В ролике про "дворец Путина", который на самом деле и не дворец, и не Путина, есть один занятный момент. Описывая нарисованную на компьютере главную спальню,
Навальный говорит: "...шальная императрица. Вернее, шальной император… Это именно те слова, что приходят в голову..."
На самом деле изначально эти слова пришли отнюдь не в его голову. Навальный озвучивает чужую шутку. Она была написана по-английски и рассчитана исключительно на американцев. Навальный и сам — судя по отсутствию интонаций — ее не понимает, поскольку бессмертный треш-хит И. Аллегровой, играющий на заднем плане, описывает, вообще-то, алко-секс-тур девицы по кабакам и клубам, а не огромный дворец с гигантской опочивальней.
СМИ: фильм о "дворце" в Геленджике сняли в Германии при поддержке США Вопрос: откуда такой неуместный эпитет?
А вот откуда: речь не об аллегровской императрице. Это другая "Шальная императрица" (The Scarlet Empress) — из фильма Джозефа фон Штернберга с Марлен Дитрих в главной роли. Снятый в 1934 году, фильм рассказывает совершенно фантастическую историю о Екатерине Великой. Накал бреда и несомненное дарование Штернберга делают этот фильм жемчужиной визуального китча и сборником самых идиотских фантазий о matushka Russia.
Вот отсюда и пошла нехитрая игра слов автора текста — оценить ее может образованный американец, особенно выпускник киношколы. Однако для русской аудитории она не работает.
Итак, автор текста, написанного для Навального в США, хорошо разбирается в кино. Собственно, он и сам в этом признается: картинку с двуглавым орлом он сравнивает с кадром из "Октября" Эйзенштейна. Действительно, фильмы Эйзенштейна внимательнейшим образом, буквально покадрово, изучаются в американских киношколах.
Но еще ближе монтажная секвенция с орлом на воротах и въездом камеры в пространство нарисованного дворца напоминает первые кадры "Гражданина Кейна". Этот шедевр Орсона Уэллса 1941 года американские киношники знают буквально наизусть и до сих пор его цитируют.
Вообще, тема одинокого честолюбца, запертого в своем гигантском и набитом сокровищами дворце, — это классическая тема американского кинематографа: от "Гражданина Кейна" до "Лица со шрамом". Неудивительно, что ее давно подхватили пропагандисты.
«
В библии американских сценаристов — "Тысячеликом герое" Джозефа Кемпбелла — тиран, с которым обязан сражаться мифологический герой, отождествляется с драконом. Дракон — хранитель сокровищ, тиран — по аналогии сидит в своем золотом дворце. "Страшный тиран" держится за прошлое, но приходит герой, весь такой из будущего, и "уничтожает его жестом — простым, как нажатие кнопки".
Эта сюжетная схема работает и в боевиках, и в детективах, и в фэнтези. В своих пропагандистских кампаниях американцы тоже затрепали ее до дыр. До того как развязать войну против той или иной страны, у лидера ее непременно обнаруживается дворец. Он набит сокровищами. Там цветут сады Семирамиды. В случае восточных стран обязательно упоминается "гарем с рабынями".
С одной стороны, дворец абсолютно засекречен, с другой — все о нем только и говорят и знают его оборудование вплоть до цвета дверных ручек. Местные жители боятся проходить мимо или даже смотреть на него.
Недостроенная провокация. Миф о дворце Путина не сработал Где только не применялась эта схема?! Множество дворцов приписывали Саддаму Хусейну. Выдавали за частное владение четы Чаушеску официальное здание — Дворец парламента в Бухаресте. Несмотря на то, что Слободан Милошевич всегда жил в скромных домиках и квартирах, утверждали, что зато внутри все набито "золотом и бриллиантами".
Несколько дворцов умудрились приписать даже проживавшему в шатре полковнику Каддафи. В какой-то замок Синей Бороды превратили заурядное загородное поместье Януковича "Межигорье". "Скучно, девочки!" — справедливо охарактеризовал предсказуемость американских партнеров президент
Путин.
"Скучно, девочки". Путин назвал "расследование" Навального монтажом После информационной атаки следовал обычно военный переворот, американская армия оккупировала страну, лидера убивали. А потом джи-ай с изумлением рассказывали журналистам, что, оказывается, дворцов-то никаких и нету, с сокровищами тоже вышел полный облом. Ни одного дворца из фантазий пропагандистов публике так никогда и не предъявили. Впрочем, местным уже было не до этого: они ползали на руинах, пытаясь как-то выжить после свержения "тирана". А западная публика тем временем глотала новые фальшивки.
Эта схема дала сбой один-единственный раз. В 2014 году на территории Израиля американские кинематографисты выстроили декорации роскошного палаццо в стиле Изумрудного замка из "Волшебника страны Оз" и
сняли его в сериале Netflix "Тиран". Предполагалось, что сериал выйдет аккурат к падению Сирии, а дворец будет изображать хоромы Башара аль-Асада. Но не сложилось. С помощью русских Сирия выстояла, ее президент продолжил жить в своей предельно минималистичной резиденции, а героев "Тирана" пришлось срочно переименовать.
В 2016 году, размявшись на Украине, американские специалисты с помощью этой же темы
принялись валить только что избранного президента США. Внезапно оказалось, что у
Дональда Трампа плохой вкус. Искусствоведы в погонах начали одно за другим публиковать разоблачения. Выяснилось страшное: Трамп заказывает дизайн интерьеров в стиле "диктаторский шик", а его особняки практически неотличимы от пресловутых дворцов Хусейна.
«
Трампа принялись травить за излишнюю роскошь. По сетям пошли фотографии из его многочисленных поместий. Но, учитывая, что его политические противники были не беднее его самого, эти разоблачения не пользовались популярностью у американцев.
Вот, например, интернет-деятель
публикует на своем ютьюб-канале "Десять самых роскошных вещей в собственности Трампа". Ну там полный список: самолеты, вертолеты, супердорогие машины — в общем, жизнь удалась. Но в комментариях вполне далекие от роскоши американцы пишут: "Все это он заработал сам." И еще: "А вы представьте президента, который не должен никому кланяться — ни корпорациям, ни политикам, ни лоббистам — и может делать то, во что верит. И к тому же он отказался от президентской зарплаты!"
Одновременно американские политтехнологи пустили в действие свою старую испытанную вундервафлю. Сначала по сетям и таблоидам пошли массовые вбросы про "золотой унитаз" Трампа. Потом опровержения: нет, нету у него унитаза, только краны в ванной золотые — а, нет, не золотые, просто выкрашены под золото.
Современный художник Маурицио Кателан создал золотой унитаз и назвал это произведение искусства "Америка". Осенью 2016 года произведение выставил музей Гуггенхайма. Как только Трамп въехал в Белый дом, руководство музея предложило ему взять "Америку" в аренду. Об этом написали все демократические СМИ США.
Еще во время предвыборной кампании 2016 года некий коллектив современных художников-анонимов выставил в Чикаго целую аллею золотых унитазов с неприличными надписями про Трампа. На сотый день его президентства их конкуренты — тоже анонимы — расставили подобные туалеты по американским городам.
Ничего не напоминает? Правильно. Золотой унитаз Януковича. А до этого был золотой туалет Саддама Хусейна — репортеры английских таблоидов The Sun, Daily Mail, помнится, на плечах американских солдат врывались в резиденции иракского лидера, чтобы первыми сделать фотки пресловутого ювелирного чуда. Но нет, оно, как золото Эльдорадо, не существовало в природе.
А ведь все началось еще с ночного горшка кубинского диктатора Батисты. Не сумев спасти своего ставленника от разъяренных его зверствами кубинцев, власти США фактически бросили его на произвол судьбы. Батиста сбежал в Европу, а американские пропагандисты быстренько сочинили ему серебряный ночной горшок и золотой телефон — первичные признаки тирана, так сказать.
«
В фильме, сочиненном американцами для Навального, туалетная тема тоже присутствует. Это пресловутые ершики и держатели для бумаги — правда, не золотые, но довольно дорогие. Во время протестных акций в российских городах некоторые демонстранты размахивают ершиками и "трусами Навального".
Так американские партнеры создают подходящий видеоряд из России. Если из этих протестов ничего и не выйдет, в истории все равно останутся фотографии людей, которые машут туалетными ершиками. Киевские протестанты на Майдане запомнились миру кастрюлями на голове, москвичи запомнятся ершиками. Просто изумляет, с какой охотой граждане забесплатно работают статистами в американских постановках, не думая о том, какими идиотами выглядят в кадре.
Укорять команду Навального в плохой подготовке нелепо. Их предшественники, наши предыдущие "западные партнеры", тоже вели пропаганду спустя рукава. Во время Великой Отечественной войны листовки вермахта ругали даже коллаборационисты: "Весь текст листовок, как правило, уснащался какими-то причмокиваниями, неудобоваримыми немецкими шуточками и остротами, безграмотно переведенными на русский язык, безграмотно настолько, что приходилось долго соображать, мысленно переводить все это на немецкий, чтобы догадаться о тех крохах смысла, которые вкладывали туда авторы, — писал работавший на немцев Александр Казанцев. — За большинство из них советское командование могло бы заплатить с удовольствием крупные суммы".