Британский журналист Питер Хитсенс 21 мая 2022 года в своей колонке в Mail on Sunday написал:
«
Никогда со времен дикого безумия после смерти принцессы Дианы я не встречал такой волны невежественных настроений. Никто ничего не знает об Украине. У всех жесткое мнение по этому поводу. На днях я шокировал известную ученую из Оксфорда, сообщив ей, что прекрасные, ангельские, святые, совершенные украинцы перекрыли подачу воды в Крым в 2014 году. Она была справедливо потрясена этим гадким, некультурным актом злобы, но гораздо более возмутительно, что этот высокообразованный человек не знал этого важного факта.
Причина этого невежества — информационный вакуум, в котором оказалась практически вся аудитория западных СМИ. Зимой 2013–2014 годов на Украине случился Евромайдан, появилась угроза гражданской войны. Западная пресса встретила новости из Киева с воодушевлением.
Одним из тех, кто с самого начала противостояния не поддерживал украинскую революцию и ее радикалов, был британский журналист Грэм Филлипс. Он же
собирал данные о геноциде мирного населения Донбасса и военных преступлениях украинской армии и нацбатов:
«
Украинцы довольно часто спрашивают меня, почему я не поддерживаю Евромайдан. Ответ прост: мои деды во время Второй мировой войны сражались с фашизмом. Поддерживая Евромайдан, оказываешь поддержку тем, против кого они воевали. На Евромайдане фашизм пустил глубокие корни, и совершенно ясно, откуда они растут. Под влиянием праворадикальных партий умеренные сторонники "Батькивщины" и УДАРа перешли к "сверхнасилию", ставшему визитной карточкой Евромайдана.
О том, что постмайданная Украина наводнена правыми радикалами — от властных структур до армии, — некоторые иностранные издания все же говорили.
В 2017 году телеканал "Viceland" запустил сериал "Hate Thy Neighbor" (в переводе с англ. – "Ненавидь своего ближнего"), в котором британский комик Джамали Мэддикс путешествовал по миру и общался с представителями самых радикальных правых и неонацистских организаций, например шведской партии "Северное движение сопротивления" или "Национал-социалистического движения США". В третьей серии первого сезона Джамали отправился на Украину, чтобы встретиться с членами "Азова".
Авторы сериала представили "Азов" как "ультраправую боевую группировку, получившую легитимность, несмотря на свои неонацистские корни", то есть для части западной прессы расистская, человеконенавистническая идеология украинских радикалов все же очевидна. Сам Джамали так описал опыт общения с украинскими неонацистами:
"Пожалуй, это самое страшное, что я видел в жизни. Мне доводилось бывать в очень странных местах, но это просто за гранью".
Схожий ужас от общения с украинскими неонацистами испытала известная журналистка Мариана ван Целлер. В 2020 году телеканал "National Geographic" запустил авторский документальный сериал "Trafficked with Mariana Van Zeller", в котором Мариана изучает нелегальный международный рынок: от торговли угнанными автомобилями до контрабанды оружия, наркотиков и т.д. В шестом эпизоде второго сезона ван Целлер отправилась на Украину, чтобы найти следы американских неонацистов и ультраправых радикалов, отправляющихся туда получить реальный боевой опыт.
В
интервью американскому новостному журналу "Newsweek" ван Целлер подтвердила, что нашла доказательства связи ультраправых радикалов из США и украинских неонацистов:
«
Мы взяли интервью у членов группы сторонников превосходства белой расы под названием Atomwaffen Division (Дивизия ядерного оружия — неонацистская террористическая группировка, базирующаяся в США. — Прим. ред.), члены которой отправлюсь на Украину обучаться. Неонацистские ополченцы вербуют сторонников превосходства белой расы со всего мира, приглашая присоединиться к их борьбе против России и продвигать расистскую идеологию. <…> Эти усилия по привлечению заблудших молодых людей, пропаганде расистских теорий заговора и подстрекательству к насилию неотделимы от так называемых нападений "одиноких волков", которые мы так часто наблюдаем здесь, в Соединенных Штатах.
Также своим мнением с Newsweek поделился работающий в США журналист-расследователь Алексей Кузьменко:
После революции на Майдане 2014 года правительство, военные и силы безопасности институционализировали в своих рядах бывших ополченцев (Евромайдана. — Прим. ред.) и добровольческие батальоны, связанные с неонацистской идеологией. Без проверки на экстремистские связи или взгляды их интеграция не привела к деполитизации и/или роспуску после включения в более широкую структуру правительственных вооруженных сил и сил безопасности. <…> Через политическое крыло "Азова" — партию "Национальный корпус", которую исследователи называют неонацистской. Движение стало международным, с доказанными контактами в немецкой неонацистской партии "Третий путь" (Der Dritte Weg), американском движении Rise Above, итальянской Casa Pound и т.д.; но также и с менее тщательно изученными международными движениями, которые привлекают меньше внимания, но могут иметь не менее опасные последствия. <…> Очевидно, что дерадикализация украинских вооруженных сил и сил безопасности крайне правых элементов просто не входит в список желаний Вашингтона. То же самое относится и к другим западным правительствам, поддерживающим Украину.
Авторы статьи
напомнили о случае с бывшим солдатом армии США Крейгом Лэнгом. В 2015 году он служил добровольцем в "Правом секторе"*, а потом подписал контракт с так называемым грузинским легионом ВСУ. В 2017-м Лэнг вернулся в США, но уже в 2018-м бежал обратно на Украину, после того как совершил двойное убийство во время ограбления:
«
Министерство юстиции и ФБР предприняли необычный шаг, возбудив дело против бывшего солдата армии США Крейга Лэнга и шести других граждан США за их предполагаемую роль в пытках сепаратистов во время борьбы с ультраправыми силами в Украине. Расследование проводится в соответствии с законом США о военных преступлениях, в рамках которого ни один гражданин США никогда ранее не подвергался судебному преследованию с тех пор, как закон был принят четверть века назад. <…> Ван Целлер связалась с Лэнгом во время съемок эпизода Trafficked в Киеве, хотя ветеран США в конечном итоге отказался говорить на камеру после того. Лэнгу, которого также обвиняют в помощи в вербовке других иностранных боевиков в Украине, грозит экстрадиция в США. <…> А незадолго до приезда ван Целлер в Украину из страны были высланы два гражданина США, предположительно связанные с движением Atomwaffen Division, якобы за попытку вступить в местные воинские части.
Еще один эксперт, давший интервью Newsweek, — Наурин Чоудхури Финк, исполнительный директор независимого центра Soufan Center, который занимается вопросами международной безопасности. Финк открыто заявила, что "Украина стала центром большой транснациональной экстремистской сети сторонников превосходства белой расы, куда стекаются со всего мира иностранные рекруты, желающие получить реальный боевой опыт".
В мае 2018 года американское издание The Nation опубликовало размышления почетного профессора Нью-Йоркского университета Стефана Коэна, занимавшегося изучением истории СССР, о роли неонацистов в украинском кризисе и толерантности к радикалам со стороны США:
"Характер основного нарратива новой холодной войны крайне избирателен. Он выбирает, что показать, и что-то фактически опускает. Среди упущений — роль, которую играют неофашистские силы в поддерживаемой США Украине с 2014 года. Немногие американцы, которые следят за международными новостями, знают следующее. Снайперы убили десятки протестующих и полицейских на киевском Майдане в феврале 2014 года, тем самым спровоцировав “демократическую революцию”, которая свергла избранного президента Виктора Януковича и привела к власти антироссийский, проамериканский режим. Это не было ни демократией, ни революцией, а было насильственным переворотом, осуществленным неофашистской организацией "Правый сектор"* и ее сообщниками.
Погром и сожжение этнических русских и других людей в Одессе в мае 2014-го пробудило воспоминания о нацистских карательных отрядах на Украине во время Второй мировой войны. Это практически удалено из американского мейнстрима, хотя остается болезненным и разоблачительным фактом для Украины.
Батальон “Азов” численностью около трех тысяч хорошо вооруженных бойцов, сыгравший важную боевую роль в гражданской войне на Украине и ныне являющийся частью украинской армии, является откровенно "частично" пронацистским, о чем свидетельствуют его регалии, лозунги и программные заявления. Это задокументировано несколькими международными мониторинговыми организациями.
Нападения на геев, евреев, русских стариков и других "нечистых" граждан широко распространены по всей Украине наряду с факельными маршами, напоминающими те, которые воспламенили Германию в конце 1930-х годов. Полиция ничего не делает для предотвращения этих неофашистских актов или для их преследования. Напротив, Киев официально поощряет их.
Израиль в официальном ежегодном докладе об антисемитизме во всем мире в 2017 году пришел к выводу, что число таких инцидентов удвоилось на Украине и "превысило количество инцидентов, зарегистрированных во всех регионах (в Восточной Европе и на территории бывших советских республик. — Прим. ред.) вместе взятых".
Американцев нельзя винить в том, что они не знают этих фактов. О них очень редко сообщают и еще меньше обсуждают в средствах массовой информации".
Еще один "штрих к портрету" украинской армии. В сентябре 2018 года украинский интернет-телеканал Hromodanske рассказал о норвежце Йоахиме Фурхольме.
Он приехал на Украину, подписал контракт с ВСУ и отправился воевать в Донбасс. Но через месяц службы его выслали из зоны боевых действий, внезапно и без объяснений причин расторгнув соглашение. Фурхольм был убежден: это произошло по требованию Норвегии, ведь дома он с 15-летнего возраста находится на особом контроле спецслужб из-за своих ультраправых националистических взглядов. Его обвиняют в нацизме, у него была судимость, и он сам говорит, что "уважает" норвежского террориста Андерса Брейвика, убившего 77 своих сограждан, — организатора и исполнителя взрыва в Осло и нападения на молодежный лагерь Норвежской рабочей партии в июле 2011 года.
Телеканал приводит одну из цитат Фурхольма, в которой он, наемник, "рожденный воевать", восторженно говорит о боях в поселке Новгородском Донецкой области:
"До этого я никогда не был на войне, более того — никогда не служил в армии. Но всегда чувствовал: я был рожден, чтобы воевать. Война — не для каждого, но и гражданская жизнь тоже. Честно говоря, думал, что в Донбассе будет страшнее. Но когда я приехал на фронт и там начались обстрелы, почувствовал себя счастливым. Они стреляют по нам артиллерией, все вокруг взрывается, крики, кровь, суета… А я улыбаюсь! Тогда, в окопе, я наконец почувствовал себя дома… Друзья называли меня Ярл — это такой титул у викингов. Меня в роте любили. Наверное, потому, что иностранец".
В ноябре 2020-го британская The Guardian напрямую назвала батальон "Азов" неонацистской группировкой:
"Неонацистский полк "Азов" пытается экспортировать свою идеологию на Запад, при этом сообщается о связях между "единомышленниками", такими как запрещенная британская террористическая организация National Action. Антитеррористический аналитический центр Суфана оценивает, что десять "иностранных боевиков" из Великобритании служили в украинской милиции, подобной батальону "Азов", который использует красивые пропагандистские видеоролики в манере таких экстремистских группировок, как "Исламское государство"(организация, запрещенная в России. — Прим. ред.)".
Ранее о неонацистах "Азова", поощряемых США, писал американский журналист и блогер Макс Блюменталь. В 2018 году он
опубликовал исследование о контактах азовцев с военнослужащими США. По данным автора, в ноябре 2017 года заокеанские военные инспекторы посетили батальон "Азов", "известный как бастион неонацизма в рядах ВСУ", чтобы обсудить "логистику и углубление сотрудничества". Боец "Азова", слова которого приводит Блюменталь, рассказал американским журналистам, что инструкторы и добровольцы США тесно работали с его батальоном. Американские офицеры встречались с командирами "Азова" на протяжении двух месяцев для "обучения и предоставления другой помощи".
Школа НАТО. Кого и чему учили западные военные инструкторы на Украине В 2021 году американское издание VICE World News опубликовало свидетельства ультраправого экстремиста из Швеции Микаэля Скиллта об Украине времен Майдана.
Он приехал в Киев в феврале 2014 года, спустя несколько дней после того, как президент Украины Виктор Янукович лишился своего поста в результате украинской революции.
"Эта революция манила Скиллта, который на тот момент был убежденным неонацистом с 20-летним опытом деятельности на ультраправой арене, потому что ему хотелось быть частью чего-то большего. Как и многие другие ультраправые радикалы по всему миру, он черпал вдохновение в том, какую важную роль украинские ультранационалисты и ультраправые бандиты сыграли в протестах Евромайдана, и он хотел поддержать их дело.
"Я видел, как творится история. Кому бы не захотелось стать частью истории?"
Это решение Скиллта в конце концов привело к тому, что он стал частью волны ультраправых иностранных бойцов — по некоторым оценкам, их были тысячи, — которые присоединились к войне на востоке Украины и которые сражались как на украинской, так и на российской стороне конфликта.
Эти люди приехали на Украину по разным причинам: они искали приключений, стремились повысить свой статус или получить военную подготовку. И они покинули Украину, получив опыт участия в боевых действиях и обзаведясь международными связями, которые, по словам экспертов, превращают их в серьезную экстремистскую угрозу".
Украина 2013-2014. От Евромайдана до сожжения людей в Одессе. Об украинских неонацистах в мае 2021 года писала и португальская Publico. Газета привела слова американского эксперта, директора Центра по борьбе с терроризмом и экстремизмом в Калифорнии, помощника следователя в The Soufan Center Джейсона Блазакиса.
"Я вижу Украину как место, где ультраправые могут пройти обучение, получить военную и идейную поддержку. Во многих отношениях для ультраправых Украина — это то же самое, чем была Сирия для ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная в РФ. — Прим. ред.). Украина — это черный ход в ЕС, на который ультраправые обратили внимание, и угроза несомненна. Боевики тренируются на полях сражений Украины, а потом возвращаются в свои родные страны".
А вот что опубликовала польская Myśl Polska в том же 2021 году:
"Сегодня, пожалуй, нет нужды убеждать кого-либо в том, что надежды на формирование на Украине нормального государства не оправдались, а национализм смог укрепиться и начать шириться в тех государственных институтах и в тех регионах, где его прежде не было. Бандеровские лозунги и марши уже стали частью официальных церемоний в украинской армии.
Те, кто попустительствовал возрождению бандеризма или даже одобрял его, думали, по всей видимости, что им удастся его контролировать и использовать для одной цели — мобилизации против России".
Полк "Азов". Лаборатория фашизма Факты геноцида, который Украина осуществляет в отношении мирного населения Донбасса, на страницы зарубежных СМИ почти не попадали. Исключения можно собрать по крупицам.
Один их примеров — интервью с Ольгой Сидоренко, жительницей поселка Октябрьский, серой зоны Донбасса, опубликованное в чешской Haló noviny. Так Ольга вспоминает первые украинские обстрелы:
"Тот день, 26 мая 2014 года, я не забуду никогда. Нас отпустили с работы раньше, в 11 утра. Очередной партии лекарств не ожидалось, и меня отпустили. Маленькая Арина была в садике, и я решила забрать ее раньше, купила клубники. Был теплый солнечный день, который я хотела провести с детьми. Я забрала дочку, отвела ее домой, а потом начался ад. Летели самолеты, истребители, вертолеты, стреляли. Сын еще не вернулся из школы, а наша школа была недалеко от дома. Все его одноклассники уже давно пришли домой. Кончился последний звонок в начальной школе. А его все не было. Он знал, что я на работе, и поэтому особо не спешил. Он зашел в гости к крестной, а это на другом конце. В тот момент я не знала об этом. Я бегала между школой и домом, не зная, где он. Тем временем вокруг разгоралась война. Вдруг я увидела его, и мы вместе быстро побежали к дому. Над нами появился украинский вертолет и начал стрелять нам под ноги. Я не видела, чтобы кто-то упал, но стреляли под ноги убегающим мирным жителям. Мой ребенок бежал с глазами, полными ужаса: "Мама, это война?" Я затащила его домой, и в этот самый момент сбили один из вертолетов. Мы пришли домой, а моя дочка, которой только исполнилось два года, кричала от страха так душераздирающе, что я никогда в жизни этого не забуду. Она никогда так не кричала. Это было жутко. После тех событий сын Федор, которому тогда едва исполнилось десять лет, из-за пережитого стресса заболел псориазом в самой тяжелой форме. Это заболевание останется с ним на всю жизнь".
Еще до объявления о начале денацификации Украины некоторые мировые СМИ и независимые журналисты писали о том, что на самом деле все эти годы происходило на Украине. Однако никакой логичной реакции мирового сообщества на возрождение человеконенавистнической идеологии, на геноцид в отношении русскоязычного населения эти публикации так и не вызвали. Все получилось как раз наоборот. Неонацистов удобно не замечали, пока это было возможно. Теперь делать это с каждым днем все труднее.
Геноцид мирного населения Донбасса. Женщины, старики, дети * Организация признана экстремистской и запрещена в России.