МОСКВА, 28 дек — РИА Новости, Татьяна Пичугина. В Science сообщают о настоящем прорыве в медицине: выяснилось, что агонисты гормона GLP-1, одобренные для лечения диабета 2-го типа, приводят к заметной потере веса. Илон Маск признался, что похудел именно так. Исследования выявили у этих лекарств еще ряд полезных свойств. РИА Новости разбирается, насколько убедительны доказательства и каковы побочные эффекты этой терапии.
Тайна инсулина
В 1980-х молодой эндокринолог из Канады Дэниэл Друкер приехал в Гарвард изучать гормоны-инкретины, вырабатываемые в слизистой кишечника и мозге. Вскоре он обнаружил, что глюкагоноподобный пептид-1 (GLP-1) стимулирует выработку инсулина.
Этот гормон вместе с глюкозозависимым инсулиноподобным пептидом (GIP) выделяется после приема пищи. Они побуждают клетки расщеплять глюкозу, поступающую с едой. Продукты распада откладываются в мышцах и жировых тканях. При этом синтез глюкозы в клетках также подавляется. В итоге уровень сахара в крови снижается.
Инсулин вырабатывается в бета-клетках поджелудочной железы. Если этого не происходит, возникает диабет 1-го типа, требующий инъекций гормона.
Диабет 2-го типа — это когда клетки теряют чувствительность к инсулину. Тут нужны сахароснижающие препараты.
© iStock.com / ALIOUI Mohammed Elamine
3D-изображение молекулы глюкагоноподобного пептида-1
Открытие Друкера проложило путь к разработке новых лекарств от диабета 2-го типа. Оформили несколько патентов, но перспективы коммерциализации казались призрачными.
"Фармпромышленность была недостаточно развита. Трансфером технологий в университетах мало кто занимался", — вспоминал Друкер.
Лишь почти через 20 лет одобрили первый препарат, имитирующий GLP-1, — эксенатид. За основу взяли пептид из яда аризонского ядозуба. Потом появился лираглутид. Сейчас на рынке несколько агонистов GLP-1, принесших разработчикам научную славу, а производителям — огромные прибыли.
Побочный эффект
В 1990-е установили, что инъекции GLP-1 в мозг мышей снижают аппетит. Провели испытания на 20 здоровых мужчинах. Те, кому вводили внутривенно это вещество, после плотного завтрака обедали более скромно, чем получившие плацебо. Это выглядело обнадеживающе.
В 2014 году в США одобрили для лечения ожирения лираглутид датской компании Novo Nordisk, предназначенный для диабетиков. Однако популярности он не снискал, поскольку вводить его нужно дважды в день. В 2016-м на рынок вывели препарат продолжительного действия — семаглутид ("Оземпик"). Достаточно одного укола в неделю. Это лекарство под коммерческим названием "Вегови" в 2021 году разрешили использовать для пациентов с ожирением. А недавно к нему добавился тирзепатид, аналог сразу двух гормонов — GLP-1 и GIP, разработанный, как и эксенатид, американской компанией Eli Lilly.
В 2021-м провели эксперимент. Почти двум тысячам добровольцев с индексом массы тела 30 и более, не болеющим диабетом, раз в неделю вкалывали семаглутид. Все придерживались низкокалорийной диеты и были физически активны. Через 68 недель они похудели в среднем на 15 килограммов. Из побочных эффектов — тошнота и диарея.
На схеме показано, какие процессы регулируют пептид GLP-1 и его рецепторы GLP-1R. Стрелочка вверх — усиливает действие, вниз — уменьшает.
Как известно, у похудевших вес обычно быстро возвращается. Согласно службе здравоохранения Маккаби в Израиле, тут эффект сохраняется в течение трех лет. Эти выводы основаны на наблюдениях за 23 тысячами диабетиков, принимавших препарат минимум два года. Исследование проходило при поддержке фармпроизводителя.
С другой стороны, ученые из Канады установили, что агонисты GLP-1 повышают риск желудочно-кишечных заболеваний. Панкреатита — на девять процентов, непроходимости кишечника — на 4,22, гастропареза — на 3,6. Немного, но это надо иметь в виду.
"Крайне важно, чтобы люди получали эти препараты только по предписанию врача, а лечились под наблюдением специалистов", — подчеркивает физиолог Симон Корк из Anglia Ruskin University в интервью для Science Media Center.
Тем не менее в обществе возник нездоровый ажиотаж, чему способствовали Илон Маск, тиктокеры. По данным Science, в США препараты этого типа принимают 1,7% населения. Образовался дефицит, уже появились подделки.
Между тем риски толком не изучены, нет данных по пациентам с индексом массы тела 27 и ниже, что еще не квалифицируют как ожирение.
В Австралии, где семаглутид одобрили в сентябре 2022-го, отмечают многочисленные случаи передозировки, которые нередко оборачиваются госпитализацией. В ноябре скончалась 56-летняя женщина, которой это лекарство прописали от ожирения. Врачи отрицают, что это послужило причиной смерти, родственники уверены в обратном.
И тут неожиданно выяснилось, что эти препараты положительно влияют на другие системы организма.
В ноябре в New England Journal of Medicine, крупнейшем медицинском журнале, опубликовали результаты клинического исследования (при финансировании Novo Nordisk), продемонстрировавшего значимое снижение риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Участвовали 17 тысяч человек с ожирением и проблемами сердца, но без диабета. Терапия продолжалась в среднем 34 месяца.
Еще одна работа из США показала, что агонисты GLP-1 уменьшают вероятность колоректального рака. Сам же первооткрыватель препарата Дэн Друкер активно исследует его противовоспалительные эффекты.
"Агонисты GLP-1 также ослабляют осложнения хронических нарушений обмена веществ. Мы знаем это по клинических исследованиям, но не понимаем механизм", — признается ученый.
"Пока больше вопросов, чем ответов", — заключает Холден Торп, главный редактор журнала Science. Но добавляет: похоже, это "настоящий прорыв".
Строго по назначению
"Семаглутид — действительно уникальный препарат. Мы его используем уже более пяти лет, поэтому вряд ли это открытие года. Он достаточно изученный", — рассказывает в беседе с РИА Новости врач-эндокринолог "Гута Клиник", кандидат медицинских наук Татьяна Гудожникова.
По ее словам, препарат высокоспецифичен к уровню глюкозы в крови — при достижении нормы сахар больше не падает. Поэтому его и разрешили для пациентов с ожирением, но без диабета.
Лекарство применяется в инъекциях раз в неделю. Оно ослабляет чувство голода, увеличивает время всасывания еды в желудке и кишечнике, снижает инсулинорезистентность. И масса жировой ткани уменьшается.
За рубежом, продолжает Гудожникова, препарат включен в многолетние исследовательские программы, такие как SUSTAIN, PIONEER, STEP, где его испытывают на добровольцах с плацебо-группами для контроля.
"Российская компания "Герофарм" заявила о создании аналога семаглутида. В продажу поступит после завершения всех необходимых исследований", — отмечает эксперт.
Препарат подходит для многих пациентов, но самолечение опасно.
"Порой его рекомендуют фитнес-тренеры, онлайн-консультанты. Это чревато серьезными последствиями для эндокринной системы и всего организма", — предупреждает Гудожникова.
Только эндокринолог может определить, нужен ли этот препарат. Прежде чем назначить терапию, врач оценит состояние щитовидной железы, инсулинорезистентность, посмотрит, есть ли бляшки в сосудах. То есть проведет полное обследование.
Среди основных противопоказаний: кетоацидоз, беременность, медуллярный рак щитовидной железы в анамнезе, почечная недостаточность (СКФ менее 15), хроническая сердечная недостаточность четвертой степени.
Терапия по снижению веса длится от шести месяцев до года под контролем врача. Периодически надо сдавать анализы.
Возможные побочные эффекты — тошнота, вздутие живота, жидкий стул, головная боль, головокружение. При их возникновении необходима консультация врача и коррекция лечения.