Дмитрий Песков: Россия выстроит свой киберсуверенитет

Читать на сайте Ria.ru
Тема обеспечения кибербезопасности в мире стала такой острой, что вошла в повестку саммита РФ-США в Женеве. Россия, которая является постоянным объектом атак, всерьез работает над созданием национальной защиты, говорит спецпредставитель президента РФ в сфере цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. В интервью РИА Новости он рассказал, когда беспилотники смогут свободно ездить по улицам городов, какие барьеры стоят на пути развертывания сетей 6G, и зачем нужны квантовые линии связи. Беседовала Диляра Солнцева.
– Сейчас в мире обострилась тема кибертерроризма – страны обвиняют друг друга в организации хакерских атак на крупные объекты. Обоснованы ли такие обвинения? Возможно ли построить национальную киберзащиту?
– Абсолютно бессмысленно говорить о национальных политиках в области кибертерроризма – их нет. Например, если хакер говорит по-русски, можно ли говорить, что это наша национальная политика? Конечно, нет.
Россия сама является постоянным объектом кибератак – именно поэтому мы должны выстроить свой информационный суверенитет, в котором мы контролируем собственные информационные потоки. Мы всерьез начали делать это довольно поздно, буквально несколько лет назад занялись этим. И, конечно, это история не одного года, двух или пяти.
В Кремле оценили перспективы сотрудничества с США по кибербезопасности
Я думаю, что сейчас для нас наиболее актуально – это выращивание собственных технологических стандартов, которые обеспечат кибербезопасность России.
А дальше уже можно говорить о договоренностях на международном уровне – как с криптовалютами, ровно та же самая ситуация. Пока нет серьезного доверия – о чем-то всерьез договориться невозможно.
Поэтому правильнее укреплять собственную безопасность, а для этого нужны собственные технологические стандарты и технологии.
– Есть у нас наработки?
– В этой сфере, к счастью, мы находимся в числе первых в мире. Но при этом мы не сможем опираться на те меры защиты, которые сейчас у нас есть в интернете, в следующую волну технологической революции. То есть запустить беспилотники на российские дороги с нынешним уровнем киберзащиты и безопасности невозможно. Например, хакеры взломали сайт – безусловно, это плохо, но не катастрофически. А представьте, что взломают 100 тысяч беспилотников одновременно…
Здесь мы ждем прорыва от наших ученых и инженеров, связанных именно с квантовой коммуникацией. Здесь наша страна – тоже один из мировых лидеров, наряду с Китаем, США и некоторыми европейскими странами.
В первую очередь, это протяженность линий квантовых коммуникаций. Буквально на днях РЖД запустили первую в стране линию связи по магистральному квантовому защищенному каналу между Москвой и Санкт-Петербургом. Этот отрезок квантовой сети в 700 км на сегодня – самый крупный в Европе.
Олег Белозеров: Россию ждет ренессанс железных дорог
Если технология обкатается, то через пять-семь-десять лет мы придем к тому, чтобы безбоязненно выпускать беспилотные автомобили на улицы городов.
Они будут настолько защищены, что физически взломать их будет невозможно – потому что любой взлом приводит к изменению сигнала. Вы можете нарушить эту связь, но не сможете ее взломать.
– Кроме РЖД кто-то в России еще этим занимается?
– Конечно – Росатом, Газпромбанк, Сбербанк, правительство Санкт-Петербурга обсуждает строительство городской сети. Внутри здания МГУ есть несколько тестовых квантовых линий связи, в Казани несколько лабораторий этим занимаются. То есть в этой сфере мы активно растем.
– Когда квантовые линии могут появиться в промышленной эксплуатации?
– Это горизонт, я думаю, 10-15 лет. Но позвонить по квантовым линиям из офиса в офис можно уже сейчас.
Ученые из России обновили мировой рекорд в области квантовой криптографии
– Согласно прогнозам, прототип сети 6G появится в мире в течение пяти лет. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
– Я думаю, что действующих сетей 6G через пять лет в мире не будет. Сколтех сделал один из первых в мире модуляторов для сети 6G, это технология, которая делает некоторый "кусок" будущей технологии возможным. Это прорыв, мы будем активно заниматься 6G. Но 6G к 2025 году – это крайне маловероятно. По плану стандарт 6G должен появиться через 10 лет.
– Чем 6G будет существенно отличаться от 5G?
– Скоростью в первую очередь. Условно говоря, 5G позволяет нам смотреть фильмы в режиме нон-стоп, а 6G нам потребуется для создания систем дополненной реальности. То есть, даже на 6G у нас будет задержка передачи сигнала, а 6G – это так называемая смешанная реальность, своего рода кибер-очки, которые позволят нам одновременно находиться в физическом и виртуальном мире.
5G позволяет делать единичные хирургические операции удаленно, но все-таки есть риски. А 6G позволит достигать совершенно другого уровня – например, развертывание беспилотников в воздухе уже потребует другой сети связи.
Но пока мы находимся в той стадии технологической зрелости, когда никто не сможет с уверенностью сказать – возможно ли развертывание сети 6G в заданных параметрах. У нас есть вера в науку – как еще год назад все спрашивали, возможно ли через год создать вакцину от COVID – гипотетически да, возможно, но гарантировать невозможно.
Также и в истории с 6G есть ряд технологических барьеров. В чем радикальное различие: 5G опираются на сети предыдущего поколения. Сотовые операторы инвестировали гигантские деньги в технологии LTE, вышки и так далее – сети 5G частично можно разворачивать на этой же инфраструктуре, а 6G – нет. То есть придется ставить другое оборудование, вышки.
Дворкович рассказал, когда в мире появится прототип сети 6G
Более того, вся электроника, которая из 4G плавно перешла в 5G, в 6G перейти не сможет. Это уже не кремниевая электроника, а оптоэлектроника. Она работает на других физических принципах.
Модулятор, который создали в Центре компетенций НТИ в Сколтехе, как раз демонстрирует возможность работы этой технологии. Но это и означает, что практически все придется пересобрать для 6G. А это очень затратно. Поэтому даже если к 2030 году у нас появится основной технологический стек, экономика 6G будет разворачиваться довольно медленно, потому что потребует кардинально иного объема инвестиций, чем 5G. Это общая история для всего мира.
Обсудить
Рекомендуем