"Все произошло неожиданно". С какой угрозой столкнулись россияне

Член совета при МВД Второв: жертвами сталкинга ежегодно становятся сотни россиян

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 21 июн — РИА Новости, Антонина Матвеева. В Госдуме предложили ввести штрафы за преследование и нарушение частной жизни. Проблема сталкинга — одна из самых острых. Жертвам не дают покоя бывшие супруги, знакомые, а иногда и совсем случайные люди. Пострадавшие зачастую не защищены. О том, что может изменить ситуацию, — в материале РИА Новости.

"Не знала, куда бежать"

Последние полгода 35-летнюю Надежду Лидину из Москвы преследовал мужчина. Столкнулся с ней случайно — на продуктовом рынке.
"У меня были тяжелые сумки. Подбежал незнакомец и предложил донести до машины. По дороге разговорились: он расспрашивал о моей семье, работе. Пытался пригласить на свидание, уговаривал оставить номер. Я отказала и уехала", — рассказывает она.
На следующий день он сам нашел ее контакты. Звонил около двадцати раз. Прислал на работу цветы, караулил возле офиса и дома. Все продолжалось две недели.
Надежда решила не реагировать на навязчивого поклонника. Тот перешел к угрозам.
"Сказал, мол, знает, что я в разводе и имею бизнес. Начал намекать, что у него есть связи, поэтому проверяющие органы закроют фирму, если не захочу вступать в отношения. В полицию я идти боялась. Не знала, куда бежать, где от него спрятаться", — вспоминает она.
Ситуация разрешилась после того, как Лидина нашла контакты матери сталкера. Та сообщила, что у ее сына проблемы с психикой. И дала совет: "Скажи ему, что сошлась с мужем". Объяснила, что у сына принцип — не встречаться с женщинами в отношениях. Лишь после этого он отстал.

До тридцати обращений

Официальной статистики жертв сталкинга нет. Правозащитники заявляют о сотнях случаев ежегодно.
"В одну социальную организацию может поступить до тридцати обращений, — уточняет член Общественного совета при МВД Дмитрий Второв. — А ведь таких учреждений много. И это не говоря о случаях интернет-сталкинга".
По его словам, романтический интерес — один из главных мотивов. Но иногда все заканчивается трагедиями.
Седьмого июня погиб зампред общественного движения "Зов народа" Антон Еговцев. Его зарезали в подъезде одного из домов подмосковной Лобни.
Зампред движения "Зов народа" Антон Еговцев
Нападавший не меньше восьми раз ударил жертву ножом в ходе ссоры. Обвиняемый, по данным следователей, более полугода преследовал супругу Еговцева.
Антон, как рассказали его друзья РИА Новости, неоднократно обращался в полицию — безрезультатно. По данным нескольких СМИ, звонил он в участок и за два часа до гибели.
Еще одна причина, отмечает Второв, — семейный конфликт. Бывшие супруги или сожители преследуют бывших партнеров. Например, если их не устроили обстоятельства разрыва или кто-то вступил в новые отношения.
"Люди караулят друг друга повсюду, — рассказывает эксперт. — Часто в местах, где бывает общий ребенок. Жертвами могут стать как женщины, так и мужчины".
"Полиция не реагировала". Что стоит за гибелью активиста в Подмосковье

Два убийства подряд

Часто слежку устраивают из личной неприязни. Например, один человек желает отомстить другому, унизить или собрать компромат.
Буквально за день до гибели Еговцева в Москве убили профессионального скейтера Константина Балишанского. Неизвестный в медицинской маске расстрелял его из автомата.
Затем, пытаясь отбиться от полицейских, открыл по ним огонь. Сотрудники МВД ранили его и вызвали скорую.
Мотивы преступления еще устанавливают. Однако подозреваемого не раз видели у дома, где жил Балишанский. Кроме того, он активно искал информацию о скейтере в соцсетях.
"Вооружен до зубов". Кто мог убить известного скейтбордиста в Москве
Это один из главных инструментов сталкеров. Преступники быстро и точно идентифицируют жертв, отмечает программист и эксперт по работе с данными Андрей Кириллов.

"Технологии развились настолько, что номер телефона, машины, место работы можно найти, располагая другими данными, — объясняет он. — Разумеется, этим пользуются и преследователи. Есть множество ботов в Telegram, которые позволяют вести такую работу".

Несколько статей

В Уголовном кодексе нет отдельной статьи за сталкинг. Хотя за преследование можно ответить по закону — если совершены насильственные действия.
В таком случае дело рассматривают по статье 119 УК ("Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью"). Для преступника предусмотрено наказание в виде обязательных работ до 480 часов или до двух лет принудительных. Также преследователю может грозить до полугода ареста или лишение свободы до двух лет.
Сотрудник полиции надевает наручники на правонарушителя
Сталкинг подпадает и под статью 137 УК — незаконный сбор сведений о частной жизни и их распространение. За это грозит штраф до двухсот тысяч рублей, обязательные работы на срок до 360 часов или два года тюрьмы, поясняет юрист Оксана Никитина.
В апреле стало известно, что в Госдуме подготовили законопроект об отдельной статье "Преследование". Правда, не в УК, а в КоАП.
Под этим термином предлагают понимать "систематическое совершение действий, направленных на причинение жертве нравственных страданий", в том числе по телефону, в соцсетях, электронных или бумажных письмах.
При первом нарушении планируют ввести штраф в две тысячи рублей. За те же действия "с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет", собираются взыскивать до трех тысяч. В случае рецидива — штраф до пяти тысяч рублей или административный арест.
Пока неизвестно, примут ли закон. Однако, как считают эксперты, он может стать одним из первых шагов к решению проблемы.
"Текла кровь — она смеялась". Кто истязает самых беззащитных жителей России
Обсудить
Рекомендуем