Как не потерять приобретенное жилье: зачем нужна выписка из домовой книги

Выписка из домовой книги
Читать на сайте Ria.ru

Оглавление

Выписка из домовой книги
Зачем нужна
Кому нужна
Виды выписок
Как и где получить выписку
Куда обращаться
Необходимые документы
Срок действия
Стоимость
Отказ в предоставлении выписки
Что может заменить выписку из домовой книги
Законодательство
МОСКВА, 15 апр — РИА Новости. Выписка из домовой книги — документ, в котором отражены все зарегистрированные в помещении люди. Он может понадобиться при продаже недвижимости или получении наследства. Где взять текущую и расширенную выписку на квартиру в Москве и регионах, кто может получить, как ее заказать через МФЦ или Госуслуги, сколько стоит услуга, альтернативные документы, — в материале РИА Новости.

Выписка из домовой книги

Выписка из домовой книги — документ жилищного учета, который содержит информацию обо всех зарегистрированных в жилом помещении лицах, а также о его собственниках.
"До 2017 года ведение домовых книг входило в перечень обязанностей управляющих организаций. В частных домах этим занимались сами собственники. Однако сейчас жилищный учет полностью передан под контроль МВД. Домовые книги отменили, вся документация переведена в цифровой архив, а само понятие “домовая книга”, по сути, анахронизм. Тем не менее, выписку могут потребовать у собственников жилых помещений в определенных ситуациях", — рассказал Вадим Ушаков, генеральный директор ГК "КВС-Сервис".
Посетительница с документами в многофункциональном центре государственных и муниципальных услуг "Мои документы"
В выписке отражена следующая информация:
  • адрес жилой недвижимости;
  • Ф.И.О. и паспортные данные собственников и всех зарегистрированных лиц;
  • предыдущие регистрации жителей;
  • вид регистрации (временная или постоянная);
  • семейные отношения между жителями.
Минэкономразвития России в письме от 13.09.2018 №Д09и-716 рекомендовало властям субъектов РФ исключить из региональных нормативных правовых актов требования о представлении справок о составе семьи и подобных документов. Их заменит информация о лицах, проживающих совместно с заявителем, и о его родственных связях (на основании декларированных им самим сведений), — рассказала Татьяна Трофименко, ведущий юрист Европейской юридической службы.
Льготы многодетным семьям в 2024 – какие положены?

Зачем нужна

Нередко госорганы при предоставлении муниципальных и государственных услуг запрашивают у граждан выписку из домовой книги, справку о составе семьи, поквартирную карточку, единый жилищный документ.
"Такая справка, например, требуется для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Напомним, что семья должна проживать и намеренно не ухудшать свои жилищные условия не менее пяти лет (в Москве 10 лет)", — прокомментировала Татьяна Трофименко.
Вадим Богач, владелец агентства недвижимости "Авеню-Москва" и управляющей компании "Ма-Трёшка", добавил: "Если говорить о недвижимости, то целевой причиной становится переход права собственности, в котором выписка является приложением к сделке. Она подтверждает, что в объекте никто не прописан, и все сняты с регистрационного учета. То, что объект юридически свободен, указывается в договоре купли-продажи. И когда регистратор в Росреестре получает пакет документов с приложенной выпиской, то убеждается, что квартира свободна".
При сделках купли-продажи выписка не является обязательным документом, однако риелторы советуют ее заказать, чтобы знать, может ли кто-то выдвинуть свои претензии на недвижимость.
Посетитель во флагманском центре государственных услуг "Мои документы"

Кому нужна

Выписку могут получить собственники жилого помещения и лица, которые в нем зарегистрированы. Жильцам при этом нужно письменное разрешение от собственника. Сторонние лица также могут получить документ по нотариальной доверенности.

В каких случаях еще может понадобиться выписка

оформление ребенка в школу или в детский сад

подача заявления на пособия и льготы

оформление нового паспорта

постановка на воинский учет

приватизация жилья

развод и последующий раздел имущества

оформление наследства

получение жилой недвижимости в дар и ее оформление

Для этих целей также используют справку "О регистрации" по форме № 9, в которой указана актуальная информация о зарегистрированных в жилом помещении лицах.
Наследство по завещанию: как оформить, порядок вступления, как оспорить

Виды выписок

Выписки бывают текущие и расширенные. Первые содержат информацию о собственниках жилого помещения и обо всех лицах, которые там зарегистрированы в данный момент. Во вторых (архивных) указаны более детальные сведения: данные обо всех жителях, которые когда-либо были прописаны и выписаны, а также о людях, имеющих право вновь получить регистрацию по этому адресу.
"Как правило, архивная выписка из домовой книги требуется, когда затрагивается вопрос имущественных отношений, и необходимо узнать всю информацию о лицах, потенциально имеющих право на эту жилплощадь", — отметил Вадим Ушаков.

Как и где получить выписку

Текущую выписку из домовой книги обычно выдают в тот же день или через 24 часа после обращения. Архивную выписку — в течение недели.

Куда обращаться

"В каждом регионе выдача выписок из домовой книги происходит через разные организации", — рассказал специалист в области банкротства и недвижимости, руководитель Etcenrt.ru Евгений Гудков. Если необходимо узнать информацию обо всех зарегистрированных лицах и собственниках в доме, который был построен после 2017 года, достаточно запросить справку по форме 9 в паспортном столе, в управляющей компании или через МФЦ. Однако если новостройке не присвоен кадастровый номер, в МФЦ услугу не предоставляют, а саму справку можно получить только в управляющей организации, уточняет Вадим Ушаков.
Страница портала государственных услуг Российской Федерации на экране планшета
МФЦ
В большинстве регионов выписку можно заказать в МФЦ. Если в населенном пункте такой структуры нет, то о процессе получения выписки необходимо уточнять в администрации муниципального образования.
Госуслуги
В некоторых регионах можно получить выписку через сайт госуслуг. Для этого нужно: авторизоваться в личном кабинете, зайти в раздел администрации по месту жительства, выбрать из списка услуг "Получение выписки из домовой книги", ввести свои данные в электронный шаблон, составить по предлагаемой форме заявление на получение, выбрать пункт "Сформировать документ". Её можно получать как в электронном виде, так и в бумажном. Жители Москвы могут сделать это и в личном кабинете на mos.ru.
“Если в вашем регионе невозможно получить электронную версию, то в соответствии с п. 56 приказа МВД №752 вы можете записаться на прием в это ведомство через сайт госуслуг, чтобы лично забрать выписку", — посоветовал Марчел Кырлан, аналитик цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив "Инициатор".
Архив
В архив можно обратиться за выпиской с целью получения информации, относящейся к периоду до 2018 года, до того момента, когда домовые книги отменили. По ранее действовавшим правилам в домовые книги вносили все сведения о зарегистрированных жильцах с первого дня после сдачи жилья в эксплуатацию.
Доверенность: какие формы бывают, как правильно оформить в 2024 году
Сведения в домовых книгах отличаются в зависимости от периода. Например, с 2012 по 2018 год в ней указывали фамилию, имя, отчество, дату рождения, отметку о постановке на воинский учет, номер документа, удостоверяющего личность, и отметку о регистрации. В домовых книгах более раннего периода указывались подробные сведения: национальность, род занятий, откуда прибыл человек и цель его прибытия. Сведения из архивных выписок имеют историческую ценность для тех, кто занимается историей своей семьи.

Необходимые документы

Для получения выписки необходимо предоставить следующие документы:
  • заявление на выдачу (формируется специалистом организации, в которую обращается заявитель, непосредственно на приеме);
  • паспорт гражданина РФ или другой документ, удостоверяющий личность;
  • доверенность на представление интересов с правом на получение, если заявитель действует через другое лицо.
"Если архивную выписку получает владелец частного дома, то он может взять с собой личную домовую книгу, которую ведет он сам. Она передается новым собственникам при продаже объекта", — добавил Вадим Богач.
Передача документов

Срок действия

По закону период действия выписки не ограничен, но разные организации устанавливают свои сроки, максимальный составляет 30 дней. "Но здесь есть нюансы. Предположим, вы собственник, который в качестве подтверждения того, что выписан из квартиры, получает этот документ. На следующий день вы можете прописаться обратно, но полученная выписка, тот самый промежуточный документ, еще в течение месяца будет свидетельствовать о том, что вы в квартире не проживаете, хотя де факто уже на следующий день снова состоите на регистрационном учете", — подчеркнул Вадим Богач.

Стоимость

По закону за выписку из домовой книги платить не нужно, она выдается бесплатно.

Отказ в предоставлении выписки

"Раньше, когда домовая книга находилась в ведении управляющей организации, причиной отказа могли послужить долги за ЖКУ. Однако теперь, когда данные находятся под контролем МВД, долги не могут стать причиной отказа", — уточняет Вадим Ушаков.
"При отказе из-за долгов по коммунальным платежам рекомендуем обращаться с жалобой в правоохранительные органы с целью привлечения виновных лиц к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП "Самоуправство", — отметила Татьяна Трофименко.
Приватизация квартиры: кому положена, сколько стоит, советы юристов
Анастасия Кучерена, управляющий партнер "Кучерена Групп", уточнила, что отказ можно получить, если запрос подан лицом, не имеющим на это полномочий, представленные документы и их копии не соответствуют установленным требованиям, комплект бумаг неполный или содержит противоречивые сведения.

Что может заменить выписку из домовой книги

Если не получается оформить текущую выписку из домовой книги, то можно заменить ее другими документами жилищного учета, которые подтверждают количество людей, зарегистрированных в помещении, а также отсутствие (или наличие) долгов. Выдавать такие справки могут МФЦ, управляющие компании, жилищные организации. Например, это могут быть:
  • сведения из единого жилищного документа (для Москвы);
  • выписка из поквартирной карточки;
  • справка по форме № 9;
  • копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения;
  • копия ордера на жилое помещение.

Законодательство

С апреля 2018 года вступил в силу приказ МВД РФ № 984 “Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ”, в котором отменены поквартирные карточки и домовые книги. Закон уже не обязывает ведение домовой книги, но при сделках с недвижимостью в отдельных случаях она может потребоваться.
Ипотека, арест, опека: как продать квартиру с обременением
Обсудить
Рекомендуем