США продолжают подрывать основные международные договоренности в сфере ядерного нераспространения, и такая политика не находит отпора со стороны мирового сообщества. Подобное положение дел констатировал директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Владимир Ермаков. В интервью РИА Новости он предупредил о рисках в результате действий США в Европе и рассказал, почему же европейские страны продолжают ставить себя на грань ядерной катастрофы.
— Ранее замглавы МИД Сергей Рябков отмечал, что у российской делегации на сессии Подготовительного комитета обзорной конференции Договора по нераспространению ядреного оружия (ОК ДНЯО) "есть конструктивные, не подрывающие ничьи интересы предложения по всем пунктам повестки дня обзорного процесса ДНЯО" и что Москва "готова в любой момент приступить к обстоятельной переговорной работе по каждому вопросу повестки дня". Не могли бы вы рассказать, как проходили дискуссии?
— Российская межведомственная делегация действительно прибыла на комитет с развернутой позицией и конструктивными предложениями по всем вопросам повестки дня. В нашей работе мы руководствуемся, в первую очередь, задачами сохранения и обеспечения устойчивого функционирования ДНЯО, сбалансированного подхода к трем его ключевым составляющим – ядерное нераспространение, ядерное разоружение и мирное использование атомной энергии.
— Но не все разделяют такую точку зрения.
— Мы последовательно и настойчиво противодействуем предпринимаемым в последнее время попыткам слома опирающихся на ДНЯО международно-правовых договоренностей в области контроля над ядерными вооружениями.
Наши подходы были подробно изложены в выступлениях российской делегации. Кроме того, мы распространили два содержательных рабочих документа: в первом изложена позиция России по вопросам ядерного разоружения в контексте международной безопасности и стратегической стабильности, а во втором – наши оценки ситуации вокруг Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Российская делегация также провела на полях комитета вызвавший большой интерес развернутый брифинг по масштабным проектам сотрудничества госкорпорации "Росатом" с другими странами в области мирного использования атомной энергии.
— То есть результаты работы на комитете есть?
— В целом мы работали в самом плотном контакте со всеми региональными группами, делали особый упор на взаимодействие с нашими ближайшими союзниками и партнерами по ОДКБ, СНГ, ШОС и БРИКС, а также с единомышленниками среди стран ДН и другими ответственными государствами. Состоялись встречи в формате ядерной "пятерки" под координаторством КНР. Ну и, конечно же, мы оказывали всестороннее содействие председателю подготовительного комитета постпреду Малайзии при ООН Хасрину в его непростой работе по поиску консенсусных решений наиболее острых проблем в рамках ДНЯО.
— А со стороны других участников обсуждений какие были предложения?
— К сожалению, нынешняя напряженная ситуация в мире и нагнетание негативных тенденций в области контроля над вооружениями отразились и на обзорном процессе ДНЯО. На комитете США и их союзники так и не смогли проявить готовности хоть к какому-то конструктивному диалогу по ключевым вопросам повестки дня. По сути, ни по одной из реально значимых в рамках обзорного процесса ДНЯО тем у них не нашлось никаких позитивных предложений. С молчаливого согласия подопечных им стран или просто в одиночку США продолжают подрывать решение столь значимых для нормального функционирования ДНЯО проблем, как обеспечение вступления в силу ДВЗЯИ, созыв конференции по вопросам создания зоны, свободной от ОМУ на Ближнем Востоке (ЗСОМУ), и последовательная реализация Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД). И уж совсем одиозным в контексте ДНЯО выглядит сохраняемая Вашингтоном порочная практика подключения неядерных государств НАТО к отработке практических навыков обращения с американским ядерным оружием, размещенным на их территории. Такая американская практика представляет собой грубейшее нарушение основ ДНЯО.
— А сами эти государства как-то реагируют?
— К сожалению, некоторые зависимые от Вашингтона страны делают вид, что ничего не происходит, или просто боятся даже задуматься над провокационностью того, что в XXI веке на территории Европы идет подготовка к применению ядерного оружия с подключением неядерных государств. О каком укреплении режима ядерного нераспространения можно серьезно в таком случае говорить, когда, казалось бы, "цивилизованные европейские страны" продолжают бездумно ставить себя на грань ядерной катастрофы и полного самоуничтожения?
Мы вновь призвали США вернуть все свое нестратегическое ядерное оружие на национальную территорию, ликвидировать зарубежную инфраструктуру, позволяющую обеспечить быстрое развертывание этого оружия, и, разумеется, полностью отказаться от проведения каких-либо учений и тренировок, связанных с отработкой навыков применения ядерного оружия личным составом вооруженных сил неядерных государств. Только таким может быть надежное решение проблемы указанного нарушения ДНЯО. Именно оно стало бы существенным позитивным вкладом в дело укрепления режима нераспространения ядерного оружия и международной безопасности в целом. И это не только российский подход: его разделяют и многие другие страны.
— Сообщалось, что конференция по ЗСОМУ может пройти до конца 2019 года, но вопрос, каков будет мандат по этой конференции, если, как заявляли ранее в МИД, предыдущий истек после неудачного обсуждения в 2015 году, а следующий может быть утвержден только на ОК-2020?
— Мандат конференции по ЗСОМУ, которая должна состояться в этом году, определен решением ГА ООН, принятым в декабре 2018 года. Этот мандат также определен резолюцией 1995 года по Ближнему Востоку. Никаких дополнительных решений на этот счет в рамках ДНЯО не требуется.
— Идут ли уже консультации о созыве Конференции по ЗСОМУ в обговоренные сроки? Ведется ли речь о ее возможном мандате? Предыдущее экспертное обсуждение позволило в том числе собрать за одним столом представителей Палестины и Израиля. Может ли это получиться и сейчас? Насколько осложняют в принципе созыв Конференции последние решения США в пользу Израиля, сказываются ли они на возможности нового переноса конференции?
— Подготовка конференции по ЗСОМУ ведется государствами Ближнего Востока в тесной координации с секретариатом ООН. Утверждена кандидатура постпреда Иордании при ООН Симы Бахус на должность председателя конференции. В скором времени от имени генсекретаря ООН будут разосланы приглашения на этот форум.
Участие всех государств региона, включая Израиль, в переговорном процесс по выработке юридически обязывающей договоренности по ЗСОМУ имеет принципиально важное значение. Это гарантия того, что интересы всех сторон будут должным образом будут учтены. Рассчитываем, что все ближневосточные государства, включая Израиль, смогут подключиться к этой работе. В соответствии с решением ГА ООН этот процесс является открытым для всех стран региона, а зафиксированное правило консенсуса гарантирует учет мнения каждого участника. Не менее важным было бы участие в Конференции всех трех соавторов резолюции 1995 года по Ближнему Востоку (Россия, Великобритания и США), на которых возложена особая ответственность за выполнение этого документа. Пока Россия – единственная из этой "тройки", четко обозначившая готовность прибыть на этот форум. Важный позитивный вклад в данный процесс могло бы также внести участие в конференции Китая и Франции, как постоянных членов СБ ООН.
— Москва настаивает, что процесс сокращения и ограничения ядерных вооружений должен быть поэтапным и ему нужно придать многосторонний характер, но готовы ли к такому диалогу партнеры, речь идет не только о США и Израиле, но и об Индии, Пакистане, Китае?
— Действительно, сегодняшние реалии таковы, что мы практически исчерпали возможности для дальнейших сокращений ядерных вооружений на двусторонней российско-американской основе. С учетом нарастающей турбулентности в области международной безопасности уже давно пора начинать задумываться о придании процессу ядерного разоружения многостороннего характера. В конечном итоге необходимо, чтобы об общих пониманиях и дальнейших поэтапных шагах в данной сфере договорились все без исключения страны, обладающие военными ядерными потенциалами.
При этом Россия не собирается здесь никому и ничего навязывать. Убеждены, что продвигаться в этих вопросах возможно только на основе консенсуса с учетом законных интересов и озабоченностей всех сторон. Только так можно будет обеспечить реализацию принципа равной и неделимой безопасности и укрепление в процессе ядерного разоружения международного мира и стабильности, в чем, безусловно, заинтересованы все члены мирового сообщества.
Такой подход вовсе не исключает необходимости и полноформатного двустороннего российско-американского диалога по всей стратегической повестке дня. Считаем серьезной ошибкой уклонение Вашингтона от такого диалога. Это приводит лишь к обострению нерешенных проблем и нарастанию факторов, препятствующих ядерному разоружению. Механический перенос этих проблемных вопросов в многосторонний формат вряд ли способствовал бы их решению. Убеждены, что наш диалог с США и работа в многостороннем формате должны вестись параллельно, взаимодополняя друг друга.
— Планируется ли на ОК-2020 принятие плана действий, который предусматривал бы в том числе дальнейшее сокращение ядерных арсеналов, как это было, например, на предыдущих ОК?
— Мы очень хотели бы рассчитывать на то, что ОК-2020 будет успешной. Однако проблемных вопросов в рамках обзорного процесса по ДНЯО немало, они многосложны, и еще предстоит объемная и очень непростая над ними работа. Поэтому говорить на данном этапе о каких-то возможных итогах ОК-2020 было бы преждевременным. Могу лишь сказать, что Российская Федерация будет прилагать максимум усилий для нахождения компромиссных решений, которые смогли бы устроить всех участников нынешнего обзорного цикла.
Что касается дальнейшего сокращения ядерных арсеналов, то обязательства по разоружению заложены в сам текст ДНЯО. Поэтому вне зависимости от содержания возможных итоговых документов ОК-2020 мы в любом случае останемся приверженными этим целям. Другой вопрос, как содействовать их реальному достижению и какие конкретные аспекты международной безопасности нам всем придется при этом учитывать. Россия будет продвигаться по этому пути только при условии учета всех наших законных интересов безопасности. Попытки Вашингтона обеспечить себе одностороннее доминирование в военной сфере за счет развития глобальной ПРО США, размещения оружия в космосе, расшатывания архитектуры контроля над ракетно-ядерными вооружениями и наращивания дисбаланса в области обычных вооружений вряд ли могут создать для этого благоприятную атмосферу.
— В эти дни исполняется год с момента объявления Вашингтоном о выходе из СВПД. Есть ли признаки того, что США работают над неким новым соглашением по Ирану, как они анонсировали, озвучивали ли они это в контактах с РФ, другими партнерами? Каков итог выхода США из сделки, и считают ли в Москве, что одной из основных целей этого шага была смена режима в Иране?
— На сегодняшний день параметры ядерной деятельности в Иране полностью соответствуют требованиям СВПД. Как бы цинично это ни звучало, но Тегеран делает ровно то, к чему его побуждал Вашингтон своими недавними "ядерными" санкциями. Американцы сделали невозможным вывоз избыточного обогащенного урана и тяжелой воды за рубеж, теперь Иран будет их накапливать, и вина полностью ложится на Вашингтон.
В отличие от Ирана, который никогда не нарушал ДНЯО и согласился пойти на беспрецедентные шаги по обеспечению транспарентности своей ядерной программы в рамках так называемой ядерной сделки, действия США по подрыву основных международных договоренностей, способствующих укреплению региональной и глобальной безопасности, представляют реальный вызов режиму ядерного нераспространения. К сожалению, столь деструктивная политика США не находит должного отпора со стороны международного сообщества. В прошлом году Россия и Китай подготовили рабочий документ в поддержку СВПД. Европейцы и другие союзники США побоялись присоединиться к нашей инициативе. Печальный исход такого отношения теперь известен.
Это США вышли из ядерной сделки. Более того, они еще и угрожают всем странам, которые честно выполняют резолюцию СБ ООН 2231, утвердившую СВПД. Теперь американцы постоянно говорят о готовности заключить некую новую сделку с Ираном. Они даже озвучивали основные положения такой "договоренности", которая, по их мнению, должна базироваться на известных 12 пунктах госсекретаря США Майка Помпео. Не надо быть специалистом, чтобы увидеть в этой инициативе не предложение к диалогу, а ультимативный и ничем не обоснованный диктат, направленный против иранской государственности. Поощрять такое разбойническое поведение в мировых делах было бы безумием.
— Иранская сторона ранее выражала недовольство условиями, которыми обставлен механизм INSTEX, а заработал ли он на данный момент в принципе? И удалось ли подключить третьи страны, как было обещано? Есть ли уже первые сделки? Не легче ли в условиях пробуксовки INSTEX вернуться к обсуждению вопроса расчета в нацвалютах?
— Россия, безусловно, приветствует объявленную инициативу Великобритании, Германии и Франции по созданию некоего защитного механизма по осуществлению законной торговли с Ираном. Вместе с тем этот механизм еще предстоит запустить — тогда и можно будет говорить о его эффективности. Его настройка занимает немало времени ввиду зацикленной линии США на удушение Ирана. Вместе с тем вызывает озабоченность, что уже сейчас слышны голоса европейцев, которые угрожают возможностью отключить Тегеран от даже еще не заработавшей структуры из-за неких "озабоченностей". Полагаем, что будущее ядерной сделки, равно как и глобального режима нераспространения во многом зависит от готовности международного сообщества искать консолидированные ответы на серьезные вызовы со стороны США, вместо ничем не оправданных попыток как-то ублажить Вашингтон.
— Ведутся ли уже консультации с МАГАТЭ относительно возможности отправки специалистов Агентства в Пхеньян, с учетом последних подвижек в переговорах?
— Достижение конечной цели денуклеаризации Корейского полуострова потребует от всех участников этого процесса максимального терпения и учета интересов друг друга. Кроме того, мы убеждены, что ввиду комплексности проблемы данный процесс необходимо проводить строго поэтапно. Было бы ошибочным и контрпродуктивным требовать от северокорейцев всего и сразу.
Центральная роль в будущей проверке соответствующих договоренностей отводится МАГАТЭ. На этот счет сложился международный консенсус. Это ежегодно подтверждается в профильных резолюциях генеральной конференции МАГАТЭ, которые как раз и задают основные параметры будущего мандата агентства в КНДР. Россия всецело поддерживает оперативную готовность МАГАТЭ возобновить проверку ядерной деятельности Пхеньяна. В частности, мы проводим специализированные тренинги для инспекторов агентства. Вместе с тем важно понимать, что речь не идет о проверке возможного процесса непосредственного демонтажа военно-ядерной программы и ядерного оружия КНДР — эту задачу придется решать специалистам ядерной "пятерки". МАГАТЭ, в свою очередь, обладает необходимым авторитетом и техническим потенциалом для подтверждения того, что все ядерные объекты и материал на Корейском полуострове будут использоваться в исключительно мирных целях. При этом речь идет о ядерной деятельности и Пхеньяна, и Сеула.