МОСКВА, 12 cент — РИА Новости, Елена Савельева. Европейские газовые хранилища заполнены под завязку. Однако запасы лишь временно компенсируют нехватку поставок, стабильность которых в последнее время под большим вопросом. Поэтому ЕС импортирует рекордные объемы СПГ из России. А в Еврокомиссии признали: обойтись без санкционного топлива невозможно. Почему от него отказались только на словах — в материале РИА Новости.
Рекордный импорт
В ЕС долго требовали свести к нулю закупки российского газа. В том числе от Чехии, Словакии, Болгарии, Латвии, Польши.
Природный газ поступает в Восточную Европу по трубопроводам из России или Азербайджана, сжиженный — из Катара, США, Малайзии, Нигерии, Алжира, Норвегии и опять-таки России.
Однако наш СПГ с удовольствием приобретает и Западная Европа, причем все больше. Так, в прошлом году Россия оказалась вторым поставщиком после США, обеспечив, по данным Kpler, 16 процентов общего импорта.
Усилия напрасны
И ЕС продолжает наращивать закупки — несмотря на стремление полностью отказаться от них к 2027-му.
По данным неправительственной организации Global Witness, в первые семь месяцев 2023-го Бельгия и Испания стали вторым и третьим крупнейшими потребителями российского СПГ после Китая.
Летом 2022-го в ЕС ввели санкции, сократив, по оценкам Евростата, российскую долю в импорте нефти и нефтепродуктов до двух процентов, газа — до 13.
«
"Поразительно: столько приложили усилий ради избавления от трубопроводного газа из России — только для того, чтобы заменить его поставками на судах, — удивляется Джонатан Норонха-Гант, специалист Global Witness по ископаемому топливу. — Европейские компании по-прежнему отправляют миллиарды Москве".
Никакой возможности
Похоже, спорить с очевидным европейские власти уже не могут. Зампредседателя Еврокомиссии (ЕК) Марош Шефчович признал: полный отказ от российского газа — "почти невыполнимая миссия".
С января по ноябрь прошлого года на Россию (трубопроводный газ и СПГ) приходилось около четверти импорта ЕС. Еще четверть — из Норвегии, 11,6 процента — из Алжира. США, Катар и Нигерия обеспечивали 25,7 процента.
Однако уже не раз на континенте сталкивались с нестабильностью этих поставок. Так, когда цены на газ в Европе падают, СПГ сразу же утекает на азиатский рынок. По этой причине в июле импорт упал почти до двухлетнего минимума. Газовозы увезли топливо туда, где подороже.
«
В августе котировки вновь подскочили на фоне известия о грядущих забастовках на трех главных предприятиях по производству СПГ в Австралии, контролировавших семь процентов глобального рынка. Сейчас протесты в разгаре, и это уже не шутки: риски перебоев все реальнее. По прогнозам, только одна двухнедельная стачка снизит предложение на миллион тонн. И в дело опять вступает азиатский фактор.
Газ из Австралии редко добирается до европейских берегов. Однако если покупателям в Азии придется искать альтернативы, они вступят в прямую конкуренцию с Европой.
Не получилось
"Зеленые" усилия ЕС также пока не приносят плодов. В феврале 2022-го Европейская комиссия запустила план REPowerEU. Цель — увеличить использование возобновляемых источников энергии, сократить и диверсифицировать общее энергопотребление. В Германии закрыли последние АЭС, и стране пришлось импортировать рекордное количество электроэнергии. Возобновляемые источники оказались нежизнеспособными.
Это сильно ударило по немецкой промышленности. Дорогая импортная электроэнергия взвинтила производственные расходы. Причем она была еще и грязной — с тех же электростанций на природном газе и угле.
Шефчович считает, что развитие газовой инфраструктуры и налаживание новых партнерских отношений все же позволит избавиться от российского импорта.
"В случае с газом, покупаемым через общую закупочную платформу ЕС, мы уже следим за тем, чтобы он не поступал из России", — заверил чиновник.
Однако здесь есть сразу две проблемы. Во-первых, на возведение нужной СПГ-инфраструктуры потребуются миллиарды евро. Во-вторых, это противоречит курсу на отказ от ископаемого топлива. Как добиться противоположных целей — совершенно непонятно.