Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин на полях Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) рассказал в интервью РИА Новости о недостатках Болонской системы образования, важности морально-нравственного воспитания детей, и почему нужно ограничить показ сцен насилия на ТВ. Беседовала Дарина Хануна.
– Выступая на Петербургском молодежном юридическом форуме, вы подняли тему образования, и ваше выступление, без преувеличения, всколыхнуло общественность – было много положительных отзывов в сети. Расскажите, в чем проблемы и недостатки нашего образования сейчас?
– Проблемы в том, что мы последние 30 лет перенимаем западные ценности во многих сферах и следуем им. Это касается и образования. Присоединившись к Болонской системе, мы получили совершенно новые подходы к подготовке кадров. Человек, получивший одну специальность, мог пойти в магистратуру по совершенно другой специальности. Полагаю, что качество образования при этом существенно страдает. Особенно, когда речь идет о фундаментальной юридической науке. Западный подход к обучению – это оказание образовательных услуг. И, к сожалению, у нас многие учебные заведения идут по этому пути. Процесс превращается в формальное "скармливание" человеку неких знаний и выдачу диплома. Я уже не говорю про учебники. Ко многим изданиям приложили руку люди, обучавшиеся на Западе. Как следствие, в новых учебниках могут отсутствовать такие значимые события Великой Отечественной войны, как блокада Ленинграда и Сталинградская битва, приуменьшаться роль СССР в победе над фашизмом. И это лишь один пример. В итоге выпускники школ не знают историю своего народа и не воспринимают себя в достаточной мере частью российского общества и культуры. Скорее, они впитывают в себя какие-то чуждые нам черты, привычки, нормы морали и нравственности, и, как следствие, наша национальная идентичность размывается под воздействием этих факторов.
– Можно ли говорить о том, что многие негативные процессы в нашем обществе, в которые вовлечена молодежь, связаны с такой системой образования?
– На желание совершить противоправные действия значительно влияет среда, в которой находится молодой человек. Но то, как он адаптируется и ориентируется в этой среде, продиктовано его образованием и воспитанием. Мы уже видели немало примеров, когда молодые люди, не знающие нашу историю или безразлично относящиеся к памяти тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, размещали фотографии нацистских преступников на сайте "Бессмертного полка", оскверняли памятники и мемориалы, совершали иные недостойные поступки. Ряд из них мы привлекли к уголовной ответственности по статье УК РФ "Реабилитация нацизма", другие также понесли ответственность в соответствии с законом.
Есть те, кто опять же в силу недостатка знаний и воспитания под влиянием большого потока искаженной доступной информации, может занять необдуманную и противоречивую позицию, либо стать соучастником преступления. Это, в частности, касается, несовершеннолетних. Сейчас, во время спецоперации по защите Донбасса, действует очень много каналов в различных соцмедиа, организованных из-за рубежа, наполненных информацией негативного и даже оскорбительного характера по отношению к русскоязычному населению, гражданам России и нашей стране. На этих ресурсах много ложной информации, которая зачастую настолько завуалирована, что только те, кто действительно разбирается в ситуации и обладает достоверными данными, зная историю, может распознать в ней, как сейчас говорят, фейки. Для детей и подростков, безусловно, оба варианта крайне нежелательны. Но фейковая информация даже опаснее, чем оскорбления. Ведь она призвана влиять на сознание людей. Есть те, кто, не имея возможности либо желания разобраться в деталях, зачастую умышленно транслирует эти искаженные сведения своим знакомым, подписчикам в соцсетях. Но я хочу напомнить, что такие "авторы" могут стать и фигурантами уголовных дел, если, например, речь идет о ложной информации, касающейся действий Вооруженных сил России.
В других ситуациях примеры жестокости, антиобщественных действий тоже могут быть скопированы несовершеннолетними. И тут тоже невелика грань между недостойными поступками, административными правонарушениями и преступлениями. Так, зародившиеся на Западе неформальные молодежные группировки, пропагандирующие насилие в образовательных организациях, представляют серьезную угрозу для общества. В 2020 году по инициативе СК России деятельность одного из криминальных движений в связи с его экстремистской направленностью была запрещена.
Именно поэтому мы всегда говорим о том, как важно научить юных пользователей ориентироваться в обстановке, анализировать информацию и изучать первоисточники, чтобы не попасть в такую ситуацию.
Мы должны понимать, что формирование правильных ценностей и идеалов у детей и подростков – это практически единственно верный путь уберечь их от подобных проблем. И к решению этого вопроса должны быть подключены не только ближайшие члены семьи и окружения, но и учителя, педагоги, общественные институты, необходимо, чтобы воспитание было неотъемлемой частью образовательного процесса.
– Возвращаясь к образованию, черты какой системы вы бы полагали возможным внедрить для российской молодежи?
– Все мы помним, что в советское время образование было фундаментальным и считалось одним из лучших в мире. Так почему мы не можем вернуться к тому хорошему, что уже было? Прежняя система предполагала изучение общих, потом специальных дисциплин, параллельно с этим внедрялась практика, и, конечно же, идеологическая составляющая занимала важное место. Были студенческие организации, комсомол, стройотряды, они учили людей жизни. И высшие учебные заведения выпускали специалистов не только с хорошо структурированной системой знаний, но и с развитым правосознанием, патриотическими взглядами, идеями. Это никак не сопоставимо с западным форматом образования, которое, как я уже сказал, скорее сравнимо с покупкой товара или услуги.
– Как вы выстраиваете систему образования в подведомственных учебных заведениях? Следуете этим правилам?
– Для обучения и воспитания будущих следователей создана система ведомственного непрерывного образования, которой, кстати, в 2020 году исполнилось уже 10 лет! Это кадетские классы и корпуса, затем учеба в академиях Следственного комитета. Мы пошли по пути специалитета, и после пяти лет обучения и получения дипломов специалистов в ведомственных вузах СК России наши выпускники уже имеют хорошую теоретическую базу и даже определенный практический опыт, что позволяет быстро войти в рабочий ритм и эффективно расследовать уголовные дела. В этой части мы стараемся следовать традициям отечественного образования, которые закладывались десятилетиями.
– Вы упомянули, что образование — это не только учебники, но и воспитание?
– Все верно, я в этом убежден. Полноценная учеба – это не только теоретические знания, но хорошая возможность получить жизненный опыт. Если мы будем держать людей в аудиториях и заставлять лишь зубрить материал, этого недостаточно. Им трудно будет приспособиться к жизни и новым условиям при выходе на работу. И мы в наших учебных заведениях делаем все возможное для участия обучающихся в общественной жизни. Это и патриотические акции, и изучение истории, и, конечно же, помощь людям. Тем самым мы даем не только знания, но и воспитываем человеческие ценности, укрепляем духовность в ее традиционном для нас понимании.
– Кому конкретно помогают ваши воспитанники?
– На протяжении многих лет они участвуют в патриотических акциях, регулярно навещают ветеранов войны, во время пандемии помогали им с доставкой продуктов, приводят в порядок памятники и мемориалы во многих регионах. Сейчас, во время специальной операции, мной было предложено организовать помощь военнослужащим, получившим ранения. И это предложение уже реализовано: наше молодое поколение активно включилось в этот процесс. Например, Санкт-Петербургским кадетским корпусом заключено соглашение о сотрудничестве с госпиталем Минобороны России, в рамках которого кадеты с согласия родителей имеют возможность добровольно оказать помощь военнослужащим, проходящим лечение. Они сопровождают их по территории, оказывают посильную физическую помощь, моральную поддержку, и для наших ребят такое общение очень интересно. Обучающиеся сами очень заинтересованы в этом процессе, ведь это ценный жизненный опыт, такого не получишь в соцсетях. Даже здесь, на форуме, ко мне подходили студенты других образовательных учреждений, которые готовы присоединиться к этой инициативе. Все это способствует формированию личностных качеств, характера.
– В рамках юридического форума также активно обсуждались вопросы "правовой идеологии"?
– После поправок в Конституцию России, когда мы семью и традиционные семейные ценности, социальную справедливость поставили во главе, именно правовое воспитание обеспечивает культурно-историческую преемственность поколений. Поэтому залогом успешного развития нашей страны является воспитание молодого поколения, в том числе нравственное и патриотическое, эффективная государственная молодежная политика, развитие волонтерского движения с привлечением представителей гражданского общества, которые должны быть частью образовательного процесса.
– Как вы считаете, что для этого необходимо?
– Активно продолжать реформирование системы школьного образования. Усилить его воспитательный потенциал, для чего необходимо повысить престиж профессии педагогов и разработать стандарты, отвечающие современным требованиям. Кроме того, принять дополнительные меры по защите молодежи от информации, угрожающей ее благополучию, безопасности и развитию. Помимо этого, необходимо ввести ограничения на демонстрацию на общедоступных федеральных каналах сцен насилия, жестокости, различных проявлений аморализма и безнравственности, исключить различные ток- и реалити-шоу, десоциализирующие молодежь и пропагандирующие деструктивное поведение.
Необходимо широко применять для профилактики правонарушений в молодежной среде, выявления групп риска психологическое тестирование учащихся образовательных учреждений.
– Насколько остро сегодня стоит вопрос информационной безопасности детей и подростков?
– Не секрет, что сейчас социальные сети пользуются особым спросом у молодежи, а вот информация в них часто небезопасна для психического здоровья и физического развития детей. При этом такие качества, как доверчивость и любознательность, делают их идеальными мишенями для преступников. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что в 2021 году число детей, в отношении которых преступления совершены с использованием сети интернет, увеличилось на треть (с 1 274 до 1 647). В текущем году (приведены данные за первый квартал 2022 года) такие преступления совершены уже в отношении 471 несовершеннолетнего (первый квартал 2021 года – 412).
– К какой категории относятся эти преступления?
– Основная масса преступлений, совершаемых в отношении детей в сети интернет, связана с посягательствами на их половую неприкосновенность и нравственное развитие. Это общение взрослых с детьми развращающего характера, демонстрация порнографических материалов, предложение продемонстрировать обнаженные интимные части тела, изготовить и выслать соответствующие фотографии и видеоролики. При этом жертвы часто стыдятся и неохотно идут на контакт с правоохранительными органами, что создает дополнительные сложности в выявлении таких преступлений.
– Одной из острых тем, волнующих наших граждан и затронутых на форуме, является проблема обеспечения справедливого правосудия, объективного предварительного и судебного следствия.
– Известно, что современный российский уголовный процесс на стадии судебного разбирательства в части копирует англо-американскую модель чистой состязательности. Суду отведена роль пассивного наблюдателя, когда, исследовав представленные сторонами доказательства и выслушав их мнение, судья выносит решение, основываясь на силе логической аргументации позиции каждой из сторон. Подчеркну, что следователей Следственного комитета я всегда нацеливаю на поиск истины. Но процессуальная обязанность поиска правды по уголовному делу должна быть и у суда, так как именно он обязан обеспечить справедливость правосудия.
Думаю, ясно и то, что судебный приговор должен быть основан на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств совершенного деяния. Такой подход имеет историческую основу. Он существовал в Уставе уголовного судопроизводства Российской империи 1864 года, в УПК РСФСР 1922 года, УПК РСФСР 1960 года. Остается только сожалеть, что важнейшие идеи и ценности уголовного судопроизводства, определившие правовые традиции не только российского, но и европейского уголовного процесса, не были востребованы составителями Уголовно-процессуального кодекса 2001 года. Крайне досадно, что принятие этого кодекса стало попыткой отказаться от наших традиционных ценностей в пользу чуждой нам англо-американской модели уголовного процесса, путем механического ее насаждения на почву отечественной правовой системы. В итоге действующий УПК тяготеет к чистой состязательности, в которой суду отведена роль пассивного наблюдателя за противоборством сторон, где судья выносит приговор, основываясь на тех доказательствах, которые ему представлены, и, проще говоря, в пользу той стороны, которая была более убедительной. По большому счету истина здесь задвинута на задний план, да и закон не предписывает познавать ее, а быстро разрешить спор между сторонами.
К сожалению, законопроект об объективной истине так и не был рассмотрен Государственной думой. Но мы эту тему не оставляем, и надеюсь, что принцип установления истины по уголовному делу вернется в наш отечественный уголовный процесс и найдет поддержку у законодателей.
– А если мы говорим о работе следователя, что, по-вашему, самое важное?
– Сегодня в условиях постоянного развития новых информационных технологий, а, следовательно, и совершенствования криминальных схем, безусловно, нам важна высокая профессиональная компетенция наших следователей, криминалистов и экспертов. Помимо этого, нужно не только знать закон и неукоснительно его соблюдать, но и иметь морально-нравственные установки. Безусловно, главной чертой следователя должна быть принципиальность – наличие твердых убеждений, невзирая на препятствия и угрозы даже личному благополучию. Именно это и помогает противостоять современному злу. Без этих качеств выполнение поставленных задач невозможно. Поэтому при обучении следователей и подборе кадров мы учитываем не только знание ими специфики деятельности, но и их моральные и волевые качества. Следователь – это ключевая фигура в уголовном судопроизводстве, от которой зависят судьбы людей. Поэтому необходимо развивать чувство справедливости и объективности в понимании им правовых норм.
– Александр Иванович, а следователи, которые у вас работают, какие вузы оканчивали?
– Большинство наших сотрудников, которые старше 30 лет – выпускники различных вузов. Однако классических юристов, как правило, даже если они выбирают уголовно-правовую специализацию, не учат в достаточной степени тем азам, которые пригодятся в профессии следователя: как правильно снимать отпечатки пальцев, грамотно составить протокол следственного действия, допросить свидетеля или осмотреть место происшествия, не имеют навыков работы с криминалистической техникой. На классических юрфаках зачастую не хватает практической составляющей, которая является краеугольным камнем для выбора молодыми людьми специализации.
Но, несмотря на это, к ним мы предъявляем те же требования, что и к нашим выпускникам – юридическая грамотность, принципиальность и желание служить Отечеству и Закону. Потому что служба в правоохранительных органах требует исключительного профессионализма, а задачи, стоящие перед Следственным комитетом Российской Федерации, обязывают нас заботиться о качественном образовании наших будущих сотрудников.
В академиях Следственного комитета основной упор, безусловно, сделан на профильную подготовку к следственной деятельности. Нам важно подготовить специалиста, который быстро адаптируется к системе и будет эффективно работать. У нас сильный преподавательский состав с большим практическим опытом работы, хорошая база, криминалистическая техника и полигон. Поэтому обучение в ведомственных вузах наиболее эффективно для подготовки и переквалификации сотрудников следственных подразделений. От грамотных и умелых действий следователя зависят судьбы людей. В ближайшем будущем ребята, окончившие наши ведомственные учебные заведения, смогут составить достойную конкуренцию и покрыть кадровые запросы ведомства как минимум на 90%.
– Скажите, а сейчас есть ли дефицит кадров в ведомстве?
– Нет, дефицита кадров нет. Несмотря на то, что наше ведомство – одна из самых молодых государственных структур, по мере повышения общественного престижа нашей профессии в ряды ведомства вливается все больше молодежи. Опять же многие выпускники юридических вузов и высших учебных заведений СК России стремятся поступить на службу в ведомство. Но далеко не каждый кандидат будет принят – мы предъявляем высокие требования к будущим следователям, в ведомстве организована сложная многоступенчатая система проверок.
– Какой бы совет вы дали вашим будущим следователям?
– Самый главный совет, который я могу дать молодежи, – определиться и попытаться еще на первоначальном этапе понять, что работа следователя – это не романтика, а серьезный труд. К ежедневной, зачастую очень монотонной работе нужно быть готовым. Поэтому, если ребята хотят служить в Следственном комитете, полезно было бы пройти нашу "школу" полностью – от кадета до выпускника академии СК России.
К выбору этой профессии надо отнестись ответственно. А тем, кто решил связать свою жизнь со следствием, могу посоветовать только учиться, учиться и еще раз учиться, чтобы овладеть всеми тонкостями следственной науки.
В завершение отмечу, что бережное отношение к подрастающему поколению сегодня имеет для нашей страны ключевое значение, ведь именно молодежь — это главный потенциал современной России, который обеспечит динамичное развитие нашей страны. Даже оказавшиеся в страшных условиях блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны люди заботились о детях, старались не только защитить и сохранить им жизнь, но и воспитать поколение, достойное своих предков.