Ставропольский край может конкурировать с лучшими здравницами Европы, и даже туристы из Баден-Бадена и Карловых Вар приезжают на ставропольские термальные источники, заявил губернатор региона Владимир Владимиров. В интервью РИА Новости он рассказал, как в крае можно похудеть и поправить здоровье только за счет прогулок и питания, а также о планах маркировать региональные продукты и о том, почему в Москве нельзя купить ставропольские яблоки. Беседовала Дарья Ураева.
– Владимир Владимирович, Ставропольский край на этой неделе ввел QR-коды для входа в рестораны, объекты культуры и спорта. Почему вы приняли такое решение только в декабре?
– Мы их ввели еще в прошлом году, а сейчас просто переформатировали – это не новинка для Ставропольского края. Мы сформировали большую базу данных переболевших и контактных с ними, которым необходимо было проходить ПЦР-тестирование, чтобы исключить возможность заражения. Эта система сохраняется и сейчас. За последнее время около 14 тысяч человек не были допущены в общественные места на основании того, что могли быть в контакте с больными коронавирусом. На прошлой неделе мы просто расширили эту систему, теперь все привитые и получившие соответствующий QR-код на сайте Госуслуг могут посещать общественные, культурные и спортивные мероприятия, заведения питания. Почему мы приняли такое решение только сейчас? Мы находимся в преддверии новогодних праздников, запланировано много елок, представлений, и теперь с наличием QR-кодов родители смогут посетить эти праздничные мероприятия со своими детьми.
– Другие курортные регионы России после введения QR-кодов столкнулись с массовой отменой бронирований. Насколько велики такие риски в ставропольских санаториях, и есть ли уже понимание, будет ли аншлаг на Новый год?
– На этот счет мы совсем не переживаем, потому что мы дали им срок до 22 декабря на оповещение всех граждан, которые планируют приехать к нам в край, о необходимости иметь на руках QR-код, отрицательный результат ПЦР-теста или медотвод от прививки. Мы видим, что на сегодняшний день такое решение никак не повлияло на бронирование. Мы видим, что глубина бронирования в наших санаториях – на два месяца вперед, все места размещения заняты на 100%, все раскуплено.
– Где бы вы рекомендовали провести праздничные дни в Ставропольском крае?
– Советую обязательно сходить на центральные елки, мы очень долго работали над новогодним антуражем. Кроме того, учитывая, что наши курортные города расположены очень близко друг к другу, можно посетить их все. Если посещаете Пятигорск, обязательно сходите в местные скверы. Еще одно популярное место у нас – место дуэли Лермонтова на северо-западном склоне горы Машук, заодно можно подняться и на нее. Это места, где сама природа говорит вам: "Отдыхайте". А с другой стороны, они наполнены историей, стариной. Конечно же, нужно посетить Железноводск – там потрясающая каскадная лестница длиной почти в километр и запах лиственного леса, который лечит. Я сам люблю бывать в этом месте. Ессентуки посетите – там советую обязательно попить воды, зайти в бюветы. И в Национальный парк в Кисловодске не забудьте заехать. Но, на самом деле, сейчас в каждой нашей гостинице есть хорошие туры, составленные грамотными гидами.
– Ставропольский край известен в первую очередь санаторно-курортным направлением. Почему за оздоровлением стоит ехать к вам, а не в Швейцарию, например?
– Наш уровень сервиса соответствует европейскому, и мы сегодня видим туристов, которые приезжают из Баден-Бадена, Карловых Вар к нам, в Ставропольский край. У нас в 10 раз больше термальных источников воды, чем в тех же Карловых Варах. А наши грязи – они дают невероятный эффект. Мы пока, к сожалению, не можем похвастаться внутренним состоянием городов, потому что только развиваем это направление. Но до 2030 года мы и этот вопрос решим.
– Вице-премьер РФ Татьяна Голикова не раз называла Ставропольский край в числе регионов с наименьшими показателями коллективного иммунитета к ковиду. На ваш взгляд, в чем причины низких темпов вакцинации?
– На низкие темпы все-таки повлияла и антипрививочная кампания у нас в России. Но на сегодняшний день мы уже прививаем до 12 тысяч человек в сутки, тут мы очень хорошо подтянулись. Коллективный иммунитет в крае сейчас – 36%. Но мы точно понимаем, что до конца декабря достигнем 40%, а дальше будем идти к 60%.
– Ранее стало известно, что Ставрополье ведет переговоры с Китаем о поставках медицинского кислорода. До этого соответствующая договоренность о поставках была достигнута и с Азербайджаном. Почему вообще возникла такая необходимость?
– С Китаем, наверное, не получится, потому что в сегодняшних условиях пандемии организовать поставки будет сложно. Почему возникла такая необходимость? На Юге России есть только одна компания, которая производит кислород. Поэтому, естественно, появился дефицит. Сейчас у нас организованы поставки из Нижнего Тагила и Азербайджана. И мы сами уже строим завод по производству кислорода на территории края. На сегодняшний день и до конца января этого будет достаточно. Свой завод мы построим не раньше апреля. Говоря о договоренностях с Китаем, которые не сложились, мы рассматривали этот вариант просто как дополнительную опцию. Хотели перестраховаться. Знаете, в какой-то момент у нас дефицит в кислороде доходил до 14 тонн в сутки, но мы ни разу не отключали кислородные станции, никто не остался без помощи. Мы успевали оперативно привозить кислород.
– Ставропольские санатории имеют многолетний опыт лечения и реабилитации после бронхолегочных заболеваний. Сегодня в крае действуют программы реабилитации после перенесенного коронавируса. Насколько это направление востребовано?
– Направление полностью востребовано, люди, переболевшие коронавирусом, приезжают к нам с направлениями. По итогам этого года у нас прошли реабилитацию порядка 80 тысяч человек. Все санатории края, за исключением четырех, обладают соответствующей программой. Мы и дальше будем продолжать развивать это направление. Оно развивается только за счет бизнеса, без участия бюджетных средств. Руководители санаториев, видя спрос на такую реабилитацию, приобретают самостоятельно эти методики.
– В последние годы набирают популярность различные программы детокса, похудения и голодания. Я знаю, что у вас в регионе тоже есть такие предложения. Почему за детоксом и похудением стоит ехать именно в Ставропольский край?
– Да, у нас это есть во всех санаториях. Почему именно к нам ехать? У нас очень большие территории, есть, где гулять и сбрасывать лишнее. Вышел в парк, а там 43 километра дорожек, где можно побегать. А вокруг тебя в этот момент прекрасные виды – горы, деревья. Приятно даже просто пройтись. Вам выдадут мешочек тыквенных семечек, и будете целый день с ними гулять и худеть. А знаете, что самое главное? Все продукты питания, которые предлагаются на территории санаториев, выращены у нас, на территории края и являются низкокалорийными. То есть природа сама их создала, поэтому и усваиваются они хорошо.
– А сталкивались ли вы с подделками ставропольских продуктов? Можно ли, например, в Москве купить ставропольские яблоки? И как их определить? Может быть, им нужен какой-то фирменный знак для защиты от подделок?
– Конечно, я сталкивался с подделками ставропольской продукции, например, в Москве. Я вам скажу, что в Москве нет ставропольских яблок.
Что касается маркировки нашей продукции, мы действительно задумывались об этом. Мы даже лабораторию у себя создавали, чтобы определять свойства нашей продукции. Пытались выйти на европейские стандарты. Это, конечно, очень дорого все стоит, но мы будем дальше заниматься этой работой. Я очень хочу, чтобы вся продукция ставропольского края имела штамп "Bio", потому что "химии" в ней не бывает.
– Несмотря на засуху этим летом, власти региона сообщали о рекордном урожае. При этом поставляются ставропольские яблоки, как вы и сами уже сказали, далеко не во все регионы. Край готов еще наращивать объемы производства, чтобы покрыть внутренний спрос?
– Да, нужно наращивать объемы производства. Россия потребляет два миллиона тонн яблок в год, их них своих – меньше миллиона. Каждый год мы наращиваем производство, намерены делать это и дальше, потому что ставропольские яблоки – это только 5% от всего объема яблок в стране.
– Ученые прогнозируют, что из-за изменения климата южные регионы, в том числе Ставропольский край, станут еще засушливее. Как вы считаете, есть ли риски, что в будущем могут пропасть какие-либо традиционные для Ставрополья овощи, фрукты или зерновые?
– Пока что увеличение температуры для нас на пользу: миндаль, персики посадили в промышленных масштабах, очень хорошо косточковые стали у нас развиваться. Что касается рисков от засухи, самое важное на сегодня – организовать процесс орошения на территории края. И мы это уже делаем. В год у нас орошаются до 17-20 тысяч гектаров земель. Будем увеличивать эти показатели, а значит, просто застрахуем сельское хозяйство от возможности потери урожая в период засухи.
– Экс-глава Железноводска Евгений Моисеев был назначен и.о. руководителя Кисловодска – самого популярного курортного города на Ставрополье. Какие задачи вы ставите перед новым руководителем, и каким должен стать Кисловодск при новом руководителе?
– Совершенно точно нужно продолжить работу Александра Вячеславовича Курбатова. Есть программа развития Кисловодска. Она должна выполняться на 100%. Как должен выглядеть город? Он уже сегодня выглядит неплохо. Но нужно построить еще две въездные дороги, сейчас только одна. Город задыхается в отсутствие стоков канализации и воды – нужно сформировать систему инженерного развития. И в городе необходимо развивать две новые инвестиционные площадки. Это те задачи, которые сегодня стоят перед Евгением Ивановичем. И он точно их решит. Он знает специфику управления курортным городом, готов подхватить все внутренние городские процессы и развивать Кисловодск.
– Видели ли вы заявление генпрокурора РФ Игоря Краснова о недвижимости бывшего главы УГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова? Не опасаетесь ли, что эта история плохо повлияет на репутацию региона?
– У меня есть глубочайшее убеждение, что такие ситуации недопустимы. Мы находимся на стадии развития, и борьба со взяточничеством и коррупцией будет всегда. А в части принципиальных заявлений, я никогда не комментирую уголовные дела – это прерогатива следствия, прокуратуры, суда. Они дадут всему свои правовые оценки.