МОСКВА, 25 сен — РИА Новости, Александр Лесных. Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев предложил "Газпрому" забронировать транзитные мощности украинской ГТС на полтора десятилетия и даже назвал тарифы, которые устроят Киев. Продолжение транзита на сегодняшних условиях, по его словам, может приравниваться к контрабанде.
Без компромиссов
По итогам трехсторонней встречи в Брюсселе, состоявшейся в конце прошлой недели, Андрей Коболев выдвинул такие условия: "Газпром" бронирует украинскую ГТС на ближайшие 15 лет и получает гибкую систему скидок. При транзите 60 миллиардов кубометров газа в год прокачка тысячи кубов на сто километров обойдется России в 3,21 доллара (на 0,6 доллара больше, чем в этом году). При 90 миллиардах — на 20 процентов дешевле.
Москва посоветовала Киеву не бежать впереди паровоза и для начала решить насущные проблемы. В первую очередь это касается обещания "Нафтогаза" отказаться от контроля над "Укртрансгазом" (так называемый анбандлинг), превратив его в независимого оператора. В "Газпроме" уверены, что руководство компании настолько затянуло с этим, что к концу года оператор не успеет пройти все предусмотренные европейским законодательством процедуры по сертификации.
Без этого заключать новый контракт с Киевом никто не собирается, поэтому российская сторона выдвинула компромиссный вариант — продлить действующий договор на короткий срок, чтобы у "Нафтогаза" хватило времени выполнить взятые на себя обязательства. Однако Коболев сразу это отверг.
«
"Я не могу себе представить, как можно следовать законодательству, пересылая газ из России без контракта. Это может рассматриваться как контрабанда", — заявил глава "Нафтогаза" в интервью Deutsche Welle в прошлую пятницу.
Еще одно препятствие для заключения нового транзитного контракта — спор "Нафтогаза" и "Газпрома" по предыдущему договору, который уже пять лет рассматривается в европейских судах. Хотя уточненный иск российского газового холдинга, поступивший в Стокгольмский арбитраж в июне, требует от "Нафтогаза" 2,1 миллиарда долларов и фактически угрожает банкротством украинской компании, Киев не хочет идти на мировое соглашение.
Дело в том, что, не дожидаясь окончательного вердикта суда, Коболев и его коллеги в "Нафтогазе" выписали себе премию в 286 миллионов гривен. Возвращать "аванс" на счета компании желания нет, поэтому вопрос о судебных спорах для руководства украинской компании оказывается самым важным. Недаром исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко, комментируя в фейсбуке переговоры в Брюсселе, не упомянул ни о чем, кроме решений Стокгольмского арбитража.
Отметим, что министр энергетики России Александр Новак вполне допускает бронирование транзитных мощностей как на короткий, так и на длительный срок. Но делать это во время судебного разбирательства по поводу предыдущего договора было бы странно.
Вокруг да около
Участники переговоров в Брюсселе заявили о существенном прогрессе. Новый министр энергетики Украины Алексей Оржел выразил готовность "быть максимально эффективными для того, чтобы подписать соглашение по транспортировке газа". Тем не менее Юрий Витренко продолжает говорить о возможном прекращении российского транзита с 1 января. Скорее всего, в расчете на то, что Евросоюз испугается перспективы дефицита газа в предстоящую зиму.
Однако глава "Газпрома" Алексей Миллер в очередной раз подтвердил, что Россия выполнит все обязательства перед европейскими потребителями.
На прошлой неделе окончательно определилась судьба "Балканского потока" — нового газопровода, который станет ответвлением "Турецкого потока" и обеспечит прокачку 15,75 миллиарда кубометров газа в год потребителям южной части Европы.
"Балканский поток" пройдет через Болгарию. Премьер-министр этой страны Бойко Борисов сообщил, что 90 процентов российских труб, необходимых для строительства, уже прибыли из России и все финансовые и логистические вопросы решены. Закончить 308-километровый участок газопровода планируют до конца января. Учитывая, что российские газопроводы в последнее время обычно сдают с опережением графика, трубу могут ввести в эксплуатацию еще раньше.
Дания пока так и не выдала разрешение на укладку труб по дну своего шельфа, поэтому вполне вероятно, что "Северный поток — 2" направят через исключительную экономическую зону вне территориальных вод страны. Это задержит ввод новой транспортной магистрали мощностью 55 миллиардов кубометров примерно до середины следующего года.
Если из-за этого в Европе все же возникнет дефицит газа, эксперты видят два сценария развития событий. Брюссель либо компенсирует нехватку топлива оперативными закупками СПГ (в том числе из России), либо надавит на Киев и потребует продлить действующее соглашение с "Газпромом", пока не будет достроен "Северный поток — 2".