны решаться африканскими государствами, а Россия будет оказывать содействие этому процессу.
– Согласно подсчетам ООН, число жителей стран Западной и Центральной Африки, которые будут испытывать недостаток продовольствия, достигнет к середине 2023 года 48 миллионов человек. Каким образом Россия может помочь в этом вопросе? Обращались ли местные власти с просьбой о поставках российских удобрений в страну? Ведутся ли переговоры о поставке нового пакета удобрений от группы "Уралхим"?
– Была информация, что "Уралхим" поставил или, по крайней мере, намерен отгрузить партию удобрений для Буркина-Фасо. Но пока мы не знаем, в какой стадии находится процесс, поскольку если вы возьмете сделку с другой африканской страной (Малави – ред.), то удобрения не могли дойти до потребителя в течение восьми месяцев, учитывая всякого рода санкционные рестрикции, которые выдвигаются Западом на пути даже вот таких гуманитарных вопросов. Мы всегда оказывали и оказываем помощь продовольствием. В 2021 году мы поставляли и пшеницу, и удобрения в Буркина-Фасо. Мы не оставляем в беде своих африканских друзей и партнеров.
СМИ: в Буркина-Фасо прошла акция в поддержку развития отношений с Россией
Я бы хотела также спросить о сотрудничестве в сфере образования. Ранее замминистра науки и высшего образования России Наталья Бочарова заявила, что со следующего года количество льготных мест в российских вузах для студентов из Африки вырастет почти в два раза.
– Сотрудничество в сфере образования остается доминантой наших двусторонних связей как с Кот-д’Ивуаром, так и с Буркина-Фасо. Мы констатируем, что интерес к получению образования в России неуклонно растет. Наше правительство делает все возможное, чтобы удовлетворять заявки нашей друзей в плане увеличения числа стипендий. За последний год для буркинийцев стипендии выросли в два раза. Цифры, правда, не большие, но все равно: с пяти были увеличены до десяти стипендий. Для Кот-д’Ивуара количество стипендий тоже увеличено, но за более длительный период: с 2019 года по настоящее время и сегодня составляет 100. Так как интерес большой, то помимо этих 100 человек, которые едут по стипендиям, такое же количество едут с оплатой обучения за свой счет. Это направление сотрудничества идет очень хорошо.
– Известно ли, на каком уровне Буркина-Фасо будет представлена на втором форуме "Россия-Африка"?
– Чтобы понимать ситуацию с Буркина-Фасо, надо осознавать, что происходит сейчас в стране. В 2022 году произошло два переворота, и нынешний временный президент Буркина-Фасо капитан Ибрагим Траоре видит приоритетной задачей обеспечение безопасности. Ситуация с терроризмом в стране достаточно серьезная, и центральное правительство сейчас прилагает максимум усилий для стабилизации, чтобы она не деградировала дальше. С начала ноября проведено несколько успешных операций по купированию расползания джихадистской активности в стране. Как сказал сам президент, он нужен стране, он лично руководит полевыми операциями. Нельзя исключить, что он поручит кому-то из правительства возглавить делегацию на этом форуме. Мы на это рассчитываем и будем продолжать работать над тем, чтобы добиваться высокого участия буркинийцев.
– Новые власти Буркина-Фасо надеются восстановить конституционный строй до 2024 года. На ваш взгляд, удастся ли реализовать эти планы?
– Пока ничто не говорит об обратном. Президент Траоре составил для своего правительства реалистичную дорожную карту, об этом он говорил, в частности, когда в последний раз страну посетил посредник от Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС). Судя по тому коммюнике, которое было опубликовано, в ЭКОВАС в принципе удовлетворены представленным видением того, как будет развиваться ситуация. И, соответственно, они будут контролировать этот процесс и постоянно призывать буркинийские власти не нарушать установленный календарь. Поэтому ничто пока не говорит, что этого не произойдет.
Обсудить
Рекомендуем