Начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации Виктор Балдин рассказал РИА Новости о масштабах коррупционных преступлений в 2020 году. В частности, о том, кто чаще попадается на мелких взятках, в каких регионах больше всего было зарегистрировано фактов мздоимства, и почему взяток получают больше, чем дают.
– Виктор Викторович, какой масштаб взяточничества во всех его проявлениях был зафиксирован в России в 2020 году? О каких суммах идет речь?
– Согласно сведениям государственной статистической отчетности, в 2020 году сумма взяток по преступлениям о получении взяток (ст. 290 УК РФ) составила более трех миллиардов рублей, а по преступлениям о даче взяток (ст. 291 УК РФ) – 2,1 миллиарда рублей.
– Почему такая разница в суммах?
– Эта разница обусловлена тем, что взяточников часто задерживают в ходе оперативного мероприятия – когда так называемый взяткодатель действует под контролем правоохранительных органов. В этом случае он не совершает такого преступления как дача взятки. А вот факт получения взятки злоумышленником будет зафиксирован.
– Можно ли в случаях со взяточничеством говорить о каком-либо ущербе?
– Особенность преступлений, связанных с получением или дачей взяток, в том, что там нет потерпевшего. Поэтому фактический ущерб в результате их совершения не причиняется. Объектом противоправного посягательства выступает не имущество, а интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления. В данном случае корректнее говорить о сумме взяток по преступлениям об их даче и получении, о чем я говорил ранее.
Даже освобождение от уголовной ответственности взяткодателя, который активно способствовал раскрытию и расследованию коррупционного преступления и в отношении которого имело место вымогательство взятки, не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки. На это нас ориентирует постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных преступлениях".
В результате совершения иных коррупционных преступлений, в том числе таких как мошенничество, присвоение, растрата, злоупотребление должностными полномочиями, в 2020 году причинен имущественный ущерб на сумму, превышающую 58 миллиардов рублей. Это составляет около 11% от суммы ущерба, причиненного в прошлом году всеми видами преступлений.
– Сколько случаев взяточничества выявлено в прошлом году?
– В 2020 году зарегистрировано 4 174 факта получения взятки и 3 649 фактов дачи взятки. Выявляемость таких преступлений с каждым годом растет. В течение прошлого года прокурорами изучено и направлено в суды 1 475 уголовных дел в отношении взяткополучателей и 1 826 уголовных дел в отношении взяткодателей.
– А какая самая крупная взятка зафиксирована в России в 2020 году?
– Следует отметить, что сбор статистических данных не предусматривает какой-либо дифференциации отдельно по сумме полученных или данных взяток, в том числе самым крупным, как вы сказали, или, наоборот, самым небольшим. Вместе с тем, у нас есть примеры получения особо крупных взяток, а также привлечения к уголовной ответственности тех, кто совершил такие преступления.
Например, в настоящее время в Мосгорсуде слушается дело по обвинению депутата Государственной думы РФ Вадима Белоусова в получении в течение нескольких лет взятки на общую сумму 3,3 миллиарда рублей.
В декабре 2020 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении заместителей главы города Сочи, а также других лиц, которые получили от предпринимателей Краснодарского края взятки на общую сумму 120 миллионов рублей за предоставление в аренду земельного участка и выдачу разрешений на строительство.
К сожалению, таких примеров можно привести много.
– Если мы заговорили о регионах, то в каких из них зарегистрировано больше всего фактов взяточничества?
– По итогам 2020 года в "лидерах" по количеству зарегистрированных фактов взяточничества – Москва, далее – Республика Татарстан, Ставропольский край, Московская область, Республика Башкортостан, Краснодарский край, Челябинская и Ростовская области, Республика Дагестан и Пермский край.
Все мы понимаем, что в коррупционных сводках всегда будут лидировать регионы, где сосредоточено обращение финансовых активов, принятие экономически значимых решений, расположены федеральные органы власти и крупные промышленные центры.
Меньше всего взяток зарегистрировано в Чукотском автономном округе, Еврейской автономной области, республиках Марий Эл, Адыгея, Ингушетия, Тыва и Хакасия, Мурманской, Костромской и Магаданской областях.
Вместе с тем, одни лишь статистические данные не могут свидетельствовать о том, что указанные регионы наиболее или, наоборот, наименее подвержены коррупции как таковой. Здесь нужно учитывать различные факторы, и один из наиболее важных заключается в том, что коррупционные преступления являются высоколатентными. Поэтому формируемая статистика может скорее свидетельствовать об активности правоохранительных органов региона по их выявлению.
– А в каких сферах больше всего зарегистрировано фактов мелкого взяточничества?
– Практика свидетельствует, что получение взяток в размере до 10 тысяч рублей наиболее часто совершается сотрудниками органов внутренних дел. В основном взятки дают граждане, чтобы не привлекаться к административной ответственности за различные правонарушения. Также в этот перечень попадают преподаватели учебных заведений (за положительные оценки при сдаче экзаменов), сотрудники органов уголовно-исполнительной системы (за пронос на территорию исправительных учреждений запрещенных предметов или создание осужденным привилегированных условий отбывания наказания).
– Сколько человек в прошлом году было осуждено за коррупционные преступления? Какие наказания им чаще всего назначаются?
– В 2020 году судами Российской Федерации постановлено более восьми тысяч обвинительных приговоров в отношении девяти тысяч человек. Чаще всего лицам, осужденным за коррупционные преступления, назначается наказание в виде лишения свободы или штрафа.
В частности, обвинительные приговоры состоялись в отношении 949 должностных лиц правоохранительных органов, 539 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, 58 депутатов регионального и муниципального уровней, совершивших преступления коррупционной направленности.
В прошедшем году к реальному лишению свободы приговорено порядка 18% осужденных, к условному лишению свободы – 35%, к штрафу – 40%. В качестве дополнительного наказания, как правило, применяются лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью и штраф. В отношении 1 318 осужденных в прошлом году применена конфискация имущества.
Например, в Алтайском крае за получение взятки осуждена заместитель министра здравоохранения. Наряду с назначением штрафа в размере 4,5 миллионов рублей и лишения права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах сроком на 5 лет, суд конфисковал эквивалент дохода, полученного преступным путем, в размере 2,2 миллиона рублей. Взыскание обращено на жилое помещение и денежные средства осужденной.
– Какие, может быть, даже превентивные меры принимаются органами прокуратуры, чтобы пресекать возникновение самих условий для коррупции?
– Прокурорами используется целый комплекс мер реагирования. Так, в 2020 году органами прокуратуры России выявлено свыше 245 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции. В целях их устранения внесено более 63 тысяч представлений, по результатам рассмотрения которых за наиболее грубые нарушения антикоррупционного законодательства 549 должностных лиц уволено со службы в связи с утратой доверия. По протестам прокуроров отменено и изменено почти 34 тысячи незаконных правовых актов, принятых с нарушением норм федерального законодательства. По постановлениям прокуроров восемь тысяч физических, должностных и юридических лиц привлечено к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Кроме того, органами прокуратуры осуществляется контроль за соответствием расходов чиновников получаемым ими доходам, по итогам которого в суды направляются исковые заявления о взыскании в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы.
– Вы сказали, что даже юридические лица несут ответственность за взяточничество?
– Хочу отметить, что одним из последствий совершения коррупционных преступлений может стать привлечение юридического лица к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Действующее законодательство так сконструировано, что не исключает возможность одновременного возбуждения уголовного дела в отношении физического лица (за дачу взятки) и дела об административном правонарушении в отношении юридического лица по статье 19.28 КоАП РФ, если правонарушение совершено от его имени или в его интересах. Так, в 2020 году по постановлениям прокуроров 330 юридических лиц привлечены к ответственности по этой статье. Сумма наложенных судами административных штрафов превысила 620 миллионов рублей.
Например, прокуратурой Октябрьского района Саратова в феврале прошлого года возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 19.28 КоАП РФ в отношении организации, представитель которой пытался передать работнику налогового органа незаконное денежное вознаграждение в размере 2,5 миллионов рублей за совершение в интересах этого юридического лица заведомо незаконных действий по снижению суммы налоговых доначислений по результатам выездной налоговой проверки. В целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания по ходатайству прокурора судом наложен арест на автотранспортные средства коммерческой организации. Постановлением мирового судьи эта организация привлечена к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 миллионов рублей. Штраф оплачен в полном размере.
– А наступают ли дополнительные правовые последствия для таких организаций?
– Конечно. В соответствии с законом юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, на протяжении последующих двух лет не имеет права участвовать в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Органы прокуратуры отслеживают соблюдение данных ограничений. Так, только за последние три года прокурорами выявлено более 700 фактов незаконного участия юридических лиц в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что послужило основанием для расторжения соответствующих контрактов. Например, в Саратовской области по иску прокурора областным Арбитражным судом с такой организацией-нарушителем расторгнуты муниципальные контракты по поставке учебников.
Одинцовской городской прокуратурой Московской области предостережены о недопустимости нарушения требований закона несколько должностных лиц государственных учреждений здравоохранения, которыми приняты решения о заключении государственных контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ. В результате прокурорского вмешательства заказчики воздержались от заключения государственных контрактов с организациями-нарушителями.
– А как часто удается вернуть в казну неправедно нажитое имущество чиновников?
– В 2020 году органами прокуратуры Российской Федерации в суды предъявлено более 50 исковых заявлений об обращении в доход государства объектов имущества, в отношении которых должностными лицами не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. Общая стоимость имущества по таким искам исчисляется миллиардами.
К примеру, в прошлом году решением Московского районного суда Санкт-Петербурга удовлетворено исковое заявление Генеральной прокуратуры Российской Федерации к бывшему руководителю одной из подведомственных Федеральному дорожному агентству организаций, и в доход государства обращены принадлежащие его бывшей супруге объект незавершенного строительства и земельный участок общей стоимостью 17,5 миллиардов рублей, расположенные в Ленинградской области. При этом совокупный семейный доход за три года до совершения сделки по приобретению указанного имущества составил 3,8 миллиона рублей.
Вступило в законную силу судебное решение об обращении в доход Российской Федерации двух квартир и двух машиномест, расположенных в Москве, общей стоимостью 37,8 миллиона рублей, принадлежавших заместителю главы администрации одного из городских округов Московской области, его супруге и теще, совокупный доход которых за три года до совершения покупки составил 22,6 миллиона рублей. В настоящее время осуществляется принудительное исполнение судебного решения, направленное на оформление права собственности РФ на четыре объекта недвижимости.
В Краснодарском крае судом удовлетворен иск к работнику юридической службы подведомственной ФСИН России организации и ее супругу. В доход государства обращены земельный участок и расположенные на нем два общежития общей кадастровой стоимостью 46,3 миллиона рублей. Сделка, совершенная в 2015 году по приобретению этих объектов за два миллиона рублей признана судом ничтожной в части цены сделки в связи с ее занижением по сравнению с кадастровой стоимостью. При этом общий трехгодичный доход этой семьи составил 2,4 миллиона рублей.
Хотелось бы отметить, что мы не намерены останавливаться на достигнутом. Противодействие коррупции было и остается одним из приоритетных направлений нашей деятельности.