МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Легендарная женщина, элегантная, несгибаемая. Она привезла в Москву "Джоконду", полотна Пикассо и Шагала, когда об этом не смели мечтать. Почетный президент Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирина Антонова скончалась на 99-м году жизни. Деятели культуры вспоминают о том, каково было работать в "эпоху Антоновой".
«
"Трудно представить себе музей без Ирины Александровны Антоновой, которая стала его неизменной частью, его лицом, его символом, — говорит директор ГМИИ Марина Лошак. — Она часть мифа ГМИИ во всех его проявлениях. Мы привыкли ощущать ее рядом, даже когда не разговаривали о делах, а слышали шуршание бумаг или звук голоса за дверью кабинета. Мы понимали, что она есть".
Лошак напомнила, что за 75 лет работы Антонова практически каждый день приходила в музей. Она назвала Ирину Александровну человеком абсолютно бесстрашным: как профессионала, как личность, которая на протяжении жизни делала шаги навстречу новому.
Директор рассказала, что Ирина Александровна была открытым, любящим не напоказ, очень строгим в отношении к жизни человеком.
Легенда Пушкинского музея: 5 знаменитых выставок Ирины Антоновой Главными завоеваниями Антоновой Лошак назвала первую выставку Пикассо в 1956 году, проекты "Москва — Париж", "Москва — Берлин", выставки, связанные с именами крупнейших художников мира, приезд "Моны Лизы" в музей и демонстрацию работ из Дрезденской галереи.
"Нам как сотрудникам музея будет очень ее недоставать. Ее бескомпромиссного отношения к жизни, честного мнения, открытого забрала перед опасностью. Умения отстраниться от сиюминутного и продемонстрировать отвагу. Будет не хватать этого человека, который, безусловно, часть нас и наших жизней", — призналась Марина Лошак.
Те, кто работал в разные годы в ГМИИ под руководством Антоновой, отметили несгибаемый характер Ирины Александровны, ее энергичность, чувство достоинства и стиля.
«
"Мне посчастливилось три года проработать в Пушкинском с Ириной Александровной, человеком поразительной цельности и силы воли, настоящим визионером, — рассказала директор Музея Москвы Анна Трапкова.— Это очень многое дало, потому что Антонова для меня и для нескольких поколений стала ролевой моделью. Она научила постоянно бороться, не опускать руки".
Трапкова назвала Ирину Александровну "личностью вселенского масштаба и для российского, и для международного музейного мира".
Президент ГМИИ Ирина Антонова отмечает 75-летие работы в музее Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова проработала в ГМИИ с 1998 по 2000 год и вспомнила, какой была Антонова: "Она появлялась в музее всегда подтянутая, изысканно одета, в туфельках на каблуках, духи Chanel № 5".
"Ее отличали элегантность, нахождение в форме каждую минуту своего пребывания и в музее, и на людях. Это не могло не впечатлять! Невероятная энергия, напор, смелость, конечно же, исключительно умелое пользование административным ресурсом, которые рождали прорывные проекты", — сказала Трегулова.
Директор ГТГ тоже отметила выставку "Москва — Berlin / Берлин — Moskau. 1900-1950", которая была очень смелым проектом. "Она до последнего билась за то, чтобы в Москве были предоставлены вещи того же уровня, что выставлялись в Берлине, что в период таких серьезных и бурных дискуссий по поводу перемещенных ценностей было не так просто. Но она стояла на своем до конца", — заключила директор Третьяковки.
Искусствовед Михаил Каменский, который тоже работал в ГМИИ, назвал Антонову "одной из ярчайших женщин нашей страны и нашей культуры".
«
"Ушел железный руководитель, вершитель судеб. Ушел реформатор, мудрый кормчий музейного корабля, успешно преодолевавший все бури и невзгоды второй половины ХХ века. Ушел мыслитель и куратор, искусствовед, музыкант и художник, культуртрегер и создатель новых смыслов", — поделился он.
Основательница Vikhrovaart gallery Анна Вихрова была личным секретарем Ирины Александровны в 1995-1997 годах. "Это была суровая, но очень большая ШКОЛА. Да, мы страдали от жесткой диктатуры директора, но она задавала высокую планку. Ирина Антонова пришла в музей с целой плеядой своих блестящих однокурсников, ценила порядочность, примером воспитала новое поколение профессионалов. При ней музей стал храмом культуры, большой науки и свободы, настоящей свободы", — призналась Вихрова.
Ирина Антонова, по ее словам, не подстраивалась ни под кого, а выполняла свою миссию, жила ради искусства.
Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова тоже отметила талант Антоновой делать уникальные проекты и ее элегантность.
«
"Нам сегодня кажется естественным то, к нам приезжала "Джоконда". То, что проходили фантастические выставки, которые, только став директором музея, можно представить, каких трудов стоило организовать. И одновременно — как это просто. Ирина Александровна мечтала о Шагале, и Шагал оказывался в Москве, Ирина Александровна мечтала о Пикассо, и она привезла в 1956 году первый раз Пикассо в Москву", — рассказала Свиблова.
По словам Свибловой, Антонова была человеком, который жил искусством и культурой и умел от этой культуры получать энергию.
"Ирина Александровна всегда была на каблуках. Это удивительное достоинство, которое дала ей культура и которое она транслировала, всегда с поднятой головой, всегда с очень прямой спиной. Вот с этим достоинством она никогда не позволяла себе плохо себя чувствовать, не позволяла меньшего в том, что она ощущала как вечное и что было ей самой. Этим большим была культура, и этим большим было искусство. Колоссальная утрата", — заключила Свиблова.
Директор Государственного Исторического музея (ГИМ) Алексей Левыкин признался, что, когда прочитал новость, подумал, что вся его жизнь прошла параллельно жизни Антоновой.
"Из жизни ушел великий человек, — сказал Левыкин. — Когда я учился в университете, не думал о том, что мы будем знакомы, будем общаться, разговаривать, она уже была великим музейщиком, великим директором великого музея, когда я только начинал свою музейную жизнь".
Левыкин признался, что считает — ему повезло. "Не могу сказать, что жизнь очень часто нас сводила, да, мы участвовали во многих совместных выставках, нам даже приходилось спорить!" — отметил Алексей Константинович и добавил, что будет гордиться тем, что работал в "эпоху великой Антоновой".
"Ирина Александровна посвятила всю свою жизнь делу, в которое верила, оно придавало ей сил и энергии в самые сложные периоды, — подчеркнула директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. — Все, кому довелось с ней работать, получили неоценимый опыт, и сегодня музейное сообщество потеряло своего великого учителя, пример для подражания".
Спорила об искусстве Антонова и с директором Музея современного искусства "Гараж" Антоном Беловым.
"Для меня личные встречи с Ириной Александровной были очень значимы. Мы с ней спорили о современном искусстве. Я его защищал, а она придерживалась скептической точки зрения. При этом именно она первой привезла выставку Йозефа Бойса в Россию в 1992 году, а во времена СССР устроила экспозицию Александра Тышлера. Ирина Александровна во всех своих ипостасях — делала ли она выставки, создавала ли детские кружки, организовывала ли музыкальные вечера, обсуждала ли вопросы реституции искусства с Германией — человек великий", — признался Белов.
Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника "Царицыно", отметила, что "Ирина Александровна была "музейщиком" самой высокой пробы и образцом для всех нас. Вслед за ней мы будем стараться, чтобы люди не отвыкали от общения с памятниками." Она вспомнила, как Антонова говорила: "Чтобы содержание искусства было доступно людям будущего, надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения — они бездонны".
Александр Борода, директор Еврейского музея и центра толерантности, уверен, что Антонова преобразила наш мир и привнесла в него еще больше эстетики и красоты.
"Такие личности, как Ирина Александровна, уникальны: невероятно одаренная, умеющая сохранять свою твердость и целостность, оберегающая дело, которому она служила всю жизнь, несмотря на переменчивые внешние обстоятельства", — сказал Борода. — В ней было твердое, незыблемое и совершенно не конъюнктурное понимание того, что для развития искусства нужен свободный диалог, что если мы хотим воспитывать выдающихся художников, то для музеев страны должен быть безвизовый режим. И это преодоление казалось бы нерушимых границ благодаря ее работе стало возможно для всех ее современников".
Борода уверен: именно Антонова сотворила невероятные изменения — "приподняла железный занавес и утвердила Москву в качестве значимого участника мирового культурного контекста".
Директора музеев по всей стране выражают соболезнования в связи с кончиной Антоновой. Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал Ирину Александровну блестящим главой музея, "примером того, что личность имеет значение" и добавил, что работа Антоновой на посту главы ГМИИ во многом определяла репутацию музея.
По словам Пиотровского, Антонова одновременно была женственной, элегантной и интеллигентной и совмещала это с твердостью и жесткостью руководителя, "знающего, что делает". "Она умела строить жизнь и построила достойную жизнь", — заключил он.
Как рассказал директор лондонской Национальной галереи доктор Габриэле Финальди, коллеги из Западной Европы называли ее "Мадам Антонова" и признавали, что она "на международной сцене была жестким переговорщиком, но стремилась развивать отношения с европейскими музеями. Свидетель и активный участник сложной истории своей страны, она, без сомнения, унесла с собой множество тайн".
Директор Музеев Ватикана Барбара Ятта с теплом вспомнила о встрече с Антоновой, "железной женщиной, но полной красоты и гармонии".
«
"От нас ушел великий музейный директор. Я познакомилась с ней много лет назад в Москве, когда во время визита в Пушкинский музей она показала мне портреты моих русских предков, Олсуфьева и Шувалова, проявив чуткость и доброту", — сказала директор Ватиканских музеев.
Умерла легенда Пушкинского музея Ирина Антонова Но не только работники музеев вспоминают Антонову. Директор Большого театра Владимир Урин признался, что для него Ирина Александровна — это столп, фигура, равнозначная таким людям, как Лихачев, Сахаров, крупнейшая личность.
«
"Ирина Александровна была высочайшим профессионалом, ее мнение во всех областях культуры было всегда очень важно. Это был невероятно образованный, интеллигентный человек, не было ни одной премьеры в Большом театре, на которой не было бы Ирины Александровны", — рассказал Урин.
Он отметил, что в своих оценках Антонова всегда была "очень интеллигентна, если ей что-то не нравилось, она говорила, но так, что это не могло никого обидеть".
"Даже у себя в Пушкинском музее, который она сделала одной из выдающихся музейных институций в мире, она придумала "Декабрьские вечера", где собирала лучших из лучших в области музыки, выдумывала креативные проекты. Попасть на эти вечера было невероятным счастьем. Когда уходят такие личности, как Ирина Александровна Антонова, понимаешь всю громадность значения этого человека и невосполнимость потери", — заключил директор Большого театра.
Последнее интервью Ирины Антоновой РИА Новости