Посол Японии в России Тоёхиса Кодзуки рассказал в интервью РИА Новости о том, как он видит перспективы развития отношений Токио и Москвы при новом японском премьер-министре, когда можно ожидать встречу лидеров двух стран, и о том, что он думает про шансы заключения мирного договора. Он также обрисовал основные направления японо-российского экономического сотрудничества, ответил на вопросы о взаимодействии в борьбе с коронавирусом и о том, будут ли японские производители автомобилей снижать объемы производства в России или даже закрывать здесь свои предприятия.
– 14 сентября начало работу правительство Ёсихидэ Суги. Как в дальнейшем будут развиваться японо-российские отношения под руководством нового премьер-министра?
– Премьер-министр Суга уже 29 сентября провел с президентом Путиным телефонный разговор. В ходе этой беседы президент Путин заявил, что готов конструктивно взаимодействовать с премьер-министром Сугой по двусторонней и международной проблематике. Он также отметил, что намерен продолжать диалог по всем двусторонним вопросам, в том числе и по проблеме заключения мирного договора. В ответ на это премьер-министр Суга заявил, что придает большое значение японо-российским отношениям и намерен развивать весь комплекс двусторонних отношений, включая проблему заключения мирного договора. Кроме того, лидеры двух стран сошлись во мнении о развитии всего комплекса японо-российских отношений в широком диапазоне областей, таких как политика, экономика и культура.
Делясь впечатлениями от встречи, премьер-министр Суга отметил: "В дальнейшем можно откровенно обмениваться мнениями с президентом Путиным. Я получил такое ощущение". Мне кажется, что лидерам удалось взять хороший старт.
А 16 октября состоялся телефонный разговор между министром иностранных дел Японии Мотэги и министром иностранных дел Лавровым. Министры пришли к единому мнению о последовательном продолжении откровенной дискуссии, в том числе на уровне министров иностранных дел, с целью достижения прогресса по консультациям и сотрудничеству между Японией и Россией в различных областях. Кроме того, 21 октября состоялся телефонный разговор между министром экономики, торговли и промышленности Японии Кадзиямой и министром экономического развития Решетниковым. Таким образом, между правительствами Японии и России продолжается диалог. Я, в свою очередь, тоже намерен работать над развитием наших отношений во всех областях.
– Господин Суга в разговоре с Путиным выразил желание как можно скорее провести личную встречу с российским президентом. Ведется ли подготовка такой встречи? Какие условия необходимы для ее проведения? Где и когда она могла бы пройти?
– Как вы отметили, во время телефонного разговора на высшем уровне в сентябре обе стороны заявили, что в ближайшем будущем хотели бы встретиться и в беседе лицом к лицу откровенно обсудить вопросы японо-российских отношений. График встречи на высшем уровне в дальнейшем будет согласовываться по дипломатическим каналам, в том числе с учетом развития ситуации с новой коронавирусной инфекцией.
– А каковы дальнейшие перспективы взаимных поездок граждан Японии и России?
– Действительно, из-за распространения коронавируса международное передвижение людей, в том числе между Японией и Россией, подверглось ограничениям. Однако благодаря усилиям специалистов и официальных лиц, в том числе в области борьбы с пандемией, иммиграционные ограничения как в Японии, так и в России постепенно снимаются. В этих условиях сначала японское правительство 1 октября ослабило ограничения на въезд в Японию из ряда стран, включая Россию, при определенных условиях. Затем, 14 октября, правительство России приняло решение снять в отношении Японии ограничения на въезд в Российскую Федерацию, которые действуют с 18 марта. С 1 ноября возобновились международные регулярные авиарейсы между Японией и Россией. Я надеюсь, что с учетом этих мер по смягчению ограничений в обеих странах взаимные поездки граждан Японии и России будут постепенно восстанавливаться, и это приведет к дальнейшему развитию двусторонних отношений.
– Какие сферы экономического сотрудничества с РФ кажутся Токио самыми перспективными? Какого рода взаимодействие возможно между нашими странами в сфере медицины в связи с новым коронавирусом?
– Японо-российское сотрудничество в области экономики развивается в рамках Плана сотрудничества из 8 пунктов, который в 2016 году был представлен японской стороной, в широком круге областей, включая медицину, городскую среду, малый и средний бизнес, энергетику, диверсификацию промышленности и повышение производительности, Дальний Восток, передовые технологии и гуманитарные обмены. При этом до настоящего времени частными организациями сформировано более 200 проектов.
Двадцать первого октября министр экономики, торговли и промышленности Японии – министр по вопросам экономического сотрудничества с Россией Хироси Кадзияма провел последовавший после видеоконференции в апреле этого года телефонный разговор с министром экономического развития, специальным представителем президента Российской Федерации по вопросам торгово-экономического сотрудничества с Японией Максимом Решетниковым. Стороны обсудили ход реализации проектов частных организаций в каждой области Плана сотрудничества из 8 пунктов и пришли к единому мнению о дальнейшем продвижении экономического сотрудничества на основе тесного взаимодействия между обоими министрами.
Борьба с новой коронавирусной инфекцией, особенно в текущих условиях ее распространения во всем мире, является актуальной задачей не только для Японии и России, но и для всего глобализованного мира. Наши страны взаимодействуют и в сфере борьбы с новой коронавирусной инфекцией, сотрудничая в области медицины, которая является первой опорой Плана сотрудничества из 8 пунктов.
В качестве одного из конкретных примеров сотрудничества можно назвать экспресс-тест на COVID-19, в котором используется изобретенный в Японии метод экспресс-диагностики SmartAmp. Особенности этого теста заключаются в компактном портативном тестовом устройстве, которое размещается в двух чемоданах, примерно 30-минутном коротком времени тестирования, а также очень высокой точности выявления вируса. Благодаря этому экспресс-тест применяется в России в таких местах, как аэропорты, а также экспортируется и используется за рубежом. Об этом экспресс-тесте президент Путин упомянул 17 марта как о тесте, разработанном совместно Японией и Россией, а 6 мая в связанный с ним проект было осуществлено инвестирование через совместный инвестиционный фонд, который был создан Банком Японии для международного сотрудничества (JBIC) и Российским фондом прямых инвестиций. В ходе телефонного разговора, состоявшегося 29 сентября между новым премьер-министром Японии Ёсихидэ Суга и президентом Путиным, оба лидера также приветствовали продвижение конкретного сотрудничества в борьбе с новой коронавирусной инфекцией, включая и этот экспресс-тест.
Помимо тестирования, в борьбе с COVID-19 важно тщательно принимать меры по предотвращению инфекции. Недавно в России были широко освещены в СМИ результаты исследования японских ученых, показывающие эффективность масок. В России также осознается полезность масок, и правительство призывает строго соблюдать масочный режим, в том числе в общественных учреждениях и транспорте. Кроме того, важно тщательно отслеживать пути передачи вируса при выявлении инфицированного лица.
Япония хотела бы и дальше тесно работать с российской стороной и продвигать японо-российское экономическое сотрудничество в широком круге областей, начиная с представленного выше сотрудничества в сфере медицины.
– Планирует ли правительство Японии при новом премьере развивать проекты совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах? Известно ли, когда может состояться следующий раунд консультаций на уровне заместителей глав МИД?
– В ходе сентябрьского телефонного разговора на высшем уровне премьер-министр Суга заявил, что хотел бы и дальше укреплять сотрудничество вокруг четырех островов. В ответ на это президент Путин заявил, что готов работать совместно с японской стороной по всем вопросам. Также на рабочем уровне продолжаются консультации с Россией по вопросам совместной хозяйственной деятельности. Если говорить конкретно, то с использованием видеоконференций и других способов даже во время пандемии коронавируса проводились заседания комплексной рабочей группы на уровне директоров департаментов 5 июня, 28 августа и 4 сентября, а также различные встречи, такие как встречи экспертов по обращению с отходами, по туризму и по выращиванию тепличных овощей, состоявшиеся 5 августа, 27 августа и 13 октября соответственно. Таким образом, ведется дискуссия по содержанию и направлениям проектов, которые стороны стремятся реализовать в дальнейшем, а также по связанным с ними правовым вопросам и так далее. Мы намерены последовательно работать над этими вопросами и в будущем. Что касается следующего раунда консультаций между заместителями министров иностранных дел Мори и Моргуловым, мы намерены в дальнейшем согласовывать его проведение по дипломатическим каналам, в том числе с учетом развития ситуации с коронавирусом.
– Как новое правительство Японии будет в дальнейшем работать над вопросом об установке комплексов Aegis Ashore?
– Япония приняла решение о внедрении комплексов Aegis Ashore в декабре 2017 года, чтобы повысить свой потенциал противоракетной обороны. В российских СМИ сообщалось, что якобы ими будут управлять США, и что с их помощью могут быть запущены "Томагавки", но это не так. Мы решили внедрить эти комплексы именно как чисто оборонительное средство, оснащаемое и используемое только Силами самообороны Японии.
В течение примерно двух с половиной лет мы выполняли различные процедуры для реализации их развертывания, но в июне этого года правительство Японии решило отказаться от плана размещения Aegis Ashore. Это связано с тем, что стало невозможно обеспечить меры безопасности по падению ускорителя ракеты-перехватчика, которые ранее были обещаны местным сообществам. На основе итогов дискуссии в Совете национальной безопасности в министерстве обороны рассматривается альтернативный проект с точки зрения того, что должно быть сделано для полноценной защиты жизни и мирного быта граждан в свете суровых условий безопасности, окружающих Японию.
– Как правительство Японии при Суге намерено решать вопрос заключения мирного договора?
– В ходе сентябрьского телефонного разговора на высшем уровне президент Путин заявил, что намерен продолжать диалог по всем двусторонним вопросам, в том числе и по проблеме заключения мирного договора. Премьер-министр Суга отметил необходимость поставить точку в проблеме северных островов, не откладывая ее до следующих поколений, и выразил намерение устойчиво работать над ней вместе с президентом Путиным. Администрация Суги будет вести переговоры с учетом уже имеющихся между двумя странами договоренностей, должным образом наследуя обмен мнениями, состоявшийся между бывшим премьер-министром Абэ и президентом Путиным в Сингапуре в позапрошлом году. Мы продолжим настойчиво работать над этим вопросом, исходя из базового курса на заключение мирного договора путем решения территориальной проблемы.
– Министр правительства Японии господин Коно выразил надежду на скорейшее возобновление безвизовых обменов с Россией. Когда обмены могут быть возобновлены? Есть ли для этого другие препятствия, кроме коронавируса?
– В ходе телефонного разговора на высшем уровне в сентябре премьер-министр Суга заявил, что придает большое значение гуманитарным мерам в интересах бывших жителей островов, в том числе посещению могил на четырех островах с помощью авиаперелетов, и хотел бы и дальше укреплять сотрудничество вокруг четырех островов. Президент Путин заявил, что понимает важность безвизовых визитов для бывших жителей островов и готов возобновить их, когда позволит ситуация с новой коронавирусной инфекцией. Таким образом, и Япония, и Россия считают важным возобновление программ, включая программу обменов с четырьмя островами.
Учитывая сложившуюся ситуацию с новой коронавирусной инфекцией, реализовать программу в этом году стало сложно. Однако в целях скорейшего начала программы правительства Японии и России, а также организации-исполнители со стороны Японии и четырех островов проводят консультации на рабочем уровне, одновременно следя за развитием ситуации с коронавирусом. В дальнейшем мы хотели бы продолжить согласование этого вопроса.
– Олимпийские игры в Японии были перенесены с 2020 на 2021 год. Какова вероятность, что они состоятся в обозначенные сроки? Какие меры предпринимает Токио, чтобы гарантировать безопасность проведения игр как в эпидемиологическом плане, так и в плане обеспечения безопасности спортсменов и гостей?
– Премьер-министр Суга, занявший эту должность в сентябре, выступая с речью на Генеральной Ассамблее ООН, продемонстрировал миру решимость провести Олимпийские и Паралимпийские игры в Токио летом следующего года как свидетельство победы человечества над пандемией.
Восьмого ноября в Токио прошли международные соревнования по спортивной гимнастике "Турнир дружбы и солидарности", организованные Международной федерацией гимнастики (FIG). В этих состязаниях приняли участие и российские спортсмены. То, что нам удалось провести международные соревнования в условиях коронавируса, считаю, является одним из поводов для оптимизма в отношении реализации Олимпиады в Токио следующим летом.
Что касается мер против коронавируса на Играх в Токио, то был учрежден Координационный совет по борьбе с новой коронавирусной инфекцией в составе представителей правительства Японии, администрации Токио и Организационного комитета Игр. Этот орган комплексно рассматривает и координирует меры, включая пограничный контроль и систему тестирования и оказания медицинской помощи. Правительство Японии продолжит вести тщательную подготовку, тесно сотрудничая с Международным олимпийским комитетом, Оргкомитетом, Токио и другими заинтересованными организациями, с тем чтобы спортсмены со всего мира смогли выступить в наилучших условиях, чтобы соревнования прошли спокойно и безопасно и для зрителей.
– В России работает несколько заводов по сборке японских машин. Какие планы у японского автопрома в РФ в условиях снижения курса рубля и одновременного всплеска коронавируса? Не планируется ли снизить объемы производства или закрывать его? Может, есть планы по реструктуризации бизнеса в нынешних условиях для его оптимизации? Или, наоборот, автомобильные компании из Японии планируют открывать новые совместные предприятия и расширять бизнес в России?
– В России действуют заводы по производству легковых автомобилей компаний Toyota, Nissan, Mitsubishi Motors, Mazda и Isuzu Motors. Эти компании осуществляют производственную деятельность, локализированную в регионах, где расположены эти заводы. На крупнейших из них создано более 2000 рабочих мест. Таким образом, японо-российское сотрудничество неуклонно углубляется и в сфере автомобильной промышленности.
Более того, японские автомобильные компании в России интенсивно работают над повышением производительности, а также сотрудничают с университетами в тех регионах, где они действуют. В сегодняшней ситуации с коронавирусом они также активно занимаются деятельностью на местах в рамках корпоративной социальной ответственности: например, предоставляют органам здравоохранения маски и другие медицинские принадлежности, транспортные средства.
Поэтому я в первую очередь хотел бы подчеркнуть, что японо-российское сотрудничество в автомобильной отрасли вносит вклад не только в автомобильную сферу, но и в гораздо более широкий диапазон нашего двустороннего взаимодействия. Кроме того, японские компании, работающие на российском рынке, хорошо понимают курс российского правительства, направленный в том числе на усиление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и повышение уровня локализации производства.
В то же время, глядя на текущее экономическое положение, необходимо отметить тот факт, что все компании, работающие на российском рынке, сталкиваются сейчас с очень трудной ситуацией из-за проблем, связанных с валютным курсом (падением курса рубля), снижением продаж новых автомобилей на фоне распространения коронавируса, а также давлением на прибыли в связи с изменениями в российской системе налогообложения автомобилей.
Автомобильная отрасль является визитной карточкой японской обрабатывающей промышленности и имеет высокий потенциал. Мне кажется, что вхождение многих наших автопроизводителей на российский рынок является одним из основных достижений экономического сотрудничества между нашими странами. Именно поэтому я считаю, что поддержание такого делового климата, в котором каждая из этих компаний и дальше сможет спокойно работать, не сокращая и не прекращая своей производственной деятельности, принесет большие плоды как Японии, так и России.
Решения по будущему ведению бизнеса в России будут принимать сами компании, однако правительство Японии надеется на дальнейшие активные шаги российского правительства, направленные на улучшение делового климата, чтобы японские компании хотели поддерживать и развивать свой бизнес в России даже в условиях пандемии коронавируса.
– Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Японии и России в сельскохозяйственной сфере, в частности в области зерновых.
– В последние годы в России наблюдается значительный рост сельскохозяйственного производства. Повышается и уровень самообеспечения продуктами питания. По сообщениям СМИ, объем экспорта российской сельскохозяйственной продукции в этом году достиг 22,5 миллиарда долларов, и ваша страна стремится довести его к 2024 году до 45 миллиардов долларов. Ожидается, что в дальнейшем Россия будет играть роль стабильного поставщика продовольствия на мировой рынок.
В Японии имеется большой потенциал для увеличения использования российского зерна. Например, существует спрос на кукурузу и сою в качестве корма для сельскохозяйственных животных. Более того, растет интерес к использованию зерна в пищевых целях, что сейчас почти не осуществляется, и имеются скрытые потребности в пшенице и сое.
С учетом подобной ситуации можно считать, что японо-российское сотрудничество в сельскохозяйственной сфере обладает большим потенциалом. Кроме того, уже продвигаются некоторые проекты сотрудничества. Одним из них является направление в Россию правительственно-частной миссии, которое будет осуществлено в следующем году при содействии Минсельхоза России. В ней будут участвовать представители японских компаний, проявляющих интерес к импорту российского зерна, которые поищут возможности для этого.
Кроме того, наше сотрудничество осуществляется и в сфере тепличного производства овощей и фруктов. На основе меморандума о сотрудничестве, подписанного аграрными ведомствами Японии и России в январе этого года, в России совместно с Японией проводится работа по расширению производства земляники и овощей в теплицах с применением японских технологий. Надеюсь, что в будущем россияне смогут наслаждаться высококачественными овощами и земляникой и в такое время года, когда на рынке мало фруктов и овощей, выращенных в открытом грунте.
Вышеупомянутые примеры – лишь часть японо-российского сотрудничества в сельскохозяйственной сфере, реализующегося в настоящее время. Хотелось бы и дальше взаимодействовать с российской стороной для еще большего углубления и расширения данного направления.