БАНГКОК, 25 окт — РИА Новости. Контейнеровоз под флагом Гонконга мог повредить газопровод Balticconnector, попытавшись встать на якорную стоянку в неположенном месте в чрезвычайных обстоятельствах, сказал РИА Новости эксперт по морским перевозкам и главный редактор интернет-портала "Морской бюллетень" Михаил Войтенко.
«
"Судя по тому, как сухогруз двигался на переходе из Балтийска в Санкт-Петербург, а также судя по фотографии, снятой в Санкт-Петербурге, на которой видно, что якорь на правом борту отсутствует, то есть, видимо, потерян, и что на правом борту обрушены стояки с контейнерами, можно предположить, что судно попало в какую-то критическую ситуацию, потеряло несколько контейнеров, которые упали в море, и команда попыталась встать на якорную стоянку, чтобы остановить дальнейшее обрушение контейнеров", — сказал он.
По словам Войтенко, контейнеровоз, скорее всего, пытался укрыться от непогоды и встать на якорь там, где запрещена стоянка. Он указал, что маршрут контейнеровоза проходил через такую зону.
"Если там действительно произошло ЧП с контейнерами, то экипаж, даже зная, что находится в зоне, где запрещены якорные стоянки, мог все равно решить отдать якорь, чтобы хоть как-то зацепиться за грунт и прекратить падение контейнеров с палубы", — предположил эксперт.
Он уточнил, что зона с запретом якорных стоянок, через которую проходил сухогруз, находится как раз над местом залегания газопровода Balticconnector и системы телекоммуникационных кабелей, проложенных по дну.
"А когда стали поднимать якорь, поняли, что он очень плотно за что-то зацепился. Наверно, посмотрели по карте, увидели, что в этом месте проходит газопровод, и могли решить, что лучше просто избавиться от якоря и уйти скорее", — добавил Войтенко.
Эксперт подчеркнул, что в таком случае у корабля не было "никаких недобрых намерений", а случившееся следует рассматривать как ЧП.
Тем более такое развитие событий вероятно, так как на этом судне уже была похожая ситуация в ноябре 2021 года, когда с его палубы сорвалось несколько контейнеров в Бискайском заливе, уточнил собеседник агентства.
«
"Тогда судно еще принадлежало сингапурской компании и ходило под кипрским флагом, порт приписки был Лимасол на Кипре. Данные об этом инциденте сохранились. А в июне 2023 года судно сменило владельца, флаг и порт приписки", — сказал Войтенко.
По данным сайта морской аналитики Marine Traffic, в день аварии вблизи газопровода находились пять судов, но ближе всех подошел именно этот контейнеровоз.
Финские журналисты опубликовали фотографии Newnew Polar Bear, где видно, что левый якорь у судна отсутствует, а некоторые перевозимые контейнеры накренились.
Официальный представитель МИД КНР Мао Нин, комментируя сообщения о возможной причастности гонконгского судна к повреждению Balticconnector, заявила, что Китай и Финляндия уже взаимодействуют по вопросу ЧП. По ее словам, в тот момент судно осуществляло обычное плавание, никаких аномалий не зафиксировали. Представитель МИД выразила надежду на объективное расследование.
Balticconnector пролегает по дну Балтийского моря между Эстонией и Финляндией. Прокачка по нему остановилась в ночь на 8 октября. Финский оператор Gasgrid Finland отмечал, что газопровод не работает из-за возможной утечки. Президент Финляндии Саули Ниинистё сказал, что повреждение Balticconnector, вероятно, стало результатом внешнего воздействия.